Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Функции мировоззрения

1. Мировоззрение – это ориентир человеческой жизни, ибо обусловливает выработку стратегии жизни человека, иерархию жизненных ценностей.

2. Мировоззрение помогает человеку открыть себя, понять себя и осмыслить свое место в мире.

 

2. Школа призвана формировать научное мировоззрение. Почему школа делает акцент прежде всего на формирование научного мировоззрения?

Во-первых, для растущего человека - школьника учение – овладение основами наук о природе, обществе и мышлении, приобретение трудовых навыков – является важнейшим видом деятельности.

Во-вторых, научное мировоззрение позволяет личности давать объективную научную оценку явлениям окружающей действительности.

Взгляды и убеждения находят свое выражение в идеалах как конечной цели стремлений и деятельности.

Исходя из структуры мировоззрения, в ходе педагогического процесса, формируя мировоззрение школьников, учитель должен вести работу: по созданию базы научных знаний (в ходе процесса обучения) и на их основе формировать взгляды, убеждения и идеалы своих воспитанников (гл.обр., в ходе процесса воспитания).

 

3. Без учета психологических основ формирования мировоззрения грамотно наладить этот процесс невозможно. В связи с этим следует помнить:

1. Формирование научного мировоззрения начинается с общих представлений и эмоциональных отношений индивида, а заканчивается усвоением обобщенных категориальных знаний о действительности.

2. Мировоззрение личности есть форма индивидуального сознания, имеющая специфические особенности, обусловленные возрастными и индивидуальными особенностями личности.

Так, в подростковом возрасте школьник осмысливает многие новые стороны действительности и выражает свое отношение к ним (в основном критическое). Но развитие абстрактного мышления, мотивационной сферы подростка не могут еще привести к интенсивному процессу формирования мировоззрения. Решающий толчок этот процесс получает в связи с тем, что подросток усваивает позицию взрослого, связанную с необходимостью самоопределения, самосознания и контроля за своей учебой и поведением.

Таким образом, в 14-15 лет у подростка завершается индивидуально-психологическая подготовка к следующему возрастному периоду, когда и завершается, в основном, становление мировоззрения. В юношеском возрасте идет выработка ценностных ориентаций, системы взглядов на мир и свое место в этом мире.

3. В сформированном мировоззрении отраженные образы действительности сливаются с собственными, личностным отношением к ним.

4. Каковы условия эффективности формирования мировоззрения?

1.Обеспечение глубокой научной доказательности, логической убежденности и непротиворечивости всех теоретических выводов, фактов мировоззренческого характера. В этой связи важно, чтобы:

а) изложение материала осуществлялось на основе ярких, убедительных, научно доказанных фактов;

б) материал должен показываться в развитии, с установлением причинно-следственных связей;

в) материал должен развивать интерес к познанию, стремление к осмыслению услышанного;

2. Соблюдение принципа историзма при изучении материала.

Историзм помогает раскрыть истоки, представить изучаемый предмет в развитии, всколыхнуть память, осознать место и роль своих предков и свое собственное место в истории.

3.Развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся в процессе урочной и внеклассной работы.

В учебной деятельности – через создание проблемных ситуаций.

Во внеклассной работе – это поиск учащимися новых форм работы.

4.Возбуждение эмоционального отношения учащихся к изучаемому материалу. Этому во многом способствует интеллектуально-эмоциональный фон урока, внеклассного мероприятия, который определяется уровнем общей культуры педагога и культурой его педагогического труда.

5. Важные мировоззренческие функции несут в системе школьного обучения такие предметы гуманитарного цикла, как русский язык, иностранный язык, русская литература.

Одним из важнейших компонентов понимания сущности языка является его связь с мышлением. Возникая и развиваясь вместе с мышлением, язык становится его основной материальной опорой. В словах откладываются результаты работы мышления.

«Развивать язык отдельно от мысли, – писал К.Ушинский, – невозможно; но даже развивать его преимущественно перед мыслью положительно вредно».

Развитие языка и мышления взаимосвязано: мышление зависит от степени владения языком, а владение языком – от развития мышления.

В осознании языка как общественного явления, как средства общения людей помогает изучение иностранного языка. В этой связи целесообразно проводить сопоставление, сравнение языковых средств родного и иностранного языков. При изучении фонетики, лексики, грамматики, стилистики иностранного языка опираются на родной язык.

Литература, отражая действительность средствами искусства, воспитывает своего читателя. Она дает ответы на многие вечные вопросы человечества мировоззренческого характера. От чего зависит наша жизнь? Что определяет гармонию жизни? В чем смысл человеческой жизни? Какой должна бытье величество женщина?

Вся воспитательная работа по своему содержанию должна быть нацелена на формирование:

а) представлений о человеке как высшей жизненной ценности, как о цели, но не средстве деятельности;

б) преодоление одностороннего взгляда на природу как среду обитания человека; формирование представлений о том, что человек может жить лишь в сочетании себя с природой;

в) представление о мирных средствах как единственно возможных для решения конфликтных ситуаций.

 

5. Критерии сформированности научного мировоззрения:

1. Степень сформированности знаний:

а) необходимый по объему и содержанию понятийный аппарат;

б) наличие операционных умений: мыслить противоречиями; подбирать аргументы, обосновывать свою позицию.

2. Потребность в своих или заимствованных целях, оценках, а также степень самостоятельности в использованных оценках.

3. Внутренняя личностная позиция школьника, характеризующаяся стабилизаций мотивов, идеалов, чувственных проявлений.

4. Стиль поведения личности характеризуют:

а) инициативность; б) самостоятельность в поведении.

5. Развитие у школьников самокритичности, самовоспитания и саморегуляция поведения.

 

 


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 9. Формирование национального самосознания как проблема воспитательной работы школы | Тема 11. Основы нравственного воспитания
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 568; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.