Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Читательские умения




Умение анализировать художественное произведение — уме­ние сложное, так как любое художественное произведение — слож­ное системное единство. Умение анализировать — это, по сути, система частных умений, ориентированных на постижение отдель­ных элементов произведения (композиции, образов, языка и т. п.) как частей художественного целого:

а) у мение воспринимать изобразительно-выразительные средства языка в соответствии с их ролью в произведении, т.е. 1) воспринимать, т. е. реагировать, видеть художественную де­таль в тексте, эмоционально откликаться на нее; 2 ) осознавать ее роль в структуре образа и текста в целом;

б) у мение воссоздавать в воображении образы, со­зданные писателем;

в) у мение устанавливать причинно-следственные связи, видеть логику развития действия в эпосе, динамику эмоций в лирике, дви­жение конфликта в драме. Это умение связано с постижением ком­позиции произведения — важнейшего элемента художественной формы. Младшие школьники еще не могут освоить понятие «ком­позиция» в его полном объеме, но важно приучать маленького читателя размышлять над связью между эпизодами, прослеживать динамику эмоций, зарождение и развитие конфликта, устанав­ливать связи между поступками персонажа и его характером, ос­мыслять роль пейзажа, портрета, речевой характеристики. Важно, чтобы ребенок осознал, что в литературном произведении нет слу­чайных деталей, эпизодов, характеристик.

г) у мение целостно воспринимать образ персонажа в эпосе, об­раз-переживание в лирике, характер в драме как элементы, служа­щие раскрытию идеи произведения.

д) у мение видеть авторское отношение, оценку во всех элемен­тах текста.

е) у мение осваивать авторскую идею произведения. К адекватному освоению авторской идеи приводит только уста­новление связи между всеми элементами произведения. Это уме­ние — синтез всех перечисленных читательских умений, которые представлены в системе от более простых, базовых к более слож­ным, синтетическим.

 

Полноценное восприятие не сводится к выражению идеи, а пред­полагает переживание, приятие или неприятие авторской пози­ции. А к этому при самостоятельном чтении младший школьник еще не готов и нуждается в помощи, в обучении. В то же время только логическое осознание образов и идеи обедняет восприя­тие, так как с помощью логики нельзя передать все богатство образного обобщения, присутствующего в художественном про­изведении: не случайно появляется множество интерпретаций шедевров литературы в других видах искусства — музыке, изобра­зительном искусстве, театре, кино.

 

В реальной читательской деятельности все частные аналитические умения сосуществуют и действуют в ком­плексе. Однако в основе системы лежит умение воспринимать изоб­разительно-выразительные средства языка в соответствии с их ро­лью в произведении.

 

Тексты, которые предлагаются ученикам на­чальной школы, должны подбираться с учетом специфики целей и содержания ЛО. На первых уроках ребенок должен работать с произведениями, в которых идея выражена с помощью минимума художественных средств, с элементарной фабулой, про­стейшей композицией, однозначным авторским отношением, и очень маленькими по объему. В то же время они должны быть:

- интересны детям;

- доступны по идейному содержанию (т. е. искажение в пони­мании авторского отношения и идеи минимальны);

- содержать яркий художественный элемент, способствующий выражению авторского отношения к изображаемому.

Этим требованиям отвечают малые жанры фольк­лора и детская игровая поэзия, с яркостью их художественной формы и несложностью идейного содержания. На загадках, скоро­говорках, пословицах и поговорках, небылицах и т.п., на детских сюжетных стихах легко показать младшим школьникам роль изобра­зительно-выразительных деталей, композиции, способы проявле­ния авторского отношения, активизировать детское воображение, обучить приемам анализа текста. При этом, безусловно, произой­дет коррекция читательского восприятия: оно станет более глубо­ким и точным. Затем можно приступать к изучению более сложных по художественной форме и идейному содержанию произведений.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 2659; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.