КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Изобразительное искусство
Музыка На этапе подготовки к восприятию литературного произведения мы можем вызвать у учеников определенные эмоции с помощью музыки. Сначала дети слушают музыкальное произведение или его фрагмент, а потом беседуют о настроении и переживаниях, которые у них родились. Этот прием особенно эффективен при работе с лирическими произведениями.
1. Перед чтением стихотворения Ф.И.Тютчева « Весенняя гроза » учитель предлагает детям послушать два музыкальных фрагмента, изображающих природное явление (не называя само явление), — «Июль. Летняя гроза» из «Времен года» А.Вивальди и интерлюдию «Гроза» из оперы Дж. Россини «Севильский цирюльник ». Затем он задает вопросы: — Какое природное явление изобразили композиторы? — Что помогло вам это понять? — Какие чувства вызвала у вас каждая гроза? Менялись ли они? — Какой характер был у грозы Вивальди, какой у грозы Россини? Выберите эпитеты, подходящие к образу той и другой грозы (ряд эпитетов). На что или кого была похожа каждая гроза (ряд сравнений или метафор)? — А теперь посмотрим на еще одну грозу, ее изобразил Ф. И.Тютчев. Такая работа настроила учеников на восприятие стихотворения о грозе, подготовила к тому, что грозы бывают разные, оживила их чувственные представления, так как музыка воздействует на чувства, минуя сознание, их воспоминания о пережитом. При этом учитель ни слова не сказал о стихотворении Тютчева, соблюдая принцип непосредственности восприятия.
2. Перед работой в III классе со сказкой Ш.Перро «Золушка », которую дети уже хорошо знают, учитель предлагает детям прослушать несколько музыкальных фрагментов из балета С. Прокофьева «Золушка» и угадать, к каким эпизодам сказки они написаны. По сути, дети разгадывают музыкальные загадки. Это делается для того, чтобы вызвать заинтересованность учеников в перечитывании уже известной сказки, обнаружить перед детьми, что они по-разному воспринимают музыку. Такой прием поможет и в организации проблемной ситуации. При подготовке к самостоятельному восприятию возможно прослушать увертюру к балету «Золушка» с целью создания установки на восприятие текста сказки. Задача учеников, которые не знают, с каким словесным произведением им предстоит встретиться, в этом случае может заключаться в предугадывании содержания, жанровых особенностей и эмоционального характера произведения.
На этапе подготовки к восприятию можно вызвать определенное эмоциональное переживание с помощью изобразительного искусства, предлагая ученикам рассмотреть репродукцию картины, а затем в беседе конкретизировать эмоциональные впечатления ребят. Рассмотрим несколько примеров. 1. Перед знакомством в I или II классе с детской игровой поэзией или произведениями о детстве можно показать ученикам картину К. Сомова «В детской »
К. Сомов. В детской
Композиция этой картины интересна, так как многопланова. Пространство изображено так, словно есть несколько точек, с которых мы смотрим на комнату. Во-первых, точка вне картины, с которой мы видим комнату. Во-вторых, точка в самой комнате, откуда смотрят бабушка и дети, отраженные в зеркале. Их вроде бы и нет, но благодаря отражению в зеркале мы знаем об их присутствии. Комната словно разбита на две части: то, что мы видим непосредственно со своей точки, и то, что предстает перед нами как отражение в зеркале. В-третьих, есть еще точка в самой комнате, откуда можно смотреть в окно: зритель словно входит в комнату и видит уже не ее, а пейзаж в окне. Пространство расширяется, хотя видим мы совсем небольшой уголок детской. Три картины в одной: детская, сад и бабушка с внуками. Каждая из них обрамлена: сад — в оконной раме, бабушка с внуками — в раме зеркала, и комната — в раме картины. Из окна льется свет, его потоки заливают детскую, блики играют на занавесках, которые, кажется, слегка колышутся. Усиливает интенсивность освещения и зеркало, выполняя функцию второго окна. В то же время зеркало может восприниматься как еще одна картина. Вместе с зеленью в раскрытые окна веет ароматами сада. Игра света и тени на картине придает атмосфере поэтичность. Обыденность быта соединяется с поэзией детской игры и таинственности (в зеркале бабушка что-то рассказывает детям, возможно, сказку). Детские игрушки ярко освещены, они лежат хоть и в одном месте, но в беспорядке, словно их только что оставили дети, занявшись чем-то другим. Может быть, в сундуке тоже игрушки. Есть в картине и ответ на вопрос о том, что же отвлекло детей от игрушек, — они уютно устроились рядом с бабушкой на мягком диване (его округлые, плавные контуры усиливают ощущение покоя, комфорта) и внимательно ее слушают. А ходики в углу на стене тихо тикают, неумолимо отсчитывая минуты, часы, дни, годы... Когда-то и бабушка была девочкой, и играла здесь, и слушала сказки своей бабушки. И дети вырастут, и детская станет им мала, их жизненное пространство расширится. Но детство никуда не уйдет: оно будет жить здесь, в детской, вместе со старыми игрушками, ходиками, зеркалом, в котором отражается и прошлое, и настоящее, и будущее. Спросим у ребят, что за комната перед ними и почему они так считают. Какое настроение создает у них эта картина? О чем они вспомнили, подумали, что почувствовали, рассматривая ее? Как бы ее назвали? Что в картине создает настроение? После беседы с элементами анализа картины предлагаем детям угадать, о каких произведениях словесного искусства мы будем сегодня говорить.
2. Перед анализом в III классе стихотворения М.Лермонтова «На севере диком...» можно показать детям картину М.Шишкина с таким же названием. Предложим ученикам вглядеться в картину, послушать звуки, что-то почувствовать. Затем они поделятся своими впечатлениями и ощущениями. Спросим их о том, кого им напомнила сосна, чувствует ли она что-нибудь, с чем можно ее сравнить, на что похоже ее состояние. Яркий зрительный образ вызывает у детей сильные эмоциональные реакции, будит их воображение, создает настроение. Описывая сосну и ее чувства, они прибегают к сравнениям, метафорам, олицетворениям, на что учитель обязательно обращает внимание класса. После этой работы звучит стихотворение Лермонтова, которое воспринимается как еще один голос. Мы объясним ученикам, что картина была написана к стихотворению, что именно таким увидел образ сосны, созданный Лермонтовым, Шишкин, и предложим сравнить картину с образом сосны в тексте.
3. При работе с баснями Крылова в III классе можно организовать выставку иллюстраций к его произведениям и предложить детям узнать героев известных им басен, прочитать их наизусть, восстановить сюжет. Какие персонажи им неизвестны? Более внимательно рассмотрим эти иллюстрации. О чем они нам говорят? Можем ли мы предположить, о чем будут новые басни? Иллюстрации, вызывая интерес детей, помогают настроить их на восприятие новых басен и оживить представления о басне Крылова в целом. Важно, чтобы этап подготовки восприятия был непосредственно связан с текстом, который предстоит прослушать детям: выбор музыкального фрагмента, репродукции картины должен основываться на сходстве эмоциональной палитры сравниваемых произведений.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 558; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |