КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методика работы над эпическими произведениями
О родах литературных произведений Особенности работы над произведениями разных родов и жанров в начальных классах
В литературоведении выделяют три рода литературы: 1) эпос (греч. эпос - слово, повествование, рассказ) - литературно-художественное произведение объективно - повествовательного характера, в котором действительность изображается во внешнем проявлении. Художественный мир в эпосе пластичен, событиен (сюжетен), характеризуется пространственно-временной конкретикой; 2) для лирики (от греч. лира - музыкальный инструмент) характерно отражение жизни через чувства, мысли и переживания поэта - лирического героя. В лирике изображается внутренее состояние человека, а изображение событий чаще отсутствует либо события даются сквозь призму внутренних переживаний. Лирика - самый субъективный род литературы, вместе с тем она «устремлена к общему, к изображению душевной жизни как всеобщей» (Л.Я.Гинзбург); 3) в драме (греч., букв. - действие), в отличие от эпоса, содержание воплощается посредством наглядного действия, а не рассказа. Для драмы характерна диалоговая форма. Остаточной формой речи повествователя в драме являются ремарки.
Выбор конкретных методических приемов работы над художественным произведением зависит от рода и жанра текста, а также от его композиционных особенностей и специфики формы.
В начальной школе из эпических произведений изучаются: рассказ, эпическое произведение в стихах (или эпическое стихотворение), сказка, басня. Из литературной природы эпического произведения выводятся методические приемы работы с ним.
В центре работы с эпическим произведением в начальной школе - герои и сюжет: - составляется портрет главных героев, обсуждаются их поступки, дается их характеристика и т.д.; - прослеживается сюжетная линия рассказа: С чего все началось?Как развивались события? Какой момент повествования является самым напряженным (самым важным)? Чем все закончилось? При работе с эпическим произведением одним из ведущих приемов работы становится пересказ текста, а значит, и предварительное составление плана[28]. Тип пересказа выбирается в зависимости от композиции: - произведения последовательно-повествовательной композиции удобны для подробного пересказа; - повествовательно-описательная структура произведения может стать основой выборочного пересказа; - произведения, в которых главная сюжетная линия осложнена многими деталями, могут быть выбраны для краткого пересказа; - а работая над произведениями, построенными на диалоге, от пересказа следует вообще отказаться. Такие произведения рекомендуется читать по ролям и драматизировать.
От специфики произведения зависит и выбор приема для знакомства с произведением: - народную сказку следует детям рассказывать; - литературную авторскую сказку - читать по книге; - эпическое стихотворение может быть прочитано заранее подготовленными детьми или учителем (без подготовки стихотворный текст читать с листа трудно); - рассказ можно предложить детям читать по цепочке или выбрать для первичного восприятия прием комбинированного чтения; - басню следует читать самому учителю (мораль должна быть отделена от текста).
Небольшой объем произведений малых фольклорных жанров дает возможность сосредоточиться на их форме, фукнция которой особенно заметна: - чистоговорки предназначены для тренировки произнесения одного звука в окружении других; - скороговорка - произнесения сочетаний звуков, близких или, напротив, далеких по способу и месту образования; - считалка основана наритме; - побасенка композиционно построена на диалоге После работы по уяснению структуры таких произведений можно предложить детям самим сочинить по аналогии считалки, скороговорки, побасенки и др.
Чтение рассказов (коррекционная школа 8 вида)
Основным материалом для уроков чтения служит рассказ. В учебниках по чтению для 2—6-го классов специальной (коррекци-онной) школы рассказы составляют примерно 50% от произведений других жанров.
Рассказ - небольшое по объему прозаическое произведение, изображающее отдельные события из жизни героя (или героев). Число персонажей в рассказе ограничено.
