КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Литературное развитие младших школьников
У таких детей произвольное воображение уже преобладает над непроизвольным, и они воссоздают образ на основе художественных деталей и пытаются дорисовать его до целостного, исходя из личного опыта. Уровень идеи (или концептуальный). Это самый высокий уровень восприятия, качественно отличающийся от аналитического (уровня персонажа). Дети, достигшие уровня идеи произведения, эмоционально реагируют не только на событийную сторону произведения, но и на его художественную форму, что практически не встречается в начальной школе в силу общих особенностей психического развития ребенка. Эмоциональные реакции на форму вызваны не ее внешней стороной — ритмом, звукописью, а красотой поэтических описаний, эмоциональной атмосферой произведения. Эмоции таких учеников тонки, богаты по оттенкам, и дети пытаются их выразить в слове и объяснить причины их появления. Отношение к герою и его поступкам всегда осознанно и проявляется как на эмоциональном, так и интеллектуально-оценочном уровне. Дети улавливают динамику эмоций в произведении, видят причины изменений эмоциональной атмосферы. Содержание и художественная форма воспринимаются в их единстве. Дети любят перечитывать текст и размышлять над прочитанным,способны определить назначение художественного элемента в тексте, увидеть авторское отношение к героям и событиям, авторскую позицию и идею произведения. Обобщение, которое делают ученики, выходит за рамки конкретного образа, хотя формулировки могут быть наивными и неточными, односторонними, неглубокими, но при этом важна попытка определить проблему, стоящую в произведении, и предложить свое обоснованное толкование прочитанного: Марина У. (IV класс ): «Это юмористическое стихотворение, поэтому мы смеемся. Ведь туман на самом деле никого не съедает. Автор повторяет слова и даже описания, чтобы мы поверили в жадность, но не испугались. Туман не человек, хоть его и назвали великан. Ел, ел, толстел, толстел, раздувался, раздувался — чтобы мы увидели, как постепенно все закрывается туманом, словно великан пожирает мир. Но мы не боимея, а смеемся. А потом весь мир освобождается. Туман в стихотворении ведет себя как жадный человек, поэтому к туману вообще автор никак не относится, к туману-великану, к жадине, относится с насмешкой. Автор превращает туман в человека, чтобы мы смеялись над жадностью, чтобы задумались, что от жадности можно и лопнуть, а мир все равно весь не съешь». При постановке вопросов к произведению ученики видят основной конфликт произведения, их интересует авторское отношение к персонажам, связи между событиями и поступками героев, их характерами; они часто обращают внимание на название, на отдельные художественные детали. Марина У. (IV класс): «Зачем автор подробно рассказывает о жизни русалочки в море? Почему русалочка не захотела больше жить в море с родными? Какие качества были у русалочки? Что об этом говорит? Почему русалочка не послушалась сестер и погибла? В какие цвета ты бы раскрасил рисунок, когда русалочка смотрит на спящих принца и его жену? Почему? Почему красные цвета сменяются в конце сказки белыми и розовыми? Почему русалочка не превратилась в пену? Жалко ли тебе русалочку?» Если ученик начальной школы при самостоятельном чтении оказывается на уровне идеи, то это, как указывает М. П. Воюшина, говорит о значительном опережении в его литературном развитии и его больших читательских способностях, а может быть, и о филологической одаренности ребенка. Без специального обучения читатель младшего школьного возраста не может достичь ни уровня персонажа, ни уровня идеи.
Содержание понятия «литературное развитие» Чему младший школьник может научиться на уроках литературы, какое образование ему необходимо для его успешной читательской деятельности? Главная цель образования — культурное развитие ребенка. Образование, по сути, это и есть воспроизводство в сознании человека основных человеческих ценностей, передача их от поколения к поколению. Только благодаря этому они и сохраняются.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1617; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |