Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Анализ образов персонажей как методический прием

Формулировка вопросов и заданий для стилистического анализа

Знакомство с возможностями слова в создании смешного.

Смешное в литературном произведении может возникать благо­даря возможностям, заложенным в человеческой речи. Это могут быть эмоционально окрашенные слова, нарушение орфоэпиче­ской или словообразовательной нормы, употребление неожидан­ной (ненормативной) формы слова, столкновение разных стиле­вых потоков в речи персонажа, воспринимающиеся как явное нарушение речевой нормы, и т.д.

Например, рассказ В.Драгун­ского «Заколдованная буква » основан на нарушениях орфоэпиче­ской нормы. Дети спорят о том, как правильно произносится сло­во «шишки». Аленка сказала: «А на елке сыски висят». Ребята сме­ются над ней, но тут выясняется, что Мишка неправильно про­износит это слово — «хыхки». Теперь уж Аленка с Дениской сме­ются над Мишкой. Но Денискина позиция «выгодней»: он-то ду­мает, что он один произносит это слово правильно. И тогда насту­пает последний и решающий сюжетный поворот. «Я остановился на лестнице и внятно сказал: — Никакие не "сыски ". Никакие не " хыхки ", а коротко и ясно: " фыфки "!».

 

1. Учитель называет детям функцию и просит их найти в тек­сте те слова, которые ее выполняют. Например: с помощью ка­ких слов и выражений автор «оживляет» природу? На этом этапе можно вводить термин.

2. Учитель просит учеников найти в тексте языковые изобрази­тельно-выразительные средства. Например: найдите в этом фраг­менте эпитеты и докажите, что вы сделали это верно.

3. Учитель указывает на слово или выражение в произведении и просит учеников определить прием и его роль в тексте. Например: с какой целью автор использует это слово? Почему абзац закан­чивается многоточием? Почему в четверостишии так много вос­клицательных знаков? Зачем автор повторяет несколько раз это слово? Почему автор из целого ряда слов-синонимов выбирает именно этот?

4. Стилистический эксперимент: -ученики получают искаженный текст (например, с пропусками эпитетов, или метафор, или сравнений). Их задача — восстановить текст. Затем сравниваются авторский и ученический варианты и анализируется авторский выбор; -ученики получают черновой и окончательный тексты произведения (авторские редакции). Им предлагается ре­шить, почему автор изменил свои первоначальные намерения; —Ученики получают искаженный и авторский тек­сты. Им предлагается установить, что изменилось при искажении, что утратил текст.

В начальной школе на первом плане всегда остаются образы персонажей. Анализ образа персонажа всегда проводится в сопоставлении его с другими образами произведения: персонажами, пейзажами и т. д., — а не изолированно.

Осознать характер персонажа, мотивы и последствия его по­ступков — одна из главных задач читателя. Это невозможно сделать, если не обратиться к способам создания образа персонажа в системе его связей с другими образами и способам выражения отношения к нему как автора, так и других персонажей (композиционный и стилисти­ческий анализ). Составляющие образа персонажа:: портрет героя (описания внешности), речь, его поступки, внут­ренний мир, взаимоотношения с другими персонажами, т.е. его характер.

В основе анализа образа персонажа [27] — анализ композиции и стиля. Эти виды литературо­ведческого анализа никогда не являются самоцелью при изуче­нии литературы в школе — они выполняют вспомогательную функцию в осознании образа персонажа и образа автора, их то­чек зрения.

 

Т ермин «герой » подчеркивает по­зитивную роль, яркость, необычность, исключительность изоб­ражаемого человека.

Термин « действующее лицо » подчеркивает тот факт, что «пер­сонаж проявляет себя преимущественно в совершении поступ­ков».

Различение терминов «герой» и «персонаж», «действующее лицо» для учеников начальной школы сложно и в школьной практике мы часто пользуемся ими как синонимами.

Х арактер — «более определенное понятие; мы говорим о характере в том случае, если изображен­ный человек обрисован с достаточной полнотой и определенно­стью, так, что мы за ним чувствуем определенную норму поведе­ния».

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Анализ стиля как методический прием | Этапы работы над образом персонажа
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 2154; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.