Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Приемы работы на уроке с произведениями научно-художественной литературы




Научно-популярные и научно-художественные произведения для детей

Какие тексты и произведения, включенные в программы по литературе для начальной школы, отно­сятся к научно-художественным и научно-популярным?

Научно-популярными можно назвать статьи о писателях, о тео­ретико-литературных понятиях и терминах. В них сведения изла­гаются на уровне представлений, с примерами, на языке, до­ступном младшему школьнику, так как он еще не готов к осмысле­нию понятия на научном уровне. К научно-популярным книгам относятся и все детские энцик­лопедии.

Научно-художественная литература представлена рассказами и очерками о природе М.Пришвина, Б.Житкова, В.Бианки, Н. Сладкова, Э. Шима и др. В основном дети на уроках литературы знакомятся именно с научно-художественными произведениями.

 

Младшие школьники любят читать научную и научно-попу­лярную литературу. Это связано с активным интересом ребенка к окружающему миру: в НПЛ и НХЛ ребенок может найти ответы на многие интересующие его вопросы. Как показывают современные исследования, интерес к книгам подобного рода у младших школьников очень высок. Нехудожественное восприятие литера­туры (наивный реализм) требует правды, которую ребенок ищет в книге. Он допускает вымысел только в откровенно условных жанрах — сказках; условность художественного образа ему пока мало доступна. Научно-художественные произведения для детей порой похожи на сказку, и эту условность ребенок и восприни­мает как сказочную, в научно-популярных произведениях он чер­пает необходимую ему информацию о мире, но преподнесен­ную в занимательной форме. Поэтому НПЛ и НХЛ любима ма­лышами.

Но если мы не будем стимулировать и направлять литератур­ное развитие ребенка, он может навсегда утратить способность к восприятию художественных произведений, поэтому следует со­блюдать пропорцию между НПЛ, НХЛ и художественной литера­турой, учить ребенка читать произведения с учетом их специфи­ки, различать произведения, относящиеся к разным видам лите­ратуры. И начинать эту работу нужно уже в начальной школе.

 

Последовательность и цели работы с научно-популярной и научно-художественной литературой в школе:

Прежде всего сформулируем цели работы с научно-популяр­ной и научно-художественной литературой в начальной школе:

1. Формировать у учеников интерес к научным знаниям и по­требность в них.

2. Формировать и развивать у детей интерес к чтению и потреб­ность в чтении.

3. Научить детей отличать ХЛ от НПЛ и НХЛ с тем, чтобы они полноценно воспринимали произведения в их видо-родовой спе­цифике.

 

На первом - втором этапах обучения (I —II класс (по про­грамме I —III) и I —III класс по программе I —IV) детям предла­гаются тексты, в сюжетной основе которых лежит только один научный факт. Например: в рассказе Николая Сладкова «Песенки подо льдом » содержится загадка: «Кто-то поет прямо у меня под ногами». О том, как автор разгадал эту загадку, узнал, кто же этот певун, и сообщается в рассказе. При этом уже во II (III) классах художественная форма произведений должна усложняться: в них могут присутствовать диалоги, повествование может напоминать сказку или вестись от 1 -го лица.

На третьем (этапе III —IV классы) можно обращаться к рас­смотрению цикла рассказов, объединенных одним героем или о нескольких научных фактах.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 2615; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.