КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Принципы образования взрослых
Учет особенностей взрослых Обычно в пособиях для преподавателей, работающих со взрослыми, говорится о том, что обучение должно быть прикладным, практически направленным. Опыт показывает, что особенности взрослых учащихся наиболее сильно связаны с потребностью в смысле. Хорошо видны две основные области проявления этой потребности: потребность в решении практических, производственных задач и потребность в личностно-профессиональном развитии. Специфика взрослого, как объекта обучения, позволяет рассмотреть отличительные черты андрагогики от педагогики (табл. 1). Процесс обучения взрослых, как правило, осуществляется по двум направлениям: повышение квалификации и переподготовка. ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ* - учебная деятельность, направленная на формирование готовности работника к выполнению более сложных трудовых функций. Предусматривает освоение новых общетеоретических и специально-технологических знаний, расширение спектра умений и навыков, углубление понимания связи между наукой и технологией. Одна из форм освоения прогрессивного опыта, целью которой является повышение эффективности труда. ПЕРЕПОДГОТОВКА – усовершенствование специальной подготовки или переучивание на новую смежную с предыдущей специальность в связи с поступлением новой техники и другими причинами. Обучение начинается с практического опыта. Затем следуют выводы, которые возникли в результате размышлений, что приводит к созданию новой модели или теории. Далее вновь идет стадия активного эксперимента и дальнейшего усовершенствования. ___________________________________________ * КВАЛИФИКАЦИЯ - мера освоения профессии или специальности, характеризуемая по степени готовности ее носителя к выполнению задач определенного уровня сложности. В более широком употреблении термин обозначает готовность субъекта к успешному разрешению проблем и выполнению задач, сопряженных с тем или иным видом деятельности, и в этом смысле близок по значению терминам компетентность и грамотность. Постановка вопроса о квалификации человека (профессиональной, жизненной, социальной, академической) имеет в виду ранжированную оценку его способностей к деятельности того или иного уровня сложности, тем самым, позволяя говорить о ступенях квалификационного роста.
В обучении должна быть возможность выбора индивидуального пути и самооценки результата. Программа обучения должна быть не тоннелем "вперед и прямо", а в виде "планетарной структуры" — так устроен мир. Учиться необходимо, чтобы существовать. Человек обучающийся вырывается из узких рамок условий, поставленных обстоятельствами и социумом, он может сам строить себя как личность и улучшить качество своей жизни. Человек, который прекращает учиться, безнадежен. Не существует прямой однозначной зависимости между возрастом и опытом: зрелый специалист не обязательно будет опытным. Профессиональным опытом становится лишь то, что осмыслено и проработано; когда человек анализирует свою деятельность и делает правильные выводы. В начале 90-х гг. успешность труда в России определялась не столько наличием профильного образования, сколько его отсутствием. Сейчас же все больше ценятся профессионалы, имеющие развернутый опыт, современные навыки, и знающие свой труд в тонкостях и нюансах. ПРИНЦИПЫ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ - это базовые фундаментальные идеи и теоретические положения, определяющие подходы к его организации в целом, а также к деятельности его отдельных подразделений и учреждений. Подразделяются на три категории: а) социально-политические, выражающие отношение общества и его властных структур к учебной деятельности взрослого населения, определяющие идеологию и государственную политику в этой области; б) организационные, обусловливающие общие подходы к конструированию системы его учреждений; в) дидактические, лежащие в основе формирования образовательных программ и выбора технологий их реализации.