В литературной практике существуют различные подходы к классификации рассказов: - по тематике (о природе, детях, войне), - по времени протекания действия (рассказы об истории, о сегодняшнем дне), - по жанровой характеристике (описательно-повествовательные, новеллистические, юмористические, сатирические, драматические), - по сложности композиции (сюжетно-повествовательные, рассказы с пропущенным звеном, со скрытым смыслом) и др.
- Наиболее доступными для учащихся специальной школы являются рассказы с последовательным развитием событий, которые не содержат сложные смысловые связи[29]. - Труднее воспринимаются рассказы с пропущенным звеном или с разновременными планами действия, когда события сегодняшнего дня перемежаются описанием уже происшедшего. Пропущенные звенья, последовательность развития сюжета восстанавливаются на основе общего контекста. - Самые трудные для понимания — это рассказы со скрытым смыслом. В произведениях такого типа внешнее проявление событий, поступков героев не совпадают с внутренним смыслом.
I. В книгах для чтения для каждого класса специальной школы представлены рассказы с разными по сложности сюжетами, но большинство из них - это простые по структуре тексты. Информация, заключенная в таких рассказах, как правило, воспринимается умственно отсталыми детьми без особых затруднений. Хотя и тут школьники могут не осмысливать содержание рассказа в целом, не всегда осознавать смысловые связи между отдельными информационными единицами текста, затрудняться в выделении главной мысли.
Основное направление в работе по таким рассказам - это помощь школьникам в установлении смысловых связей между отдельными событиями и поступками героев, в выявлении главного замысла. Чем старше класс, тем более глубоким должен быть анализ моральных проблем, с большим выходом на современную жизнь.
Методика работы над рассказом Л.Н. Толстого «Акула» в 3-м классе коррекционной школы.
В этом рассказе для учащихся сложно все, в том числе и информационная сторона текста, поскольку она не позволяет опереться на их личный опыт. В связи с этим в процессе подготовительной работы необходимо провести беседу с опорой на иллюстративный материал: рассмотреть корабль, пушку с ее «хоботом», установить, что за человек стоит около нее с фитилем в руках, пояснить, для чего нужен фитиль, показать в море парус и купающихся в нем людей, уточнить, почему люди купаются в парусе, погруженном в воду, а не в открытом море, рассмотреть изображение акулы и, наконец, установить, современный ли это корабль.
После чтения рассказа учителем выясняется, волновались ли дети за мальчиков, в какой момент они особенно боялись, что мальчики погибнут. Эти вопросы, не вводя пока школьников в сложную канву рассказа, помогают усилить его эмоциональное восприятие и тем самым подготовить их к смысловому разбору текста. В младших классах нерационально сразу задавать смысловые вопросы, так как большинство детей не готово к пониманию логики сюжета. Более того, неверные ответы, прозвучав однажды, могут воспроизводиться и при последующем анализе текста.
К смысловому разбору произведения следует приступить после чтения текста учащимися. В рассказе «Акула» важно прежде всего назвать действующих лиц, так как дети могут не воспринимать артиллериста и отца мальчика как одно лицо. Далее следует выяснить, почему капитан дал команду «купаться», попутно отметить, где происходит действие и что такое Сахара. Без краткого пояснения последнего слова оно ассоциируется у учащихся со словом сахар. Последующий анализ можно проводить по таким вопросам: - Как было организовано купание? - Как плавали мальчики? Найдите в книге, с кем сравнивает их автор. Почему? (В случае, если сравнение непонятно, можно уточнить, кто видел ящерицу, легко ли ее поймать, какая она.) - Куда поплыли мальчики? Почему? - Как сначала отнесся к этому поступку отец одного из мальчиков? Кем он был на корабле? - Что случилось дальше? (Прочитайте это место в тексте.) - Что грозило детям? - Как воспринял эту опасность отец? (Прочитайте это место в тексте.) - Почему мальчики не услышали, что кричал старый артиллерист? - Что значит «побелеть как полотно»? Что должен был чувствовать отец, видя сына в опасности? - Как вы думаете, хорошо ли поступили мальчики, уплыв в открытое море? Объясните, почему это плохо. Если класс слабый, можно ограничиться чтением и разбором первой части рассказа. В этом случае педагог читает только эту часть. Желающим узнать, что было дальше, предлагается дома дочитать рассказ до конца.
Повторное чтение текста по частям можно сопровождать словесным рисованием картин. Таких картин к первой части рассказа должно быть шесть. Для образного представления описанного события желательно сопровождать словесное рисование учащихся выполнением аппликационно-мелового рисунка на доске либо демонстрацией кадров диафильма.
На следующем уроке учитель спрашивает, кто прочитал рассказ (хвалит одних, но не порицает других), были ли спасены мальчики и кто их спас. Затем читает продолжение рассказа и выясняет, какой момент детям показался наиболее страшным и почему.
При разборе второй части следует обратить внимание школьников на поведение артиллериста в этой опасной ситуации. Необходимо разобраться вместе с детьми, почему он упал после выстрела (учащиеся склонны объяснять это тем, что он убил мальчиков), подобрать слова, которые точно обозначают черты характера артиллериста, еще раз вернуться к оценке поведения мальчиков. Далее по заданию в учебнике можно выстроить план рассказа (заголовки частей даются в книге), установить, какие заголовки относятся к первой части, какие - ко второй, прочитать еще раз последнюю часть, соотнося текст с пунктами плана. Пересказ второй части текста или всего рассказа в целом лучше выполнять в форме озвучивания диафильма. Для этой цели кадры диафильма даются без титров, дети пересказывают содержание каждой картины. Как уже говорилось выше, в старших классах вопросы к тексту носят более обобщенный характер и требуют более глубокого проникновения в логику поступков героев.
Рассказ А.П. Чехова «Хамелеон» в 7-м классе (коррекционной школы)
1. Вступительная беседа. В ней раскрывается значение слова хамелеон с опорой на справку об А.П. Чехове, которая дана в биографическом очерке учебника. Устанавливается, что это слово не только обозначает вид ящерицы, но и характеризует человека, который меняет свое мнение в зависимости от обстановки, как ящерица - цвет кожи. Объясняются значения еще двух слов: надзиратель и городовой.
2. Чтение текста учителем. Читается первая часть текста до слов не рассуждать; выясняется, каким ученики представляют себе надзирателя Очумелова. Его точная и полная характеристика не нужна. Важно, чтобы в результате выразительного чтения учителя у детей на эмоциональном уровне сложился образ важного, грубого и угодливого начальника «базара и площади».
3. Чтение первой части текста учащимися. Выяснение по ходу чтения значений тех слов, к которым даны значок сноски и объяснение в конце рассказа.
4. Анализ текста и словарная работа. - Какие фамилии дал А. П. Чехов действующим лицам рассказа? Случаен ли этот выбор? Почему? - Чем занят надзиратель Очумелов на базаре? Это его обязанность или проявление самодурства? Докажите свою точку зрения. - Что привлекает Очумелова на площади? - Как он вначале реагирует на жалобу Хрюкина? - Найдите в речи слова Очумелова, которые свидетельствуют о том, что он — представитель власти. Обратите внимание на его тон и бесконечное «яканье». - Прочитайте первый монолог Очумелова. Передайте при чтении его самомнение, начальственно-повелительную интонацию. - Что полностью изменяет поведение Очумелова? Почему ему вдруг становится жарко? - Какая интонация появляется в его речи? Какие слова он употребляет теперь? Найдите их в тексте. - Прочитайте вторую речь Очумелова. Передайте при чтении умиленно-ласковую интонацию по отношению к собаке генерала, грубость, относящуюся к Хрюкину. - Объясните значение слова цигарка и выражения мировой рассудит. - Расскажите, как обращался Хрюкин со щенком. Как характеризует это Хрюкина? Как поступки этого персонажа сопоставляются с его фамилией?
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 5644; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |