Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Организационный этап

СТРУКТУРА УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Принцип синтеза

Принцип направленности анализа на литературное развитие ребенка, на формирование специальных читательских умений, на совершенствование навыка чтения

Школьный ана­лиз литературного произведения призван способствовать литератур­ному развитию детей. Наблюдая в процессе анализа за спецификой произведения, ученики осваивают первоначальные литерату­роведческие представления и читательские умения, а значит, раз­виваются как читатели и как личности. Задача учителя — выстро­ить систему литературного развития своих учеников, понимать, какие знания и для чего им необходимы, какие умения и как нужно развивать на каждом уроке, чтобы своей деятельностью не затормозить процесс литературного развития, а, напротив, обес­печить его эффективность.

Можно быть прекрасным литературоведом, но не стать учите­лем. Ведь учитель всегда отбирает тот литературоведческий, куль­турологический, искусствоведческий материал, который под его руководством смогут освоить именно его ученики. Если он ошиба­ется в выборе, то ученикам становится неинтересно на уроках — и вместо любви к литературе мы получаем активное ее неприятие.

Анализ текста завершается синтезом. Разложив текст на его элементы для того, чтобы осознать их роль в структуре целого, в итоге следует вернуться к произведе­нию как художественному целому, т.е. к его идее. Синтез можно понимать как интерпретацию произведения, его толкование, под­крепленное аргументами, полученными в процессе анализа.

 

В начальной школе детям для чтения предлагаются небольшие по объему литературные произведения, поэтому их изучение обычно занимает один-два урока. Это связано и с тем, что чаще всего в прозаических текстах решается одна проблема. Если этап анализа переносится на второй урок, то он строится «вслед за автором», от эпизода к эпизоду, и на втором уроке мы продолжаем работу с текстом. На изучение стихотворений обычно отводится один урок: оно и становится объектом изучения. Поэтому тема урока почти всегда звучит одинаково — «Изучение произведения...». Но если учитель хочет дать уроку имя, он, безусловно, имеет на это право.

 

Общая дидактика говорит о необходимости перед каждым уро­ком проводить организационный этап, на котором учитель про­веряет готовность детей к работе и помогает им успокоиться и переключиться с игры на перемене на учебную деятельность. Спо­собы организации этого этапа известны из курса педагогики.

 

2. Этап проверки домашнего задания.

Этот этап — единственный из всех, который может «передвигать­ся» в структуре урока, все остальные строго закреплены. Этап проверки домашнего задания не должен занимать больше четверти урока (10 минут).

Именно с проверки домашнего задания чаще всего начинают­ся уроки литературы в начальной школе. Действительно, дети го­товились дома, им очень важно, чтобы учитель оценил их работу, и ждать этой оценки до конца урока им трудно. Кроме того, в начальной школе обычно произведение изучается в течение од­ного—трех уроков, поэтому, прежде чем переходить к рассмотре­нию нового текста, необходимо подвести итоги уже проделанной работы.

В начальной школе этот этап вызывает у учителя ряд трудно­стей. Главная из них — сколько учеников нужно спросить? Некото­рые считают, что если заданы чтение наизусть, творческая рабо­та, то спрашивать необходимо всех, чтобы не лишать детей сти­мула выполнять домашнее задание. На практике это приводит к тому, что после ответа третьего ученика класс перестает следить за происходящим.

Проверяя, например, чтение наизусть, важно помнить о том, что главная цель этого задания — научить детей выразительности исполнения. Если текст плохо выучен, то и выразительность теряется. Если текст вызубрен, но прочитан механически, без эмоций или с эмо­циями, неадекватными авторскому замыслу, то такое исполне­ние не может быть оценено как качественное. Поэтому ребенок должен сознавать, что оценка ставится не за то, что плохо или хорошо он выучил текст, а за то, что плохо или хорошо испол­нил произведение.

Детей нужно учить оценивать чтение друг друга. Для этого каж­дый вариант прочтения разбирается учителем вместе с учениками. При таком подходе выслушивается 2—3 ученика, а остальным предлагается поработать дома, учтя все замечания. Дети могут спра­шивать друг друга (работа в парах) и давать не количественную (в баллах), а качественную оценку. Можно выслушать подготовив­шихся после уроков, предложив другим ученикам (по их жела­нию) остаться и послушать одноклассников.

Творческие работы нужно собирать и оформлять стенды, аль­бомы, газеты — тогда все желающие смогут с ними ознакомиться и оценить, а у исполнителей будет формироваться чувство ответ­ственности за качество работы и удовлетворение от того, что их труд востребован.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Принцип целостности | Этап первого восприятия
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 761; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.