Таблица 1 Сравнение педагогической и андрагогической моделей обучения
Принципы андрагогики: - главенство самостоятельного обучения, когда именно самостоятельная деятельность обучающихся становится основным видом учебной работы взрослых; - организация совместной работы, связанной с планированием, реализацией и оцениванием процесса обучения; - опора на опыт обучающегося, который используется в качестве одного из источников обучения; - индивидуализация обучения: каждый обучающийся совместно с преподавателем, а в некоторых случаях и со своими товарищами создает индивидуальную программу обучения, ориентированную на конкретные образовательные потребности и цели обучения и учитывающую опыт, уровень подготовки, психофизиологические, когнитивные особенности каждого; - системность обучения, предполагающая соблюдение соответствия целей, содержания, форм, методов, средств обучения и оценивания результатов; - контекстность обучения (термин А.А.Вербицкого); в соответствии с этим принципом обучение, с одной стороны, преследует конкретные, жизненно важные для обучающегося цели, ориентировано на выполнение им социальных ролей или совершенствование личности, а с другой стороны, строится с учетом профессиональной, социальной, бытовой деятельности обучающегося и его пространственных, временных, профессиональных, бытовых факторов (условий); - актуализация результатов обучения, предполагающая безотлагательное применение на практике приобретенных знаний, умений, навыков, качеств; - элективность (лат. electus избранный) обучения, означающая предоставление определенной свободы при выборе целей, содержания, форм, методов, источников, средств, сроков, времени, места обучения и оценивания результатов; - развитие образовательных потребностей; согласно этому принципу, оценивание результатов обучения осуществляется путем выявления реальной степени освоения учебного материала и определения того минимума, без освоения которого невозможно достижение поставленной цели, а процесс обучения строится в целях формирования новых образовательных потребностей, конкретизация которых осуществляется после достижения определенной цели». Преподаватель, обладающий андрагогической компетентностью, - это организатор обучения взрослых, умеющий совмещать множество функций в своей профессиональной деятельности (табл. 2). Преподаватель-андрагог - это, прежде всего, наставник, даже если он по возрасту моложе иных "слушателей". Но быть наставником может только тот преподаватель, кто сам является личностью и как профессионал, и как человек своего времени (гражданин, семьянин), подвижник. Андрагог выступает порой в роли: - "врача", предполагающей наличие достаточной психотерапевтической подготовки для оказания помощи в восстановлении мотивации к образовательной деятельности и снижения уровня тревожности субъектов обучения; - "эксперта", владеющего содержанием как андрагогической, так и профессиональной деятельности обучающихся; - "консультанта", предполагающего владением методологией андрагогического сопровождения процесса самообразования взрослых (целевое повышение квалификации, помощь в создании проектов профессионального и личностного развития и т.д.); Таблица 2
- «арбитра» - посредника в спорах; - «Наставника», способного разрешить спорные или трудные случай из теории или практики обучаемых; - «инициатора», побуждающего обучаемых к познаниям, к самостоятельной работе, к необходимости объективно оценивать свои возможности; - «организатора», способного сплотить и нацелить коллектив обучаемых на планомерную работу, на уважительное отношение между членами группы, на внутреннюю дисциплину каждого; - «концептолога», оказывающего помощь слушателям в формировании такой системы взглядов, которая гарантировала бы потребность в непрерывном самообучении. Показателями правильно выбранной профессиональной позиции и образовательной стратегии для андрагога служат: ■ открытость и доверие взрослой аудитории к преподавателю; ■ высокая степень внутренней включенности слушателей в работу; ■ устойчивость познавательной активности в ходе всего занятия; ■ благоприятная психологическая атмосфера между слушателями; ■ искреннее обращение слушателей за помощью друг к другу и к преподавателю; ■ доброжелательная реакция на затруднения и проблемы, возникающие по ходу обучения у любого из его участников; ■ предъявление своей проблематики для совместного обсуждения; ■ интерес и уважение к личности андрагога и его профессиональной позиции; ■ желание прислушаться к мнению преподавателя; ■ наращивание информационных потребностей и проявлений креативности по мере прохождения программы; ■ возможность решения профессиональных и личных проблем в итоге обучения; ■ желание слушателей продолжить взаимные контакты после обучения. Всё указанное выше формирует в слушателе иную оценку жизненных ценностей, к которым относятся: качество, лидерство, процесс, обучение, время и скорость, партнерство, экологическая безопасность, социальная ответственность, управление на основе фактов, глобализация, справедливость, инновации и др. При этом наиболее характерными действиями андрагога являются: ▲Наблюдение, проведение диагностических тестов, анкет, собеседований. ▲Создание индивидуальной программы обучения обучающегося. ▲Создание комфортных физических условий и благоприятной ▲Проведение диагностических опросов; отслеживание реализации процесса обучения обучающимися; использование адекватных поставленным целям обучения и учитывающих особенности конкретных обучающихся ▲Использование различных критериев, форм, методов, средств контроля и оценивания достижений в обучении. ▲ Внесение необходимых изменений в планы, содержание, формы, методы, средства обучения и оценивания.
Приложение 2 Тест: "Определите, к какому типу личности по нравственной ориентации вы относите себя?" Особенностью предлагаемого теста является то, что Вы должны соотнести свои личностные качества с каждым из 12-ти типов и дать им самооценку по 10-ти бальной шкале в сравнении с каждой из нижеприведенных характеристик в отдельности. По результатам самооценки сделать вывод о том, к какому типу личности по нравственной ориентации Вы относите себя и что Вам следует делать, чтобы корректировать и совершенствовать свое поведение. Альтруист Эгоист Оптимист Пессимист Реформатор Консерватор Либеральный Авторитарный Независимый Конформист Толерантный Конфликтный
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 2604; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |