Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Круг чтения и принципы его отбора




Эмоционально-оценочная деятельность

Четвертый элемент содержания литературного образованияопыт эмоционально-ценностного отношения к миру — педагогиче­ски интерпретирован как эмоционально-оценочная деятельность, поскольку приобрести опыт, приобщиться к духовным ценностям можно только через сопереживание героям и автору. Необходимо так строить изучение произведения, чтобы оно затрагивало душу ребенка, чтобы идея была не только осознана читателем, но и пережита им.

Все названные элементы содержания литературного образования находятся во взаимосвязи, результатом их взаимодействия является новое качество — углубление восприятия прочитанного, литератур­ное развитие младшего школьника. Это позволяет рассматривать содержание литературного образования как систему.

 

Отбор круга чтения должен определяться следующими принципами:

1. Эстетический принцип. Предметом изучения на начальном этапе ЛО является литературное произведение как эстетическая ценность.

2. Принцип целостности. Данный принцип базируется на кон­цепции современного литературоведения о художественном про­изведении как о целостности, сложном единстве «многообразных и разнообразных элементов, взаимосвязанных и взаимодействую­щих друг с другом, так что ни один из них не может рассматри­ваться изолированно, вне этих взаимосвязей. Принцип целостно­сти может быть реализован, если художественное произведение воспринимается ребенком целиком, без сокращений и адаптации, при которой нарушается художественная ценность текста.

3. Принцип доступности. Смысл данного принципа можно оп­ределить как готовность читателей адекватно воспринять основ­ное художественное ядро произведения, которое определяет свое­образие, неповторимость его содержания и формы.

4. Принцип учета читательских интересов школьников. Предла­гаемые произведения должны вызывать яркие эмоции у перво­классника, желание читать самостоятельно.

5. Принцип целесообразности изучения произведения для лите­ратурного развития школьников. В психологии установлено, что близость темы и материала к жизненному опыту школьников об­легчает эмоциональное «заражение», но воспитание только на такой литературе задерживает ЛР. В этих условиях легко возникают эмоции на содержание, но тормозится эмоциональная реакция на форму. Этот факт говорит о том, что необходимо включать в круг чтения ребенка произведения, расширяющие его жизненный и чи­тательский кругозор. Тексты, имеющие потенциал смысла, дос­тупного детям, но требующего специальной работы, усилий чита­теля, влекут за собой литературное развитие школьников.

6. Принцип тематического разнообразия произведений. Необхо­димость выделения данного принципа обусловлена психологиче­скими особенностями младших школьников, целиком поглощен­ных вниманием к внешнему миру. Потребность во внешних впе­чатлениях становится основной движущей силой развития психи­ки младшего школьника. Ребенок этого возраста способен прояв­лять максимальную активность до тех пор, пока не исчезнет чув­ство новизны. Разнообразие тематики изучаемых произведений будет способствовать поддержанию эмоциональной и интеллек­туальной активности ребенка.

7. Принцип яркой выразительности художественной формы изу­чаемого произведения. Художественная форма произведения дол­жна обязательно содержать хотя бы один яркий элемент, который бы привлек внимание ребенка, — ритм, рифму, звукопись, ори­гинальные тропы — и композиционные приемы — оригинальное название, загадку и т. п.

8. Принцип соответствия теоретико-литературных знаний лите­ратурному материалу и возможностям их освоения младшими школь­никами. Сообщение детям теоретико-литературных знаний и обу­чение детей их практическому применению необходимы для адек­ватного понимания произведения и его интерпретации в устной и письменной речи. Теоретико-литературные понятия позволяют проникнуть в природу словесного образа, а образ является одним из «ключей», открывающих двери в тайны поэзии. Значит, необ­ходимо определить круг тех теоретико-литературных знаний, ко­торые нужны школьникам для понимания изучаемых произведе­ний, установить, на каком литературном материале овладение эти­ми знаниями будет проходить наиболее успешно.

9. Принцип возможности сопоставления произведения с другими изучаемыми произведениями. Смысл этого принципа понимается как постоянное обращение на уроках литературы к уже изучен­ным произведениям, нахождение близких тем, образов, настрое­ний. По мере обучения ребенка происходит постепенное накопле­ние им необходимых знаний. Это позволит уже в рамках началь­ной школы устанавливать отдельные связи между отдельными тек­стами писателя, текстами разных писателей и создаст предпосыл­ки для изучения произведений на историко-литературной основе в средней школе. Введение этого принципа позволит преодолеть конкретность мышления школьника, будет способствовать разви­тию умственной операции обобщения, которая необходима для образного обобщения.

10. Принцип усложнения аналитической и художественной дея­тельности школьников при изучении произведений. Литературное развитие — возрастной процесс. За счет расширения жизненного опыта, культурного развития, накопления читательских впечат­лений изменяется восприятие художественного произведения. Ус­ложнение художественной идеи, формы произведения, усложне­ние деятельности школьников на уроках являются необходимыми условиями для их ЛР. При этом происходит ориентация на зону ближайшего развития детей.

Последовательность изучения произведений определяется слож­ностью художественной идеи, средств ее выражения, объемом тек­ста, особенностями восприятия произведения школьниками. Про­грамма изучения художественных произведений должна быть вы­строена как система роста читателя-школьника с учетом усложнения как самого художественного текста, так и деятельности ребенка.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 3621; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.