Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принципы образования взрослых




Учет особенностей взрослых

Обычно в пособиях для преподавателей, работающих со взрослыми, говорится о том, что обучение должно быть прикладным, практически направленным. Опыт показывает, что особенности взрослых учащихся наиболее сильно связаны с потребностью в смысле. Хорошо видны две основные области проявления этой потребности:

потребность в решении практических, производственных задач и

потребность в личностно-профессиональном развитии.

Специфика взрослого, как объекта обучения, позволяет рассмотреть отличительные черты андрагогики от педагогики (табл. 1).

Процесс обучения взрослых, как правило, осуществляется по двум направлениям: повышение квалификации и переподготовка.

ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ* - учебная деятельность, направленная на формирование готовности работника к выполнению более сложных трудовых функций. Предусматривает освоение новых общетеоретических и специально-технологических знаний, расширение спектра умений и навыков, углубление понимания связи между наукой и технологией. Одна из форм освоения прогрессивного опыта, целью которой является повышение эффективности труда.

ПЕРЕПОДГОТОВКА – усовершенствование специальной подготовки или переучивание на новую смежную с предыдущей специальность в связи с поступлением новой техники и другими причинами.

Обучение начинается с практического опыта. Затем следуют выводы, которые возникли в результате размышлений, что приводит к созданию новой модели или теории. Далее вновь идет стадия активного эксперимента и дальнейшего усовершенствования.

___________________________________________

* КВАЛИФИКАЦИЯ - мера освоения профессии или специальности, характеризуемая по степени готовности ее носителя к выполнению задач определенного уровня сложности. В более широком употреблении термин обозначает готовность субъекта к успешному разрешению проблем и выполнению задач, сопряженных с тем или иным видом деятельности, и в этом смысле близок по значению терминам компетентность и грамотность. Постановка вопроса о квалификации человека (профессиональной, жизненной, социальной, академической) имеет в виду ранжированную оценку его способностей к деятельности того или иного уровня сложности, тем самым, позволяя говорить о ступенях квалификационного роста.

 

 

В обучении должна быть возможность выбора индивидуального пути и самооценки результата. Программа обучения должна быть не тоннелем "вперед и прямо", а в виде "планетарной структуры" — так устроен мир.

Учиться необходимо, чтобы существовать. Человек обучающийся вырывается из узких рамок условий, поставленных обстоятельствами и

социумом, он может сам строить себя как личность и улучшить качество своей жизни. Человек, который прекращает учиться, безнадежен.

Не существует прямой однозначной зависимости между возрастом и опытом: зрелый специалист не обязательно будет опытным. Профессиональным опытом становится лишь то, что осмыслено и проработано; когда человек анализирует свою деятельность и делает правильные выводы.

В начале 90-х гг. успешность труда в России определялась не столько наличием профильного образования, сколько его отсутствием. Сейчас же все больше ценятся профессионалы, имеющие развернутый опыт, современные навыки, и знающие свой труд в тонкостях и нюансах.

ПРИНЦИПЫ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ - это базовые фундаментальные идеи и теоретические положения, определяющие подходы к его организации в целом, а также к деятельности его отдельных подразделений и учреждений. Подразделяются на три категории: а) социально-политические, выражающие отношение общества и его властных структур к учебной деятельности взрослого населения, определяющие идеологию и государственную политику в этой области; б) организационные, обусловливающие общие подходы к конструированию системы его учреждений; в) дидактические, лежащие в основе формирования образовательных программ и выбора технологий их реализации.

 

Таблица 1

Сравнение педагогической и андрагогической моделей обучения

Параметры Педагогическая модель Андрагогическая модель
Самосознание обучающегося Ощущение зависимости Осознание возрастающей самоуправляемости
Опыт обучающегося Малая ценность Богатый источник обучения
Готовность обучающегося к обучению     Применение полученных знаний Определяется физиологическим развитием и социальным принуждением   Отсроченное, отложенное Определяется задачами по развитию личности и овладению социальными ролями   Немедленное
Ориентация в обучении На учебный предмет На решение проблемы
Психологичес­кий климат обучения Формальный, ориентированный на авторитет преподавателя, конкурентный Неформальный, основанный на взаимном уважении и совместной работе
Планирование учебного процесса Преподавателем Совместно с обучающимся
Определение потребностей обучения Преподавателем Совместно с обучающимся
Формулирова­ние целей обучения Преподавателем Совместно с обучающимся
Построение учебного процесса Логика учебного предмета, содержательные единицы   В зависимости от готовности обучающегося к обучению, проблемные единицы
Учебная деятельность Технология передачи знаний Технология поиска новых знаний на основе опыта
Оценка Преподавателем Совместное определение новых учебных потребностей, совместная оценка программ обучения

Принципы андрагогики:

- главенство самостоятельного обучения, когда именно самостоятельная деятельность обучающихся становится основным видом учебной работы взрослых;

- организация совместной работы, связанной с планированием, реализацией и оцениванием процесса обучения;

- опора на опыт обучающегося, который используется в качестве одного из источников обучения;

- индивидуализация обучения: каждый обучающийся совместно с преподавателем, а в некоторых случаях и со своими товарищами создает индивидуальную программу обучения, ориентированную на конкретные образовательные потребности и цели обучения и учитывающую опыт, уровень подготовки, психофизиологические, когнитивные особенности каждого;

- системность обучения, предполагающая соблюдение соответствия целей, содержания, форм, методов, средств обучения и оценивания результатов;

- контекстность обучения (термин А.А.Вербицкого); в соответствии с этим принципом обучение, с одной стороны, преследует конкретные, жизненно важные для обучающегося цели, ориентировано на выполнение им социальных ролей или совершенствование личности, а с другой стороны, строится с учетом профессиональной, социальной, бытовой деятельности обучающегося и его пространственных, временных, профессиональных, бытовых факторов (условий);

- актуализация результатов обучения, предполагающая безотлагательное применение на практике приобретенных знаний, умений, навыков, качеств;

- элективность (лат. electus избранный) обучения, означающая предоставление определенной свободы при выборе целей, содержания, форм, методов, источников, средств, сроков, времени, места обучения и оценивания результатов;

- развитие образовательных потребностей; согласно этому принципу, оценивание результатов обучения осуществляется путем выявления реальной степени освоения учебного материала и определения того минимума, без освоения которого невозможно достижение поставленной цели, а процесс обучения строится в целях формирования новых образовательных потребностей, конкретизация которых осуществляется после достижения определенной цели».

Преподаватель, обладающий андрагогической компетентностью, - это организатор обучения взрослых, умеющий совмещать множество функций в своей профессиональной деятельности (табл. 2).

Преподаватель-андрагог - это, прежде всего, наставник, даже если он по возрасту моложе иных "слушателей". Но быть наставником может только тот преподаватель, кто сам является личностью и как профессионал, и как человек своего времени (гражданин, семьянин), подвижник.
Он должен быть уверен в себе, эмоционально уравновешен, обладать высоким интеллектом для решения творческих задач, быть способным пойти на разумный риск для решения поставленной задачи, быть надежным в работе и ответственным, уметь самостоятельно принимать решения, гибко менять поведение в связи с ситуациями, уметь компетентно общаться с людьми. Для этого ему необходима андрагогическая компетентность, под которой будем понимать способность человека быть жизненной опорой и профессиональным консультантом (координатором) для взрослых людей.

Андрагог выступает порой в роли:

- "врача", предполагающей наличие достаточной психотерапевтической подготовки для оказания помощи в восстановлении мотивации к образовательной деятельности и снижения уровня тревожности субъектов обучения;

- "эксперта", владеющего содержанием как андрагогической, так и профессиональной деятельности обучающихся;

- "консультанта", предполагающего владением методологией андрагогического сопровождения процесса самообразования взрослых (целевое повышение квалификации, помощь в создании проектов профессионального и личностного развития и т.д.);

Таблица 2

 
 

 

 


Эксперт
Организатор


Консультант
Арбитр

Врач
Наставник

 
 


 

 

- «арбитра» - посредника в спорах;

- «Наставника», способного разрешить спорные или трудные случай из теории или практики обучаемых;

- «инициатора», побуждающего обучаемых к познаниям, к самостоятельной работе, к необходимости объективно оценивать свои возможности;

- «организатора», способного сплотить и нацелить коллектив обучаемых на планомерную работу, на уважительное отношение между членами группы,

на внутреннюю дисциплину каждого;

- «концептолога», оказывающего помощь слушателям в формировании такой системы взглядов, которая гарантировала бы потребность в непрерывном самообучении.

Показателями правильно выбранной профессиональной позиции и образовательной стратегии для андрагога служат:

■ открытость и доверие взрослой аудитории к преподавателю;

■ высокая степень внутренней включенности слушателей в работу;

■ устойчивость познавательной активности в ходе всего занятия;

■ благоприятная психологическая атмосфера между слушателями;

■ искреннее обращение слушателей за помощью друг к другу и к преподавателю;

■ доброжелательная реакция на затруднения и проблемы, возникающие по ходу обучения у любого из его участников;

■ предъявление своей проблематики для совместного обсуждения;

■ интерес и уважение к личности андрагога и его профессиональной позиции;

■ желание прислушаться к мнению преподавателя;

■ наращивание информационных потребностей и проявлений креативности по мере прохождения программы;

■ возможность решения профессиональных и личных проблем в итоге обучения;

■ желание слушателей продолжить взаимные контакты после обучения.

Всё указанное выше формирует в слушателе иную оценку жизненных ценностей, к которым относятся: качество, лидерство, процесс, обучение, время и скорость, партнерство, экологическая безопасность, социальная ответственность, управление на основе фактов, глобализация, справедливость, инновации и др.

При этом наиболее характерными действиями андрагога являются:

▲Наблюдение, проведение диагностических тестов, анкет, собеседований.

▲Создание индивидуальной программы обучения обучающегося.

▲Создание комфортных физических условий и благоприятной
психологической атмосферы обучения, научно-методическое обеспечение учебного процесса предусмотренными программой источниками и средствами обучения.

▲Проведение диагностических опро­сов; отслеживание реализации процесса обучения обучающимися; исполь­зование адекватных поставленным це­лям обучения и учитывающих особен­ности конкретных обучающихся
содержания, источников, средств, форм и методов обучения.

▲Использование различных критери­ев, форм, методов, средств контроля и оценивания достижений в обучении.

▲ Внесение необходимых изменений в планы, содержание, формы, методы, средства обучения и оценивания.

 

 

Приложение 2

Тест: "Определите, к какому типу личности по нравственной ориентации вы относите себя?"

Особенностью предлагаемого теста является то, что Вы должны соотнести свои личностные качества с каждым из 12-ти типов и дать им самооценку по 10-ти бальной шкале в сравнении с каждой из нижеприведенных характеристик в отдельности. По результатам самооценки сделать вывод о том, к какому типу личности по нравственной ориентации Вы относите себя и что Вам следует делать, чтобы корректировать и совершенствовать свое поведение.

Альтруист
Для этого типа личности характерна постоянная готовность бескорыстно помогать другим, не считаясь со своими личными интересами. О себе, о своих интересах альтруист вспоминает в последнюю очередь. Альтруист всегда на стороне слабых, униженных, оскорбленных. И для него высшая радость и моральное удовлетворение доставляет то, что он может помочь, прийти на помощь в трудную минуту.

Эгоист
Основные мотивы этого типа личности - себялюбие и своекорыстие. Эгоист делает только то, что ему выгодно, остальное его мало интересует и не волнует. Эгоист не уступчив и непреклонен там, где дело касается его интересов.

Оптимист
Он верит во все лучшее. Оптимист всегда надеется на лучший исход событий. Для него характерна вера в людей, в их благие намерения и действия. Ему свойственно чувство юмора и остроумие. Он быстро выходит из стрессовой ситуации и конфликтов. Вдохновляет своим настроением других.

Пессимист
Этот тип личности все воспринимает и видит в мрачном свете. Это человек мрачного мироощущения. Он не верит в лучшее будущее, в успех. Он, как правило, не верит как в свои собственные возможности, так и в возможности и достоинства других людей.

Реформатор
Это тип личности, для которого главное - коренное изменение всего того, что его окружает. Он постоянно ориентирован на улучшение качества своей профессиональной деятельности. Он инициатор нововведений в коллективе.

Консерватор
Для этого типа личности характера ориентация на сохранение традиций в коллективе. Оставить все как есть - это основной лозунг и основная идеология консерватора.

Либеральный
Для этого типа личности характерна мягкость в общении и деликатность в поведении. Его также иногда называют попустительским типом, так как лица этого типа настолько не требовательны, что решение многих дел пускают на самотек. Лица этого типа иногда допускают безответственность и необязательность.

Авторитарный
Это такой тип личности, который способен диктовать свою волю, подчинить своей воле других для решения своих собственных задач и проблем. При этом часто для авторитарного типа цель оправдывает средства, а это значит, что этот тип личности способен и нарушать нравственные принципы для достижения своих эгоистических целей. Для авторитарного типа личности характерна нетерпимость критики других, жесткость, а порой грубость в общении.

Независимый
Для этого типа личности характерна способность к независимым суждениям и действиям, не благодаря, а порой вопреки обстоятельствам. Личность этого типа способна принимать ответственные решения даже в сложных ситуациях морального выбора.

Конформист
Для этого типа личности характерен дух приспособленчества. Конформист всегда таков, каковым его хотят видеть другие. Если того требуют личные интересы, то конформист готов заискивать, соглашаться, а иногда просто идти на поводу у тех, кто сильнее его.

Толерантный
Толерантного человека отличает терпимость к инакомыслию, терпим к другой вере, к лицам другой точки зрения и взглядов. Прежде, чем что-то отвергнуть, он старается понять, а часто просто принять всё как есть.

Конфликтный
Для конфликтного типа личности характерна завышенная самооценка. Конфликтному типу личности свойственно стремление к доминированию. Вследствие завышенных притязаний он часто создает конфликтные ситуации и является источником конфликтов и существенно усложняет жизнь себе и другим.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 2433; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.036 сек.