Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 11. Основы нравственного воспитания

 

План

1. Сущность нравственного воспитания.

2. Особенности процесса нравственного воспитания.

3. Принципы и методы нравственного воспитания.

4. Проблема изучения нравственной воспитанности школьников.

 

Литература

1. Вопросы нравственного воспитания учащихся и студентов. Сб. научн. Трудов. – Минск, 1991.

2. Глассер И. Нравственные аспекты. – М., 1991.

3. Зосимовский А.В. Критерии нравственной воспитанности. // Педагогика. – 1992. – № 11 – 12.

4. Лисовский В.Г. Поколение обманутых надежд? [Нравственные проблемы воспитания школьников] //Сов. педагогика. – 1991. – № 6.

5. Митяев О. Что такое «хорошо» [Концепция этико-нравственного воспитания школьников] //Нар. образование. – 1991. – № 11.

6. Царик И.А. Нравственно-правовое воспитание учащихся: формы, методы работы педагога – Минск: НИА, 1995.

 

Говоря о процессе нравственного воспитания, целесообразно определить суть понятия, составляющую основу этого процесса.

Нравственность – 1) один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе;

2) это особая форма общественного сознания и вид общественных отношений. Мораль – принципы, законы, регулирующие нашу общественную жизнь.

В основе нравственности – целостная система воззрений на социальную жизнь, содержащих в себе то или иное понимание сущности (назначения, смысла, цели) жизни общества, человека, его бытия, самого себя, своей жизни и деятельности.

Роль сознания в сфере моральной регуляции выражается в том, что нравственная санкция (одобрение или осуждение поступков) имеет идеально-духовный характер; она выступает в форме действенно-материальных мер общественного воздаяния и в форме оценки, которую человек должен сам осознать, принять внутренние и соответствующим образом направить свои действия в дальнейшем. При этом имеет значение не просто сам факт чьей-либо эмоционально-волевой реакции, но соответствие оценки общим принципам, нормам и понятием добра и зла. Громадную роль в нравственности играет индивидуальное сознание (личные убеждения, мотивы и самооценки), которое позволяет человеку самому контролировать, внутренне мотивировать свои действия, давать им обоснование, самостоятельно вырабатывать свою линию поведения. Соответственно в нравственности оцениваются не только практические действия людей, но их мотивы, побуждения, намерения. В связи с этим в моральной регуляции особую роль приобретает воспитание. Нравственное воспитание – это целенаправленное формирование моральных убеждений, развитие нравственных чувств, выработка навыков и привычек поведения. Кроме того, это формирование у школьников системы потребностей, интересов, мотивов, выработка установки и позиции, направленности и сложной иерархии отношений.

Структурными компонентами нравственного воспитания являются такие категории, как нравственное сознание, нравственные ценности, нравственные чувства.

Нравственное сознание – это форма психического отражения человеком действительности, выражающаяся в его нравственных представлениях, взглядах, убеждениях. Сознание проявляется в принципах, которыми руководствуются люди, принимая те или иные решения, выбирая способы поведения.

Нравственные ценности – это ориентиры в поведении групп, индивидов, которые позволяют оценивать те или иные явления, действия и поступки людей с точки зрения определенных представлений о добре и зле. Особое значение при этом имеют идеалы личности, которым она стремится следовать.

Эмоциональная сторона нравственной жизни человека проявляется в его нравственных чувствах. Нравственные чувства характеризуют субъективное отношение человека к другим людям, самому себе, к общественным явлениям и к жизни в целом. Все эти категории указывают на важность, многогранность и сложность нравственного воспитания и необходимость рассматривать его как процесс. Нравственное поведение – это поведение, которое соответствует общественным нормам.

Процесс нравственного воспитания – это совокупность последовательных взаимодействий воспитателя и коллектива воспитанников, направленных на формирование должного уровня нравственной воспитанности личности школьника в соответствии с идеалом современного и будущего общества. Особенности процесса нравственного воспитания:

1. Специфичность процесса нравственного воспитания прежде всего характеризуется его двусторонностью. Испытывая на себе влияние внешних факторов и условий, личность всегда проявляет активность. Вступая во взаимодействие с этими влияниями и перерабатывая их, она изменяет свое качественное состояние и проявляет его во внешних действиях и поступках, в отношении к окружающей действительности. Задача воспитателя – создавать условия для наиболее эффективного взаимодействия данных сторон процесса.

2. особенность процесса нравственного воспитания заключается в его длительности и непрерывности. В отличие от процесса обучения, где результата можно достичь в более короткие сроки, конечные итоги процесса нравственного воспитания обнаруживается не так скоро, они являются как бы отстроченными. Если процесс обучения протекает в определенных организационных и временных границах, то временные рамки процесса нравственного воспитания менее всего определены и регламентированы.

3. Особенность процесса нравственного воспитания заключается в преемственности и последовательности, а также единстве педагогических влияний на личность школьника. Это достигается системой отношений, складывающихся в деятельности коллектива педагогов, учащихся, в семье воспитанника, единством их ориентаций в воспитательном процессе.

4. Процесс нравственного воспитания осуществляется не только на основе определенных требований и с учетом его особенностей, но и главным образом на основе отношений, складывающихся в ученическом коллективе. Следовательно, ученика в процессе воспитания следует рассматривать не только объектом, но и субъектом отношений. Поэтому нравственные отношения всегда активны, как активен сам ученик, который преобразует самого себя и отношения.

5. Нравственные отношения составляют целую систему норм отношений между учащимися и взрослыми. Каждый ученик соотносит свои действия и намерения с существующими в обществе и коллективе сверстников нормами, которые подвергаются оценке общества, сверстников, взрослыми.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Функции мировоззрения | Принципы нравственного воспитания
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 294; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.