Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Литературное развитие младших школьников




У таких детей произвольное воображение уже преобладает над непроизвольным, и они воссоздают образ на основе художествен­ных деталей и пытаются дорисовать его до целостного, исходя из личного опыта.

Уровень идеи (или концептуальный).

Это самый высокий уровень восприятия, качественно отлича­ющийся от аналитического (уровня персонажа). Дети, достигшие уровня идеи произведения, эмоционально реагируют не только на событийную сторону произведения, но и на его художествен­ную форму, что практически не встречается в начальной школе в силу общих особенностей психического развития ребенка. Эмоцио­нальные реакции на форму вызваны не ее внешней стороной — ритмом, звукописью, а красотой поэтических описаний, эмоцио­нальной атмосферой произведения. Эмоции таких учеников тон­ки, богаты по оттенкам, и дети пытаются их выразить в слове и объяснить причины их появления. Отношение к герою и его по­ступкам всегда осознанно и проявляется как на эмоциональном, так и интеллектуально-оценочном уровне. Дети улавливают дина­мику эмоций в произведении, видят причины изменений эмоцио­нальной атмосферы.

Содержание и художественная форма воспринимаются в их един­стве. Дети любят перечитывать текст и размышлять над прочитан­ным,способны определить назначение художественного элемен­та в тексте, увидеть авторское отношение к героям и событиям, авторскую позицию и идею произведения. Обобщение, которое делают ученики, выходит за рамки конкретного образа, хотя фор­мулировки могут быть наивными и неточными, односторонни­ми, неглубокими, но при этом важна попытка определить про­блему, стоящую в произведении, и предложить свое обоснован­ное толкование прочитанного:

Марина У. (IV класс ): «Это юмористическое стихотворение, поэтому мы смеемся. Ведь туман на самом деле никого не съедает. Автор повторя­ет слова и даже описания, чтобы мы поверили в жадность, но не испу­гались. Туман не человек, хоть его и назвали великан. Ел, ел, толстел, толстел, раздувался, раздувался — чтобы мы увидели, как постепенно все закрывается туманом, словно великан пожирает мир. Но мы не бо­имея, а смеемся. А потом весь мир освобождается. Туман в стихотворе­нии ведет себя как жадный человек, поэтому к туману вообще автор никак не относится, к туману-великану, к жадине, относится с насмеш­кой. Автор превращает туман в человека, чтобы мы смеялись над жадно­стью, чтобы задумались, что от жадности можно и лопнуть, а мир все равно весь не съешь».

При постановке вопросов к произведению ученики видят ос­новной конфликт произведения, их интересует авторское отно­шение к персонажам, связи между событиями и поступками ге­роев, их характерами; они часто обращают внимание на назва­ние, на отдельные художественные детали.

Марина У. (IV класс): «Зачем автор подробно рассказывает о жизни русалочки в море? Почему русалочка не захотела больше жить в море с родными? Какие качества были у русалочки? Что об этом говорит? По­чему русалочка не послушалась сестер и погибла? В какие цвета ты бы раскрасил рисунок, когда русалочка смотрит на спящих принца и его жену? Почему? Почему красные цвета сменяются в конце сказки белы­ми и розовыми? Почему русалочка не превратилась в пену? Жалко ли тебе русалочку

Если ученик начальной школы при самостоятельном чтении оказывается на уровне идеи, то это, как указывает М. П. Воюши­на, говорит о значительном опережении в его литературном раз­витии и его больших читательских способностях, а может быть, и о филологической одаренности ребенка. Без специального обучения читатель младшего школьного воз­раста не может достичь ни уровня персонажа, ни уровня идеи.

 

Содержание понятия «литературное развитие»

Чему младший школьник мо­жет научиться на уроках литературы, какое образование ему не­обходимо для его успешной читательской деятельности?

Главная цель образования — культурное развитие ребенка. Обра­зование, по сути, это и есть воспроизводство в сознании человека основных человеческих ценностей, передача их от поколения к поколению. Только благодаря этому они и сохраняются.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1574; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.