КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методика работы над драматическими произведениямиВ драматическом произведении автор показывает жизнь через действия героев; действие приобретает самоценное значение и становится своеобразным «опредмечиванием внутренних побуждений действующего лица и реализацией его интересов и целей» (И.Волков). Языку - речи персонажей в драме принадлежит особая роль: речь героев выражает их внутренние переживания и одновременно является средством изображения героев; в речи персонажей выявляются их конфликтные отношения, т.е. речь (разговор) становится движущим механизмом действия.
Драма требует постановки на сцене. Поэтому полноценное чтение драматического произведения предполагает наличие развитого воссоздающего и творческого воображения и по силам только квалифицированному читателю. По этой причине в хрестоматиях для начальных классов очень мало драматических произведений: - в «Родной речи» - учебнике для учащихся начальных классов в 3 книгах их только два: в книге 1 - отрывок из сказки С.Я.Маршака «Терем-теремок» и в книге 2 - отрывок из сказки-пьесы С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев»; - в книгах З.И.Романовской «Живое слово» драматических произведений нет вообще; - в книгах для чтения Р.Н. и Е.В.Бунеевых тоже только два драматических произведения: С.Маршака, «Сказка про козла» (III класс) и С.Козлова «Снежный цветок» (IV класс).
Чтение драматического произведения требует разносторонних усилий читателя: осознания раскодированных печатных знаков, воссоздания в воображении определенных картин, представления того, как двигаются, говорят герои, как они располагаются в пространстве относительно друг друга и относительно деталей интерьера.
Поэтому целесообразно начинать работу над драматическим произведением с предварительного рассмотрения иллюстраций к тексту, с беседы по ним, в которой следует обсудить позы героев и предположительное содержание изображенных сцен. В процессе чтения драмы также можно обращаться к иллюстрациям, соотнося текст с картинами. Основными методическими приемами работы с драматическим произведением в классе будут чтение по ролям и драматизация -после анализа произведения. В в драматическом произведении авторская позиция с трудом открывается школьникам, поэтому при анализе следует обратить внимание на детали, которые ее проявляют.
Пример: в сказке « Терем-теремок » наряду с животными в сказку введены еще два действующих лица: добрый дед и злой дед. После перечитывания их реплик приходим к выводу, что в словах доброго и злого дедов содержится описание движений героев-животных, т.е. автор поручает этим персонажам описание мизансцен: Злой дед: Вот идут они к соседям - Волк с приятелем-медведем. Впереди лиса идет, В теремок гостей ведет.
В тексте сказки нет ремарок, их роль выполняет речи деда доброго и деда злого. В самом наименовании персбнажей - добрый и злой - проявляется позиция автора, она еще больше прояснится, если мы заметим, что «доброму» деду поручается описание «хороших» событий, а «злому» - «плохих». Добрый дед: Мышь-норушка Толокно толчет, А лягушка Пироги печет. А петух на подоконнике Им играет на гармонике. Серый ежик свернулся в клубок, Он не спит - сторожит теремок. Злой дед: Только вдруг из чащи темной Притащился волк бездомный, Постучался у ворот, Хриплым голосом поет. Анализ драматического произведения предполагает уяснение сюжетной линии, установление причинно-следственных связей событий, характеристику действующих лиц и др.
Пример: при чтении сказки-пьесы С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев» можно опираться на жизненный опыт детей: им не раз приходилось наблюдать смену времен года. Можно предложить детям описать погоду в январе и феврале, вспомнить, чем отличаются холодные дни этих месяцев, а затеям прочитаем реплики-стихи Января и Февраля из пьесы:
Январь: Если так, будь по-вашему! (Ударяет о землю своим ледяным посохом.) Не трещите, морозы, Полно вам воронье В заповедном бору; Замораживать, У сосны, у березы Человечье жилье Не грызите кору! Выхолаживать!
Учитель спрашивает у детей: - К кому обращается Январь? (К морозам.) - Какая просьба содержится в словах Января? (Он просит морозы, чтобы они не трещали, не грызли кору.) Январь обращается к морозам как к живым, страшным и злым существам. Недаром в народе говорят злые морозы.
- А к кому обращается Февраль? Прочитайте. Февраль (ударяет посохом о землю): Ветры, бури, ураганы, В облаках трубите громко, Дуйте, что есть мочи. Вейте над землею. Вихри, вьюги и бураны, Пусть бежит в полях поземка Разыграйтесь к ночи! Белою змеею! - Кем же командует Февраль? Кто у него в подчинении? (Ветры, бури, ураганы, вихри, вьюги, бураны).
- Какие согласные звуки есть почти в каждом слове? ([р]) - А какие гласные чаще всего произносятся в этих словах? ([ы] - 3 раза, [у] - 4 раза, [и] - 4 раза.) - Найдем в стихотворении другие слова со звуком [у ] (дуйте, трубите, землею, пусть, змеею). - Прочитаем все слова, которые мы нашли, растягивая гласные звуки и звуки [р], [р']. Что мы слышим, когда произносим эти слова? (Завывание ветра: ры -у-ри - и -и - у - и - у - ы.) - Поэт выбрал такие слова, которые помогли нам не только увидеть картину ветреной зимней погоды, но и услышать сильные февральские ветры. Поэт звуками выразил свои ощущения о феврале, а герой сказки - Февраль - помог нам понять автора. В структуре драматического произведения есть афиша и ремарки, требующие внимания и осбоых приемов работы. Например, полезно предложить детям самим составить афишу и выполнить ее в рисунке и цвете. Работу над ремарками нужно проводить на двух уровнях: содержательном и исполнительском. На содержательном уровне ремарки разбираются в ходе анализа пьесы. При этом вместе с детьми устанавливается, что предписано сделать герою и почему.
Пример, анализ фрагмента пьесы С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев» может выглядеть следующим образом:
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1072; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |