КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
II. Пересматриваем, потом перечитываем эпизоды «Появление феи» и «Чудеса феи»
Просмотр эпизода.
3. Беседа, в которой выявляются различия между литературным и кинематографическим эпизодом. Вопросы: — Что же помогает режиссеру представить героя, показать его настроение, переживания, отношение к нему окружающих; выразить авторское отношение к происходящему? Поиск ответов вновь приводит нас к изобразительно-выразительным средствам кинематографа. Выявляем роль плана — вновь просматриваем эпизод, но уже по кадрам, используя в случае необходимости стоп-кадр. 1. На стоп-кадре: общий план — кухня, Золушка у окна. — Что мы видим? Что можем рассмотреть в деталях? (Дети описывают кадр.) 2. Новый кадр: Золушка утирает слезу, проход камеры вдоль стены и наезд. (Общий план сменяется средним, камера смотрит прямо.) — Что мы видим? Какие детали оказываются в поле нашего зрения? Какова цель режиссера? Как меняется изображение при приближении камеры к объекту? (Объект укрупняется, но суживается окружающее пространство.) 3. Кадр: кукушка. (Монтаж, крупный план; ракурс снизу.) — Что мы видим? — Представьте, что этот фрагмент снят средним (общим планом) или сверху, прямо. Что изменится? 4. Кадр: монолог Золушки (средний план). Рассматриваем изображение, отмечаем детали фона. Почему для этого фрагмента режиссер выбирает средний план (не общий и не крупный)? 5. Танец Золушки (общий план). Задаем те же вопросы и обращаем внимание учеников на появление мачехи. Эта работа заканчивается выводами учеников об изобразительно-выразительной возможности плана: изменение плана позволяет режиссеру привлечь внимание зрителя к отдельным деталям, обратить внимание на фон действия, показать реакцию на происходящее других персонажей, показать героя со всех сторон, тем самым раскрыть черты его характера.
— Что предвещает появление феи в тексте сказки, а что — в кинофильме? (Свет и музыка — свет, музыка и реакция огня.) — Какие изменения по сравнению со сценарием вы обнаружили? (В фильме — статика: фея и паж находятся на облаке; в тексте — движение: фея шагает. В фильме женщина одета в черное, в тексте — она богато и солидно одетая. В тексте чудес чуть больше, чем в фильме: фея не нуждается в помощи облаков, цветов и т. п. Есть изменения и в диалоге: в фильме Золушка так торопится на бал, что забывает о своем грязном, рваном платье, а в тексте она сама говорит фее об этом. В фильме отсутствует эпизод превращения пажа. Нет песни тыквы, напевки кучера. Изменен эпизод превращения мышей в лошадей. В фильме, в отличие от текста, сказочные предметы и животные лишены голосов, характеров. Платье Золушки появляется в фильме сразу, а в тексте — мы оказываемся в гостиной у манекена. Паж в фильме только смотрит с восторгом на Золушку, а в тексте паж говорит о своих чувствах. Фея в тексте молодеет все время — от проявления чужой любви. В фильме это не показано).
Вывод: фильм упрощает замысел Шварца, отказывается от значимых для него деталей, выражающих особенности авторского мировосприятия: для Шварца все в том мире живет своей жизнью и имеет свой характер, волшебство лишь проявляет скрытые свойства предметов. В киносценарии сохраняется установка автора на театральное действие, для которого свойственны самохарактеристики персонажей (песни, танцы, монологи), яркость. И одновременно мы понимаем, что Шварц ориентируется и на возможности кино: превращения, резкие изменения в облике и др. В фильме многие театральные эффекты опускаются, что, вероятно, вызвано экономией времени (фильм короче театральной постановки). Для того чтобы сохранить сказочную атмосферу, режиссер использует прежде всего свет — изменение освещения в кадре предвещает чудо. И еще это ракурс и монтаж кадров.
III. Анализ указанных выше эпизодов поможет ученикам раскрыть эти «секреты» кинематографа. Показываем кадры: сад; фея и паж на облаке. — Почему оператор смотрит на персонажей «снизу»? Что бы изменилось при другом ракурсе? Просматриваем эпизод с фиксацией смены кадров и планов и выявляем роль монтажа (чередование кадров с крупным, средним и общим планами). Анализ завершается выводами о том, какие изобразительно-выразительные средства есть в кинематографическом искусстве, и о том, каковы художественные возможности каждого из них.
IV. Следующий этап работы — попытка понять, почему некоторые эпизоды сценария вообще не вошли в фильм. Дети вспоминают их и перечитывают (можно провести конкурс: кто лучше всех помнит текст и фильм?). Выделив эпизоды, которые не вошли в фильм или были существенно изменены, предлагаем детям самостоятельно сопоставить киноэпизод с его литературным источником. Для этого организуем работу в группах: у каждой группы — свой эпизод. Задача учеников — обосновать роль эпизода в киносказке Шварца и решить, нашли ли режиссеры адекватную по смыслу замену литературному эпизоду или нет. После сообщений каждой группы подводим итог: удалось ли режиссерам воплотить в фильме замысел Шварца?
Возможности разных видов искусства на этапе обобщения и домашнего задания На этапе обобщения обращение к смежным искусствам помогает в создании проблемной ситуации — ситуации выбора, когда ученики должны самостоятельно применить полученные на уроке знания и отстоять свое решение (выбор иллюстраций, музыкального сопровождения). Кроме того, дети могут сами иллюстрировать произведение с опорой на полученный на уроке опыт, подбирать музыкальные фрагменты и т.п.
Содержание и приемы работы с научно-популярными произведениями
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 465; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |