КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Читательские умения
Умение анализировать художественное произведение — умение сложное, так как любое художественное произведение — сложное системное единство. Умение анализировать — это, по сути, система частных умений, ориентированных на постижение отдельных элементов произведения (композиции, образов, языка и т. п.) как частей художественного целого: а) у мение воспринимать изобразительно-выразительные средства языка в соответствии с их ролью в произведении, т.е. 1) воспринимать, т. е. реагировать, видеть художественную деталь в тексте, эмоционально откликаться на нее; 2 ) осознавать ее роль в структуре образа и текста в целом; б) у мение воссоздавать в воображении образы, созданные писателем; в) у мение устанавливать причинно-следственные связи, видеть логику развития действия в эпосе, динамику эмоций в лирике, движение конфликта в драме. Это умение связано с постижением композиции произведения — важнейшего элемента художественной формы. Младшие школьники еще не могут освоить понятие «композиция» в его полном объеме, но важно приучать маленького читателя размышлять над связью между эпизодами, прослеживать динамику эмоций, зарождение и развитие конфликта, устанавливать связи между поступками персонажа и его характером, осмыслять роль пейзажа, портрета, речевой характеристики. Важно, чтобы ребенок осознал, что в литературном произведении нет случайных деталей, эпизодов, характеристик. г) у мение целостно воспринимать образ персонажа в эпосе, образ-переживание в лирике, характер в драме как элементы, служащие раскрытию идеи произведения. д) у мение видеть авторское отношение, оценку во всех элементах текста. е) у мение осваивать авторскую идею произведения. К адекватному освоению авторской идеи приводит только установление связи между всеми элементами произведения. Это умение — синтез всех перечисленных читательских умений, которые представлены в системе от более простых, базовых к более сложным, синтетическим.
Полноценное восприятие не сводится к выражению идеи, а предполагает переживание, приятие или неприятие авторской позиции. А к этому при самостоятельном чтении младший школьник еще не готов и нуждается в помощи, в обучении. В то же время только логическое осознание образов и идеи обедняет восприятие, так как с помощью логики нельзя передать все богатство образного обобщения, присутствующего в художественном произведении: не случайно появляется множество интерпретаций шедевров литературы в других видах искусства — музыке, изобразительном искусстве, театре, кино.
В реальной читательской деятельности все частные аналитические умения сосуществуют и действуют в комплексе. Однако в основе системы лежит умение воспринимать изобразительно-выразительные средства языка в соответствии с их ролью в произведении.
Тексты, которые предлагаются ученикам начальной школы, должны подбираться с учетом специфики целей и содержания ЛО. На первых уроках ребенок должен работать с произведениями, в которых идея выражена с помощью минимума художественных средств, с элементарной фабулой, простейшей композицией, однозначным авторским отношением, и очень маленькими по объему. В то же время они должны быть: - интересны детям; - доступны по идейному содержанию (т. е. искажение в понимании авторского отношения и идеи минимальны); - содержать яркий художественный элемент, способствующий выражению авторского отношения к изображаемому. Этим требованиям отвечают малые жанры фольклора и детская игровая поэзия, с яркостью их художественной формы и несложностью идейного содержания. На загадках, скороговорках, пословицах и поговорках, небылицах и т.п., на детских сюжетных стихах легко показать младшим школьникам роль изобразительно-выразительных деталей, композиции, способы проявления авторского отношения, активизировать детское воображение, обучить приемам анализа текста. При этом, безусловно, произойдет коррекция читательского восприятия: оно станет более глубоким и точным. Затем можно приступать к изучению более сложных по художественной форме и идейному содержанию произведений.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 2704; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |