КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Требования к современному уроку литературы
Приемы изучения научной, научно-популярной и научно-художественной литературы При изучении НПЛ и НХЛ формируется система читательских и речевых умений. Сильное информативное начало этих текстов позволяет активно использовать такие приемы, как композиционный анализ с составлением плана, осмыслением темы и основной мысли рассказа (в отличие от ХЛ тема в данном случае есть предмет изображения), с выделением в тексте микротем и осознанием связей между ними, а также способов создания этой связи на языковом уровне; подробные пересказы, прямые и, если позволяет художественная форма НХП, творческие. Для выявления специфики художественной литературы, с одной стороны, и специфики научно-популярной и научно-художественной литературы — с другой, проводится сопоставление научных, научно-популярных, научно-художественных и художественных текстов на одну тему. При этом дети обнаруживают, что эти произведения отличаются друг от друга по авторским целям, по степени и способам проявления в тексте личности автора (авторское отношение), по наличию или отсутствию в произведениях художественных образов, по стилистической окраске.
Мы познакомились с методами и приемами изучения литературного произведения в начальной школе, с их операционной стороной, с последовательностью обучения младших школьников приемам анализа текста, с методическими требованиями к организации работы как по обучению приемам, так и по их использованию на уроке для постижения смысла художественного произведения. На одном уроке обычно используется несколько методов и приемов, их выбор определяется жанровыми и содержательными особенностями литературного произведения, умениями учеников и личными вкусами учителя. В этой последовательности главным является произведение. Мастерство учителя определяется именно тем, как органично, тонко и в то же время целесообразно в его уроке сочетаются методические приемы: любое действие учителя целенаправленно, любая деятельность, которую он предлагает своим ученикам, ведет их к главной цели — осмыслению художественного текста. В уроке мастера нет ничего случайного, лишнего. Он видит и слышит детей, мгновенно понимая то, что пытается сказать ученик и что вызывает трудности у ребят, может вопросом, заданием подтолкнуть их мыслительный процесс, направить его в нужное русло, активизировать творческую деятельность. Опытный учитель быстро реагирует на ослабление внимания учеников и не добивается выполнения задания любой ценой, а переключает детей на новый вид работы, который ведет их к той же цели, но несколько другим путем. Мастер всегда заранее знает, кто из его учеников какое задание будет выполнять, планирует их результаты и предвидит возможные ошибки, а поэтому у него всегда есть несколько вариантов вопросов (как главных, так и более мелких, вспомогательных). Все вопросы звучат коротко и точно. Если пояснения к заданию занимают времени больше, чем нужно на его выполнение, значит, учитель плохо его сформулировал. Главный секрет мастерства заключается в том, что учитель в процессе подготовки к уроку всегда сам выполняет все задания, которые он собирается предложить детям: только тогда он способен оценить степень их трудности, увидеть подводные камни, на которые могут попасть его ученики, и найти пути обхода. Кроме того, только заранее представив результат работы, которую предстоит выполнить детям, учитель может объективно и быстро оценить ответы учеников: ему уже не нужно тратить время на то, чтобы понять, что упустил ребенок, чего не хватает в его ответе. Именно учитель — первый ученик в своем классе. Он умеет все, чему учит учеников, но продолжает учиться вместе с ними. Но еще учитель знает, как научить, как помочь тому, кому трудно, как удержать интерес того, кому легко.
[1] Цит. по: Кореневский Е.И. Объяснительное чтение в русской начальной школе (1860-1917) // Изв. АПН РСФСР. Вып. 27. М.,1950. С.13. [2] Катехизическая беседа - беседа в вопросо-ответной форме (от греч. - «поучение, назидание, оглашение; позднелат. - «катехизис, элементарней курс богословия»). [3] Ушинский К.Д. Пед. соч.: В 6 т. Т.4. С. 16. [4] См.: Опыт дидактического руководства к преподаванию по книге «Дар слова». - СПб., 1868.
[5] Балталон Ц.П. Воспитательное чтение как основа преподавания русского языка в семьей школе. -М., 1901.С. 19. [6] Создана коллективом авторов - Н.Л. Бродским, Е.Д. Домашевской, Н.М. Мендельсоном, Л.Н. Реформатским, Н.П.Сидоровым, И.М.Соловьевым. [7] Острогорский А.Я. Живое Слово: Книга для изучения родного языка. - 4.1. - Пг., 1918. -Предисловие к 1-му изд. - С. V. [8] Не случайно в хрестоматии «Наш мир» последний раздел был посвящен творческой деятельности писателей. [9] Игра-драматизация в школе. -М.; Пг., 1924. С. 3.
[10] Редозубов С.П. Методика русского языка в начальной школе. -М., 1954. - С. 93 [11] Редозубов СП. Методика русского языка в начальной школе.-М., 1954. С.95. [12] Голованова М.В., Горецкий В.Г. Книга для семейного чтения. - М., 1995. С. 4. [13] См. учебники: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Свободный ум. - М., 1993-1995; учебную книгу по литературе для I класса: Троицкая Т.С, Петухова О.Е. Мы и наши игры. - Ч. 1. - Новосибирск, 1997; Граник Г.Г., Соболева О.В. Путешествие в страну Книги. - М., 1998. [14] Редозубов С.П. Методика русского языка в начальной школе. -М., 1954. С. 100. [15] См.: Климанова Л.Ф. Навыки чтения младших школьников и пути их совершенствования // Пути и средства достижения прочности знаний в начальных классах / Под ред. М.П.Кашина. -М., 1978. [16] См.: Голованова М.Г., Горецкий В.Г., Климанова Л.Ф. Родная речь. - Кн. 1. - М., 1992. [17] Более подробно о «речевой разминке» и текстах к ней для 4 и 5-го классов см. в кн.: Аксенова А.К., Галунчикова Н.Г. Подготовка детей с трудностями в обучении к овладению навыком беглого чтения. — М., 1987. [18] Материал для зрительных диктантов опубликован в ранее названном пособии А.К. Аксеновой и Н.Г. Галунчиковой. [19] Подробнее об этом см. в разделе «Методика развития речи учащихся».
[20] См.: Голованова М.В., Горецкий В.Г., Шарапова О.Ю. Наше русское слово // Учебная книга по чтению для I класса трехлетней начальной школы. - СПб., 1996. С. 279. [21] Подробнее об интонации и методике работы над ней - в разделе «Методика развития речи учащихся».
[22] См.: Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников. - М., 1997.
[23] Современный русский язык / Под ред. Д.Э. Розенталя. М., 1984. С. 143.
[24] Воронцова В.В., Коломыткина И.В. Букварь для вспомогательной школы. — М, 1992. [25] См.: Барская Н.М., Ильина СЮ. Книга для чтения: Учебник для 2 класса вспомогательной школы. — М., 1993. — С. 19. [26] См. также О.А.Никифорова о восприятии худож. литературы школьниками.
[27] Л. Гинзбург считает, что «литературный персонаж — это, в сущности, серия последовательных проявлений одного лица в пределах данного текста. На протяжении одного текста <...> он может обнаруживаться в самых разных формах: упоминание о нем других действующих лиц, повествование автора или рассказчика о связанных с персонажем событиях, анализ его характера, изображение его переживаний, мыслей, речей, наружности, сцены, в которых он принимает участие словами, жестами, действиями».
[28] Стихотворная форма произведения исключает его пересказ, а значит, снимает и необходимость работы над составлением плана. Поэтому, работая над такими жанрами, как басня или эпическое произведение в стихах, целесообразнее предложить детям выучить их наизусть. [29] См.: Василевская В.Я. Изучение понимания литературных текстов умственно отсталыми детьми // Изв. АПН РСФСР. М., 1961. Вып. 114. [30] Василевская В.Я. Изучение понимания литературных текстов умственно отсталыми детьми // Изв. АПН РСФСР. - М.. 1961. - Вып. 114. - С. 31 [31] (см.: Романовская З.И. Живое слово. 1 класс. - М., 1991. - с. 251) [32] (см.: Голованова М.В., Горецкий В.Г., Климанова Л.Ф. Родная речь.-М., 1993.-Кн. 2.-Ч. 1.-С. 217)- [33] (см.: Тикунова Л.И., Новикова Ю.В. Родной мир: Хрестоматия / Под ред. О.Ю.Богдановой. - М., 1995. -Кн. 3. - Ч. 1.-С. 174). [34] См.: Гусева Г.М. Система работы над сказкой в первом классе вспомогательной школы // Коррекционно-развиваюшая направленность обучения и воспитания умственно отсталых детей / Под ред. М.Н. Перовой и др. — М., 1983. [35] (см.: Голованова М.В., Горецкий В.Г., Климанова Л.Ф. Родная речь. - Кн. 2. - Ч. 1. -С. 156). [36] См.: Смирнова З.Н. Особенности понимания стихотворений русских классиков учащимися вспомогательной школы // Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания умственно отсталого ребенка / Под ред. М.Н. Перовой. - М., 1985. [37] См. названную работу З.Н. Смирновой.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1662; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |