Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методика работы над эпическими произведениями

О родах литературных произведений

Особенности работы над произведениями разных родов и жанров

в начальных классах

 

 

В литературоведении выделяют три рода лите­ратуры:

1) эпос (греч. эпос - слово, повествование, рассказ) - литературно-художественное произведение объективно - повествовательного характера, в котором действительность изображается во внешнем проявлении. Художественный мир в эпосе пластичен, событиен (сюжетен), характеризуется пространственно-временной конкретикой;

2) для лирики (от греч. лира - музыкальный инструмент) характерно отражение жизни через чувства, мысли и переживания поэта - лирического героя. В лирике изображается внутренее состояние человека, а изображение событий чаще отсутствует либо события даются сквозь призму внутренних переживаний. Лирика - самый субъективный род литературы, вместе с тем она «устремлена к общему, к изображению душевной жизни как всеобщей» (Л.Я.Гинзбург);

3) в драме (греч., букв. - действие), в отличие от эпоса, содержание воплощается посредством наглядного действия, а не рассказа. Для драмы характерна диалоговая форма. Остаточной формой речи повествователя в драме являются ремарки.

 

Выбор конкретных методических приемов работы над художественным произведением зависит от рода и жанра текста, а также от его композиционных особенностей и специфики формы.

 

В начальной школе из эпических произведений изучаются: рассказ, эпи­ческое произведение в стихах (или эпическое стихотворение), сказка, басня.

Из литературной природы эпического произведения выводятся методические приемы работы с ним.

 

В центре работы с эпическим произведением в начальной школе - герои и сюжет:

- составляется портрет главных героев, обсуждаются их поступки, дается их характеристика и т.д.;

- прослеживается сюжетная линия рассказа: С чего все началось?Как развивались события? Какой момент повествования является самым напряженным (самым важным)? Чем все закончилось?

При работе с эпическим произведением одним из ведущих приемов работы становится пересказ текста, а значит, и предварительное составление плана[28]. Тип пересказа выбирается в зависимости от композиции:

- произведения последовательно-повествовательной композиции удобны для подробного пересказа;

- повествовательно-описатель­ная структура произведения может стать основой выборочного пересказа;

- произведения, в которых главная сюжетная линия ос­ложнена многими деталями, могут быть выбраны для краткого пересказа;

- а работая над произведениями, построенными на диа­логе, от пересказа следует вообще отказаться. Такие произведения рекомендуется читать по ролям и драматизировать.

 

От специфики произведения зависит и выбор приема для знакомства с произведением:

- народную сказку следует детям рассказывать;

- литературную авторскую сказку - читать по книге;

- эпическое стихотворение может быть прочитано зара­нее подготовленными детьми или учителем (без подготовки стихотворный текст читать с листа трудно);

- рассказ можно предложить детям читать по цепочке или выбрать для первичного восприятия прием комбинированного чтения;

- басню следует читать самому учителю (мораль должна быть отделена от текста).

 

Небольшой объем произведений малых фольклорных жан­ров дает возможность сосредоточиться на их форме, фукнция которой особенно заметна:

- чистоговорки предназна­чены для тренировки произнесения одного звука в окружении других;

- скороговорка - произнесения сочетаний звуков, близких или, напротив, далеких по способу и месту образования;

- считалка основана наритме;

- побасенка композиционно построена на диалоге

После работы по уяснению структуры таких произведений можно предложить детям самим сочинить по аналогии считалки, скороговорки, по­басенки и др.

 

Чтение рассказов (коррекционная школа 8 вида)

 

Основным материалом для уроков чтения служит рассказ. В учебниках по чтению для 2—6-го классов специальной (коррекци-онной) школы рассказы составляют примерно 50% от произведе­ний других жанров.

 

Рассказ - небольшое по объему прозаическое произведение, изображающее отдельные собы­тия из жизни героя (или героев). Число персонажей в рассказе ограничено.

 

В литературной практике существуют различные подходы к классификации рассказов:

- по тематике (о природе, детях, войне),

- по времени протекания действия (рассказы об истории, о сегод­няшнем дне),

- по жанровой характеристике (описательно-повествовательные, новеллистические, юмористические, сатирические, драматические),

- по сложности композиции (сюжетно-по­вествовательные, рассказы с пропущенным звеном, со скрытым смыслом) и др.

 

- Наиболее доступными для учащихся специальной школы являются рассказы с последовательным развитием событий, ко­торые не содержат сложные смысловые связи[29].

- Труднее воспринимаются рассказы с пропущенным зве­ном или с разновременными планами действия, когда события сегодняшнего дня перемежаются описанием уже происшедшего. Пропущенные звенья, последовательность развития сюжета вос­станавливаются на основе общего контекста.

- Самые трудные для понимания — это рассказы со скры­тым смыслом. В произведениях такого типа внешнее проявле­ние событий, поступков героев не совпадают с внутренним смыслом.

 

I. В книгах для чтения для каждого класса специальной школы представлены рассказы с разными по сложности сюжетами, но большинство из них - это простые по структуре тексты. Инфор­мация, заключенная в таких рассказах, как правило, воспринима­ется умственно отсталыми детьми без особых затруднений. Хотя и тут школьники могут не осмысливать содержание рассказа в це­лом, не всегда осознавать смысловые связи между отдельными информационными единицами текста, затрудняться в выделении главной мысли.

 

Основное направление в работе по таким рассказам - это помощь школьникам в установлении смысловых связей между отдельными событиями и поступками героев, в выявлении глав­ного замысла. Чем старше класс, тем более глубоким должен быть анализ моральных проблем, с большим выходом на совре­менную жизнь.

 

Методика работы над рассказом Л.Н. Толстого «Акула» в 3-м классе коррекционной школы.

 

В этом рассказе для учащих­ся сложно все, в том числе и информационная сторона текста, поскольку она не позволяет опереться на их личный опыт. В связи с этим в процессе подготовительной работы необходимо провести беседу с опорой на иллюстративный материал: рассмотреть корабль, пушку с ее «хоботом», установить, что за человек стоит около нее с фитилем в руках, пояснить, для чего нужен фи­тиль, показать в море парус и купающихся в нем людей, уточнить, почему люди купаются в парусе, погруженном в воду, а не в от­крытом море, рассмотреть изображение акулы и, наконец, устано­вить, современный ли это корабль.

 

После чтения рассказа учителем выясняется, волновались ли дети за мальчиков, в какой момент они особенно боялись, что мальчики погибнут. Эти вопросы, не вводя пока школьников в сложную канву рассказа, помогают усилить его эмоциональное восприятие и тем самым подготовить их к смысловому разбору текста. В младших классах нерационально сразу задавать смысловые вопросы, так как большинство детей не готово к пониманию ло­гики сюжета. Более того, неверные ответы, прозвучав однажды, могут воспроизводиться и при последующем анализе текста.

 

К смысловому разбору произведения следует приступить пос­ле чтения текста учащимися. В рассказе «Акула» важно прежде всего назвать действующих лиц, так как дети могут не восприни­мать артиллериста и отца мальчика как одно лицо. Далее следует выяснить, почему капитан дал команду «купаться», попутно отме­тить, где происходит действие и что такое Сахара. Без краткого пояснения последнего слова оно ассоциируется у учащихся со словом сахар. Последующий анализ можно проводить по таким вопросам:

- Как было организовано купание?

- Как плавали мальчики? Найдите в книге, с кем сравнивает их автор. Почему? (В случае, если сравнение непонятно, можно уточнить, кто видел ящерицу, легко ли ее поймать, какая она.)

- Куда поплыли мальчики? Почему?

- Как сначала отнесся к этому поступку отец одного из маль­чиков? Кем он был на корабле?

- Что случилось дальше? (Прочитайте это место в тексте.)

- Что грозило детям?

- Как воспринял эту опасность отец? (Прочитайте это место в тексте.)

- Почему мальчики не услышали, что кричал старый артилле­рист?

- Что значит «побелеть как полотно»? Что должен был чувство­вать отец, видя сына в опасности?

- Как вы думаете, хорошо ли поступили мальчики, уплыв в от­крытое море? Объясните, почему это плохо.

Если класс слабый, можно ограничиться чтением и разбо­ром первой части рассказа. В этом случае педагог читает только эту часть. Желающим узнать, что было дальше, предлагается дома дочитать рассказ до конца.

 

Повторное чтение текста по частям можно сопровождать словесным рисованием картин. Таких картин к первой части рассказа должно быть шесть. Для образного представления опи­санного события желательно сопровождать словесное рисование учащихся выполнением аппликационно-мелового рисунка на до­ске либо демонстрацией кадров диафильма.

 

На следующем уроке учитель спрашивает, кто прочитал рас­сказ (хвалит одних, но не порицает других), были ли спасены мальчики и кто их спас. Затем читает продолжение рассказа и выясняет, какой момент детям показался наиболее страшным и почему.

 

При разборе второй части следует обратить внимание школьников на поведение артиллериста в этой опасной ситуа­ции. Необходимо разобраться вместе с детьми, почему он упал после выстрела (учащиеся склонны объяснять это тем, что он убил мальчиков), подобрать слова, которые точно обозначают черты характера артиллериста, еще раз вернуться к оценке по­ведения мальчиков.

Далее по заданию в учебнике можно выстроить план расска­за (заголовки частей даются в книге), установить, какие заголов­ки относятся к первой части, какие - ко второй, прочитать еще раз последнюю часть, соотнося текст с пунктами плана.

Пере­сказ второй части текста или всего рассказа в целом лучше вы­полнять в форме озвучивания диафильма. Для этой цели кадры диафильма даются без титров, дети пересказывают содержание каждой картины.

Как уже говорилось выше, в старших классах вопросы к тексту носят более обобщенный характер и требуют более глу­бокого проникновения в логику поступков героев.

 

Рассказ А.П. Чехова «Хамелеон» в 7-м классе (коррекционной школы)

 

1. Вступительная беседа. В ней раскрывается значение слова хамелеон с опорой на справку об А.П. Чехове, которая дана в биографическом очерке учебника. Устанавливается, что это сло­во не только обозначает вид ящерицы, но и характеризует чело­века, который меняет свое мнение в зависимости от обстанов­ки, как ящерица - цвет кожи. Объясняются значения еще двух слов: надзиратель и городовой.

 

2. Чтение текста учителем. Читается первая часть текста до слов не рассуждать; выясняется, каким ученики представляют себе надзирателя Очумелова. Его точная и полная характерис­тика не нужна. Важно, чтобы в результате выразительного чте­ния учителя у детей на эмоциональном уровне сложился образ важного, грубого и угодливого начальника «базара и площади».

 

3. Чтение первой части текста учащимися. Выяснение по ходу чтения значений тех слов, к которым даны значок сноски и объяснение в конце рассказа.

 

4. Анализ текста и словарная работа.

- Какие фамилии дал А. П. Чехов действующим лицам рассказа?

Случаен ли этот выбор? Почему?

- Чем занят надзиратель Очумелов на базаре? Это его обязанность или проявление самодурства? Докажите свою точку зрения.

- Что привлекает Очумелова на площади?

- Как он вначале реагирует на жалобу Хрюкина?

- Найдите в речи слова Очумелова, которые свидетельствуют о том, что он — представитель власти. Обратите внимание на его тон и бесконечное «яканье».

- Прочитайте первый монолог Очумелова. Передайте при чте­нии его самомнение, начальственно-повелительную интонацию.

- Что полностью изменяет поведение Очумелова? Почему ему вдруг становится жарко?

- Какая интонация появляется в его речи? Какие слова он употребляет теперь? Найдите их в тексте.

- Прочитайте вторую речь Очумелова. Передайте при чтении умиленно-ласковую интонацию по отношению к собаке генерала, грубость, относящуюся к Хрюкину.

- Объясните значение слова цигарка и выражения мировой рассудит.

- Расскажите, как обращался Хрюкин со щенком. Как характе­ризует это Хрюкина? Как поступки этого персонажа сопоставля­ются с его фамилией?

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Сегодня мы с вами попробуем выступить в роли сказочника и придумать настоящую сказку | Чтение по ролям первой части рассказа
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 5644; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.