КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Изобразительное искусство на этапе анализа
Словесное моделирование музыкального фрагмента. Движение детей под музыку для прочувствования состояния персонажа. Соотнесение музыкальных фрагментов с фрагментами текста произведения. Слушание музыки и ее интерпретация с элементами анализа.
Произведения изобразительного искусства на этапе анализа чаще всего привлекаются учителем в качестве иллюстраций к тексту: — анализ картины помогает детям научиться самостоятельно описывать созданные в их воображении зрительные образы; — сопоставление картины с текстом помогает выявить специфику каждого вида искусства; уточнить настроение и чувства персонажей и читателя; — выбор понравившейся иллюстрации из нескольких, выполненных разными художниками, предполагает объяснение решения, а значит, сопоставление с текстом всех иллюстраций, внимание к самому тексту.
Рассматривание иллюстраций и их оценка становятся своеобразным способом выявления и концентрации читательского восприятия на конкретно-наглядной основе и способствуют возникновению потребности в анализе текста, создавая проблемную ситуацию при столкновении читательского мнения и трактовки образов художниками-иллюстраторами. « Денискины рассказы » В.Драгунского иллюстрировали многие художники. В хрестоматии для II класса М.П. Воюшиной иллюстрации к рассказу «Красный шарик в синем небе » выполнены Н.Бережковой, одну из книг иллюстрировал художник Е.Лось
Е. Лось. Красный шарик в синем небе Н. Бережкова. То же
Предложим детям сравнить иллюстрации к этому рассказу: — К какому эпизоду сделали иллюстрации художники? Чем можно объяснить их выбор? Е.Лось выбирает завязку рассказа, а Н.Бережкова — развязку. Это важные элементы композиции, помогающие автору раскрыть характеры героев. — Подберите к каждой иллюстрации слова из текста. — На что хочет обратить внимание читателя каждый художник? Е. Лось обозначает конфликт — шарики и дети, застывшие в изумлении; Н. Бережкова — прощание с улетевшим шариком. — А что объединяет эти иллюстрации? — И там, и там — в центре внимания шарики, дети смотрят именно на них. — А каковы их отличия? — Радость, желание, восторг на одной — и прощание, грусть — на другой. — Какими увидели художники Дениску и Аленку? Кто из них точнее нарисовал детей? Аленка у Драгунского младше Дениски, что подчеркнуто ростом детей у Н. Бережковой, у Е.Лося они кажутся одногодками. — Прочитайте, какие события предшествовали встрече с женщиной, продававшей шарики. Какие настроение было у детей? Каким им казался мир вокруг них? — Удалось ли художнику передать эту атмосферу? Если да, что ему помогло? — Что бы нарисовали вы? Аналогично разбираем вторую иллюстрацию. Обращаем внимание на схематичность рисунка Н.Бережковой. — Почему она убрала все подробности? — Они совершенно неважны. Драгунский сосредоточивает внимание детей и читателя на шарике. — Чья иллюстрация детям понравилась больше?
Пример, когда иллюстрации выполнены к одному и тому же эпизоду. Рассказ Драгунского «Тайное становится явным» иллюстрировали Е.Лось и В.Аникин. Художники выбрали один и тот же эпизод. Предлагаем детям найти этот эпизод в тексте и перечитать его. Затем задаем вопрос о том, чья иллюстрация кажется им более удачной и почему? По ходу беседы уточняем, что можно сказать о персонажах по иллюстрации: - Что чувствует мама? Что на рисунке помогает нам это понять? Что — прохожий? Что — Дениска? Почему Е.Лось не нарисовал милиционера? Чем отличаются рисунки друг от друга по композиции? У Лося: мама и прохожий изображены сбоку крупно, а в центре, в отдалении маленький Дениска. Этот треугольник собирает всех конфликтующих, причем источник конфликта оказывается в центре, но он практически не участвует в действии, а потому отдален художником. Но, разглядывая маму и прохожего, мы все время видим и Дениску. Мама и прохожий изображены и расставлены на картине так, что мы легко можем сравнить их: мама поражена, на ее лице испуг, тревога, стыд. Она словно не может поверить своим глазам и словам прохожего. Прохожий тоже поражен всем случившимся, но он не столько рассержен, сколько обижен. Его жест — жест подтверждения печальной истины. Он укоряет маму, думая, что она виновница всего, что с ним случилось. Кроме того, он растерян, ведь шел он фотографироваться. Понимаем мы и состояние Дениски: он искоса поглядывает на взрослых, переминаясь с ноги на ногу, чувствуя, что его ждет. Рисунок Аникина маловыразителен: ф игуры статичны и безлики: мы не видим вообще лица мамы и Дениски. Точность содержания не поддержана выразительностью образов, а потому рисунок не запоминается и не производит никакого впечатления. Иллюстрации целесообразно привлекать на урок при изучении народных и литературных сказок, басен, рассказов. Кроме стимуляции анализа произведения, они выполняют и познавательную функцию, знакомя детей с бытом отдаленных эпох, художниками, изобразительным искусством и его жанрами.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 718; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |