Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Творчество И.С. Тургенева. Художественные принципы романов




В литературу пришел как лирик. Стихотворение «В дороге». С середины 1840-х гг. резко повернул на прозу. Цикл рассказов с характерными чертами физиологических очерков «Записки охотника» сделал Тургенева знаменитым как прозаика. В 1850-е годы вырабатывает свою новую творческую манеру. Ее важнейшими принципами он считает «простоту, спокойствие, ясность линий». Но «поэтический» склад натуры Тургенева затруднял ему переход к романному творчеству. Его перевоплощение в прозаика происходит через повесть и рассказ. Повести «Дневник лишнего человека», «Муму», «Ася».

Романы «Рудин» (1855), «Дворянское гнездо» (1858), «Накануне» (1860), «Отцы и дети» (1862). В сюжетах романов преломились актуальные для того времени общественные коллизии, но ценность их сегодня видится в «вечных» темах литературы, неизменно присутствующих у Тургенева. Прежде всего, это произведения о трагической любви. В тургеневских романах проходит «вечный» вопрос-тема – «Что делать?»: споры о путях развития русского общества (дискуссии Рудина и Пегасова, Лаврецкого и Михалевича, Лаврецкого и Паншина, Базарова и Павла Кирсанова). Мотив «дворянских гнезд».Христианские мотивы («Дворянское гнездо»: образ Лизы Калитиной). Любовный «треугольник»: любовь мужчины и девушки, которую разрушает постороннее вмешательство – обычно появление старшей по возрасту женщины («Переписка», «Дворянское гнездо», «Вешние воды», «Дым» и др., а в «Отцах и детях» в роли разлучницы выступает Смерть). В своих героях-мужчинах, терпящих неудачу в любви, не имея возможности или не находя внутренней силы и твердости, чтобы за нее бороться, Тургенев в сложном преломлении воплотил самого себя, в чем сказывается лирико-поэтический характер его дарования. В романе «Отцы и дети» особенно выразительно проявились и философские интересы Тургенева (он был философом по университетскому образованию). Любовь и смерть, жизнь и смерть, жизненное призвание человека – вот те глобальные проблемы, которые поднимаются здесь, обуславливая высокую художественную значимость и литературно-читательскую «долговечность» романа. Образ Базарова: самоуверенные, но наивные рассуждения, грубоватая бравада, хамоватость, пессимистические философемы, наивно-материалистические представления. Базаров «приоткрывается» рядом с Анной Одинцовой, делается более естественным. Базарову уготовано великое будущее, но он бесплодно гибнет. А вот Аркадий Кирсанов становится прекрасным семьянином, олицетворяя мысль о скромности человеческого удела. «Кривозеркальные» двойники Базарова: Ситников и Кукшина. Они оглупляют идеи Базарова.

Особняком стоят последние романы Тургенева «Дым» (1867) и «Новь» (1876). Они свидетельствуют о мировоззренческих переменах, происходивших с Тургеневым. «Дым»: в основе – обычный тургеневский любовный треугольник. В центре внимания Тургенева как социально-исторического писателя – спор патриота-государственника Григория Литвинова с западником Созонтом Потугиным. Роман «Новь» связан с событиями потерпевшего провал студенческого «хождения в народ». Главный герой – Нежданов кончает самоубийством после полностью неудачной попытки вести пропаганду среди мужиков. Другого пропагандиста – Маркелова – крестьяне сдают полиции. Третьего, Остродумова, вообще убил какой-то мещанин, которого он «подговаривал к восстанию». Вербуемые ими мужики либо пьяницы, либо глупцы да еще и трусливые предатели. Некоторые фигуры в кругу самих нигилистов откровенно пародийны, другие – благородны, но оторваны от реальности. Все они в чем-то ущемленные, обделенные жизнью, неудачливые в личном плане.

«Странные повести» (мистическая фантастика) Тургенева – «Фауст», «Призраки», «Странная история», «Собака», «Стук… стук… стук!», «Сон», «Песнь торжествующей любви», «Клара Милич» и др. составляют особое интересное направление в его творчестве.

Самостоятельная творческая линия – культурно-исторические сюжеты: «Бригадир», «История лейтенанта Ергунова», «Старые портреты».

Драматические опыты Тургенева – «Где тонко – там рвется», «Нахлебник», «Холостяк», «Месяц в деревне».

 

 

Тема духовной эволюции человека в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»

Жанр – героическая эпопея, поскольку воспроизводятся события, важные в жизни всей нации, но это нетрадиционная эпопея, поскольку здесь дан эпос индивидуальной человеческой жизни; человек предстает здесь в общении с миром в целом, в поисках смысла бытия.

У Толстого сняты границы между историческим бытием и частной жизнью, потому что то и другое подчиняется одним и тем же закономерностям. Толстой раскрывает на материале жизни личной и национальной общие процессы, в соответствии со своей философией мировидения. «Война и мир» – не только национальная эпопея, но и бытийный эпос отдельного человека: в романе описаны все возрасты и стадии человеческой реальности. Жизнь общая и частная подчинена единым законам, которые писатель раскрывает самими принципами художественного анализа психологии индивидуальной и коллективной. Идеалом для Толстого была жизнь в единстве стихийно-естественного и нравственного. Толстой в период создания романа убежден, что жизнь прекрасна в ее естественной норме, оправдана в стихийных проявлениях. Писатель видит торжество стихийных законов. Мерило ценности человека для Толстого – естественность.

Стихийность не только исторического процесса, но и всего развития жизни. На судьбах главных героев Толстой показывает невозможность для человека подчинить свою жизнь индивидуальным рациональным целям без учета стихийного жизненного процесса, без участия в жизни общей. С этой точки зрения духовные искания князя Андрея и Пьера противопоставлены друг другу.

Князь Андрей – человек с ярко выраженными волевыми рациональными установками. Он сам хочет управлять своей жизнью. В 1805 г. он убежден, что история творится волею великих людей. Он сам мечтает о подвиге. Честолюбие, сознание своей исключительности, своего аристократического избранничества. Видя подвиг капитана Тушина, он убеждается в том, что нельзя игнорировать момент стихийный, массовый как фактор исторического события. Тщета честолюбивых устремлений открывается ему, когда он, раненый, лежит на земле и следит за облаками, сознавая и суету своих действий и даже суетность поведения своего прежнего кумира Наполеона, остановившегося у его тела. После этого и после смерти жены Болконский испытывает чувство озлобленности на жизнь и руководствуется принципом: жить для себя, избегая двух зол: угрызений совести и болезней. Отъединяется от жизни общей. Спор на пароме с Пьером. Знакомство с Наташей Ростовой и образ старого зазеленевшего дуба: «Надо, чтобы не для одного меня шла моя жизнь, чтобы на всех она отражалась». Участие в законодательных реформах Сперанского. Но Толстой убежден, что на путях политической деятельности человеку счастья не обрести. Разочарование в рациональной политической активности наступило у князя Андрея тогда, когда его целиком захватило непосредственное стихийное чувство любви к Наташе Ростовой. После потрясения, вызванного неверностью Наташи, у князя Андрея является чувство озлобленности на весь мир, вновь разъединяющее его с общей жизнью. На войне 1812 г. он, будучи полковым командиром, сближается с народом и видит, что народом на войне движет не злоба, а любовь к родине. Князь Андрей духовно сливается с народом и становится выразителем его морального состояния. Последний этап внутренних исканий Андрея Болконского связан с его смертельным ранением. Он видит рядом с собой Анатоля Курагина, своего заклятого врага, которому ампутировали ногу, и чувствует к нему не злобу, а сострадание. Болезнь вызвала в Болконском христианские чувства и сознание себя самого частью большого, всеобъемлющего общего – частью Божьего мира. Это мирочувствование вызвало атрофию всех индивидуальных, личностных желаний – всего, что связывало его с земной жизнью. Таков итог полного растворения человека в сверхличном общем.

Исходная установка Пьера Безухова совсем другая – сознательное подчинение себя авторитетным нормам общей жизни. Он равнодушен к личной судьбе. Он хочет, чтобы его существование соответствовало кардинальным законам бытия, целесообразному устройству мира. Сначала он предается кутежам, забавам и прочим чувственным радостям. После драматичной развязки, последовавшей за его ложным шагом – женитьбой на Элен, у него возникает желание целиком посвятить себя жизни для других. Удовлетворение он нашел в масонской деятельности, в задуманных им благотворительных акциях. Но сознательное самоотвержение представляется Толстому неестественным – оно не может стать нормой повседневной жизни. Пьер готовится к рассчитанной жертве собой, когда остается в Москве, чтобы убить Наполеона. Однако настоящий подвиг он совершает стихийно, непроизвольно, когда спасает из огня ребенка. Во время войны у Пьера начинает складываться понимание моральной связи между людьми, возникающей оттого, что жизнь их оказывается во власти одной общей необходимости. Подчинение жизни своей общенациональной заботе дает личности неизведанную ранее свободу. В плену – встреча с Платоном Каратаевым, который явился для Пьера олицетворением жизни общинной. В плену, с точки зрения писателя, Пьер достиг наибольшей духовной высоты. А его сближение с декабристами в финале романа автор оценивает двойственно: Толстой ценил героическую самоотверженность декабристов, но осуждал попытку волюнтаристского вмешательства в ход истории.

Важную роль в исканиях Пьера играет Наташа Ростова. Она не слишком умна, но ее сила – в естественности, непосредственности, органичности каждого ее поступка и слова. Она всегда живет для себя, желает полной свободы в проявлении своего чувства, ей непонятны рациональные самоограничения и запреты. Автор высоко ценит в ней нерассуждающий инстинкт добра, но показывает опасность безоглядно-стихийного молодого чувства. Наташа сопоставлена с Соней и Марьей Болконской по отношению к самопожертвованию. Соня способна к большой жертве, но писателю ее самоотречение представляется неестественным. Марья Болконская сознательно устремлена к поэзии христианского самопожертвования. Но встреча с Николаем Ростовым перевернула ее прежние представления о долге. Николай – человек заурядный по интеллекту, но со здоровым нравственным чувством. В эпилоге он показан образцовым помещиком, у которого крестьяне благоденствуют, несмотря на то что он требователен к ним. Николай инстинктивно следует закону необходимости.

Истинное величие человека предполагает гармонию в нем добра, простоты и правды. Добро, по Толстому, – это способность любить, понимать, чувствовать другого. Простота – это естественность поведения как норма жизни. Правда – это слитность естественного и нравственного, добра себе и добра другим.

Толстой как художник-психолог, его метод «диалектики души». Его интересовал характер не как нечто оформившееся, а как психологический комплекс, непрерывно оформляющийся. В романе внутренний мир человека оказывается шире, чем события внешней жизни. Передача внутренней речи героев. Внутренний голос как голос совести. В качестве важнейшего фактора развития человека показана роль его духовных взаимоотношений с другими. Особенность изображения внешности персонажей – рассредоточенный портрет, т.е. постепенное накопление черт и примет внешнего облика.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1088; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.