КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Круг чтения и принципы его отбора
Эмоционально-оценочная деятельность Четвертый элемент содержания литературного образования — опыт эмоционально-ценностного отношения к миру — педагогически интерпретирован как эмоционально-оценочная деятельность, поскольку приобрести опыт, приобщиться к духовным ценностям можно только через сопереживание героям и автору. Необходимо так строить изучение произведения, чтобы оно затрагивало душу ребенка, чтобы идея была не только осознана читателем, но и пережита им. Все названные элементы содержания литературного образования находятся во взаимосвязи, результатом их взаимодействия является новое качество — углубление восприятия прочитанного, литературное развитие младшего школьника. Это позволяет рассматривать содержание литературного образования как систему.
Отбор круга чтения должен определяться следующими принципами: 1. Эстетический принцип. Предметом изучения на начальном этапе ЛО является литературное произведение как эстетическая ценность. 2. Принцип целостности. Данный принцип базируется на концепции современного литературоведения о художественном произведении как о целостности, сложном единстве «многообразных и разнообразных элементов, взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом, так что ни один из них не может рассматриваться изолированно, вне этих взаимосвязей. Принцип целостности может быть реализован, если художественное произведение воспринимается ребенком целиком, без сокращений и адаптации, при которой нарушается художественная ценность текста. 3. Принцип доступности. Смысл данного принципа можно определить как готовность читателей адекватно воспринять основное художественное ядро произведения, которое определяет своеобразие, неповторимость его содержания и формы. 4. Принцип учета читательских интересов школьников. Предлагаемые произведения должны вызывать яркие эмоции у первоклассника, желание читать самостоятельно. 5. Принцип целесообразности изучения произведения для литературного развития школьников. В психологии установлено, что близость темы и материала к жизненному опыту школьников облегчает эмоциональное «заражение», но воспитание только на такой литературе задерживает ЛР. В этих условиях легко возникают эмоции на содержание, но тормозится эмоциональная реакция на форму. Этот факт говорит о том, что необходимо включать в круг чтения ребенка произведения, расширяющие его жизненный и читательский кругозор. Тексты, имеющие потенциал смысла, доступного детям, но требующего специальной работы, усилий читателя, влекут за собой литературное развитие школьников. 6. Принцип тематического разнообразия произведений. Необходимость выделения данного принципа обусловлена психологическими особенностями младших школьников, целиком поглощенных вниманием к внешнему миру. Потребность во внешних впечатлениях становится основной движущей силой развития психики младшего школьника. Ребенок этого возраста способен проявлять максимальную активность до тех пор, пока не исчезнет чувство новизны. Разнообразие тематики изучаемых произведений будет способствовать поддержанию эмоциональной и интеллектуальной активности ребенка. 7. Принцип яркой выразительности художественной формы изучаемого произведения. Художественная форма произведения должна обязательно содержать хотя бы один яркий элемент, который бы привлек внимание ребенка, — ритм, рифму, звукопись, оригинальные тропы — и композиционные приемы — оригинальное название, загадку и т. п. 8. Принцип соответствия теоретико-литературных знаний литературному материалу и возможностям их освоения младшими школьниками. Сообщение детям теоретико-литературных знаний и обучение детей их практическому применению необходимы для адекватного понимания произведения и его интерпретации в устной и письменной речи. Теоретико-литературные понятия позволяют проникнуть в природу словесного образа, а образ является одним из «ключей», открывающих двери в тайны поэзии. Значит, необходимо определить круг тех теоретико-литературных знаний, которые нужны школьникам для понимания изучаемых произведений, установить, на каком литературном материале овладение этими знаниями будет проходить наиболее успешно. 9. Принцип возможности сопоставления произведения с другими изучаемыми произведениями. Смысл этого принципа понимается как постоянное обращение на уроках литературы к уже изученным произведениям, нахождение близких тем, образов, настроений. По мере обучения ребенка происходит постепенное накопление им необходимых знаний. Это позволит уже в рамках начальной школы устанавливать отдельные связи между отдельными текстами писателя, текстами разных писателей и создаст предпосылки для изучения произведений на историко-литературной основе в средней школе. Введение этого принципа позволит преодолеть конкретность мышления школьника, будет способствовать развитию умственной операции обобщения, которая необходима для образного обобщения. 10. Принцип усложнения аналитической и художественной деятельности школьников при изучении произведений. Литературное развитие — возрастной процесс. За счет расширения жизненного опыта, культурного развития, накопления читательских впечатлений изменяется восприятие художественного произведения. Усложнение художественной идеи, формы произведения, усложнение деятельности школьников на уроках являются необходимыми условиями для их ЛР. При этом происходит ориентация на зону ближайшего развития детей. Последовательность изучения произведений определяется сложностью художественной идеи, средств ее выражения, объемом текста, особенностями восприятия произведения школьниками. Программа изучения художественных произведений должна быть выстроена как система роста читателя-школьника с учетом усложнения как самого художественного текста, так и деятельности ребенка.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 3704; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |