Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Музыка на этапе анализа

Различные виды искусств на этапе анализа литературного произведения

На этапе анализа произведения обращение к смежным искус­ствам помогает учителю управлять потоком детских ассоциаций, стимулировать возникновение у них определенных представлений. Сопоставление литературного произведения, отдельных его фраг­ментов с явлениями других видов искусства может подчеркивать своеобразие позиции писателя и поэтому помогать ребенку по­стигать смысл произведения.

 

Включение в урок музыки помогает читательскому воображе­нию прояснить, уточнить чувства, возникающие в ходе восприя­тия. Обращение к произведениям, созданным независимо от ли­тературного текста, требует от ученика осознания общности (или различия) настроения музыки и фрагмента текста.

Например: при анализе стихотворения « Зим­ний вечер» А.С.Пушкина — « Баба Яга» П.И.Чайковского («Дет­ский альбом») или « ДедМороз» Р. Шумана.

Возможны задания такого рода: «Соответствует ли настроение музыкального произведения настроению данного стихотворения? Обоснуйте свое мнение (А.А.Фет. «Я пришел к тебе сприветом...» и Э.Григ. «Пер Гюнт. Восход солнца»).

Музыка может служить на уроках в начальной школе средством, стимулирующим образную конкретизацию, при условии объявле­ния ученикам ее темы, т.е. при очерчивании возможных границ образа. Музыкальные отрывки могут позволить детям воссоздать прочитанное и заново осмыслить его.

Уче­никам могут быть предложены следующие задания: озаглавить музыкальный отрывок фразой или предложением из текста, вы­брать из предложенных вариантов подходящий к тексту музыкаль­ный отрывок, описать музыку, которую сочинил бы ученик, рас­сказывая о.... Такие задания сопрягают музыку и текст и помога­ют ученикам выделить возможно большее количество художествен­ных деталей из произведений двух искусств, чтобы на их основе чувственно воссоздать образ.

 

Возможности использования музыки при работе со сказкой Ш. Перро «Золушка ».

1. Еще до вопроса о чувствах Зо­лушки, которые она испытала, проводив мачеху и сестер на бал, классу предлагается прослушать отрывок из увертюры С. Проко­фьева к балету «Золушка » и подумать, в каком эпизоде сказки мы видим именно такую Золушку, образ которой создан в увер­тюре?

Во время слушания дети догадываются о том, что музыка рассказала им о несчастной Золушке, которая трудится в доме своей мачехи. Ученикам предлагается объяснить, почему в дан­ном музыкальном отрывке они «увидели» именно обиженную Золушку. При ответе на вопрос ребята говорят о характере музыки: медленная, тягучая, грустная, минорная, временами с увеличением силы звука, нарастанием тревожно­сти и последующим возвращением к «тихой грусти». «Музыка с таким характером, — говорят ребята, — может рассказать нам только о бедной девушке, которая безропотно переносит все лишения в доме своей мачехи и иногда грустит и плачет от это­го».

-Затем ученикам предлагается принять под музыку позу огор­ченного человека. Музыка помогает ребятам выполнить задание: они говорят о том, что, слушая такую мелодию, хочется опустить плечи и голову, подпереть рукой подбородок, смотреть вниз и т. п. Успешность выполнения таких заданий указывает на возможность музыки помочь ученику проникнуться чувствами героя, поста­вить себя на его место, прочувствовать его состояние и настрое­ние.

-Далее ученикам предлагается подобрать словосочетания для описания позы обиженного человека. Обратим внимание на то, что, когда ученик не может сформулировать предложение или на­звать необходимое словосочетание, он принимает соответствую­щую позу и, описывая ее, подбирает нужные слова. В случае, если слово «не находится», другие ученики помогают примерно таки­ми высказываниями: «Посмотри на себя! Ты наклонил голову и свесил руки, а еще сгорбился».

-Далее предлагаем ребятам, приняв позу обиженного человека, прослушать следующий музыкальный отрывок — фрагмент увер­тюры к балету с темой «счастливой Золушки». Предупреждаем детей о том, что если им захочется изменить позу, то они могут это сделать. Постепенно ученики распрямляются, некоторые встают, начинают улыбаться и даже раскидывают руки в стороны. При обсуждении этого музыкального фрагмента ребята высказывают мысли о том, что музыка словно приказывает им выпрямить спи­ны, встать, высоко поднять руки, некоторым — закружиться, широко раскрыть глаза и рот. Задаем вопрос о том, в каком состоянии, настроении человек может принимать такое положение тела. — В хорошем, радостном. На вопрос: «В каком фрагменте сказки Золушка пребывала в опи­санном состоянии?» — ученики отвечают: «— На балу, во время превращений при подготовке к балу, в конце сказки, когда выш­ла замуж за принца». Потом дети создают словесный портрет «счаст­ливой Золушки».

 

2. Работа над конкретизацией образов мачехи и сестер тоже мо­жет проходить с использованием музыки. Ученики слушают му­зыкальный фрагмент « Падешаль », после чего высказывают мыс­ли о том, кого изобразил в этом фрагменте С.Прокофьев. Обыч­но дети легко угадывают, что это сестры, которые вместе чем-то занимаются и ссорятся. Действительно, в балете сестры шьют шаль и, не поделив ее, рвут на две половинки. Далее ребята вы­ясняют, что у сестер разные голоса: у одной — грубый, низкий, а у другой — писклявый, и они как бы перебивают друг друга. Такие голоса, решают дети, могут принадлежать коренастой и тощей сестрам соответственно.

Действительно, в балете у сестер есть имена — Кубышка и Худышка. После этого ученикам предлагается словами нарисовать портрет сестры, обладающей писклявым голосом. Ребята с легко­стью описывают ее. Таким образом ребятами совместно был со­ставлен портрет старшей сестры. Далее предлагается описать обла­дательницу низкого голоса.

 

3. Сложность работы по зрительной конкретизации образа маче­хи заключается в том, что Прокофьев его разработке уделил мало внимания, в связи с чем музыкальный отрывок, характеризую­щий мачеху, в балете отсутствует. Поэтому перед созданием сло­весного портрета данного персонажа ученикам предлагается по­размышлять над вопросом:

— Какую музыку ты сочинил бы, рассказывая о мачехе?

— Темп будет медленным, потому что мачеха — дама в возра­сте. Она, вероятно, носит красивые пышные платья, в которых трудно быстро двигаться.

— Какова будет эта музыка по тембру? (Или: Какие ноты будут преобладать в ней: высокие, низкие или ноты среднего регистра?)

— Низкие, если мачеха толстая, или среднего регистра, если она высокая и худая.

— Могут ли иногда встречаться высокие ноты? Если да, то в каких ситуациях?

— Использование таких нот возможно, когда мачеха в ярости кричит на Золушку.

— Какой по характеру должна быть музыка в такой ситуации?

— Громкой, взрывной, резкой, неприятно звучащей.

После беседы несколько учеников описывают музыку, кото­рую они коллективно создали на уроке, а затем класс создает устный словесный портрет мачехи.

 

Виды работы с музыкой на уроках литературы в начальной школе:

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Изобразительное искусство | Изобразительное искусство на этапе анализа
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 764; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.