Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Нравственное воспитание школьников в современных условиях

1. Основные понятия теории нравственного воспитания. Каждый поступок человека, если он в той или иной степени влияет на других людей и небезразличен для интересов общест­ва, вызывает оценку со стороны окружающих. Мы оцениваем его как хороший или плохой, правильный или неправильный, спра­ведливый или несправедливый. При этом мы пользуемся поня­тием морали.

Мораль в прямом значении этого слова понимается как обы­чай, нрав, правило. Часто в качестве синонима этого слова ис­пользуют понятие этика, означающее привычку, обыкновение, обычай. Этика употребляется и в другом значении - как фило­софская наука, изучающая мораль. В зависимости от того, как ос­воена и принята человеком мораль, в какой мере он соотносит свои убеждения и поведение с действующими моральными нор­мами и принципами, можно судить об уровне его нравственнос­ти. Иначе говоря, нравственность – это личностная характерис­тика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, по­рядочность, честность, правдивость, справедливость, трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм, регулирующие индивиду­альное поведение человека.

Поведение человека оценивается по степени соответствия определенным правилам. Если бы таких правил не было, то один и тот же поступок оценивался бы с разных позиций и люди не могли бы прийти к единому мнению – хорошо или плохо по­ступил человек? Правило, имеющее общий характер, т.е. распро­страняющееся на множество одинаковых поступков, носит назва­ние нравственной нормы. Норма – это правило, требование, оп­ределяющее, как человек должен поступить в той или иной кон­кретной ситуации. Нравственная норма может побуждать ребен­ка к определенным поступкам и действиям, а может и запрещать или предостерегать от них. Нормы определяют порядок взаимо­отношений с обществом, коллективом, другими людьми.

Нормы объединяются в группы в зависимости от тех областей отношений между людьми, в которых они действуют. Для каж­дой такой области (профессиональные, межнациональные отно­шения и др.) есть свое исходное начало, которому подчинены нормы - нравственные принципы. Например, нормы отношений в какой-либо профессиональной среде, отношений между пред­ставителями разных национальностей регулируются нравственны­ми принципами взаимоуважения, интернационализма и др.

Понятия морали, имеющие всеобщий характер, т.е. охватываю­щие не отдельные отношения, а все области отношений, побуж­дая человека везде и всюду руководствоваться ими, называются нравственными категориями. В их числе такие категории, как добро и справедливость, долг и честь, достоинство и счастье.

Воспринимая требования морали как правила жизни, которые делают человека лучше, благороднее, общество вырабатывает нравственный идеал, т.е. образец нравственного поведения, к ко­торому стремятся взрослые и дети, считая его разумным, полез­ным, красивым.

Моральные нормы, принципы, категории, идеалы принимают­ся людьми, принадлежащими к определенной социальной груп­пе, и выступают как форма общественного нравственного созна­ния. Вместе с тем мораль – это не только форма общественного сознания, но и форма индивидуального нравственного сознания, так как человеку присущи свои особенности духовного склада, самобытные представления, чувства, переживания. Эти личные проявления всегда окрашены общественным сознанием. Усвоен­ные и принятые личностью нравственные нормы, принципы, категории, идеалы в то же время выражают ее определенные от­ношения к другим людям, к себе, к своему труду, к природе.

Содержание воспитательной работы учителя, классного руково­дителя по формированию нравственной культуры учащихся и составляет формирование названных групп отношений.

Группа отношений к другим людям предполагает воспитание гуманности, взаимного уважения между людьми, товарищеской взаимопомощи и требовательности, коллективизма, воспитание заботы о старших и младших в семье, уважительное отношение к представителям противоположного пола.

Отношение к себе складывается из осознания собственного достоинства, чувства общественного долга, дисциплинированности, честности и правдивости, простоты и скромности, нетерпимости к несправедливости, стяжательству. Отношение к своему труду проявляется в добросовестном, ответственном исполнении своих трудовых, учебных обязанностей, развитии творческих начал в тру­довой деятельности, признании важности своего труда и резуль­татов труда других людей. Отношение к природе состоит в береж­ном отношении к ней, в нетерпимом отношении к нарушениям экологических норм и требований. Формирование основ нравст­венной культуры школьников осуществляется в системе нравствен­ного воспитания в условиях школы, семьи, общества.

2. Воспитание гуманности. Гуманистическое мировоззрение как обобщенная система взглядов, убеждений, идеалов, в которой человек выражает свое отношение к окружающей его природной и социальной среде, строится вокруг одного центра — человека. Если гуманизм – это основа системы определенных взглядов на мир, то именно чело­век оказывается системообразующим фактором, ядром гуманисти­ческого мировоззрения. При этом его отношение содержит не только оценку мира как объективной реальности, но и оценку своего места в окружающей действительности, связей с другими людьми. Следовательно, в гуманистическом мировоззрении как раз и находят свое выражение многообразные отношения к че­ловеку, к обществу, к духовным ценностям, к деятельности, со­ставляющие содержание гуманистической сущности личности.

Гуманность поэтому не может быть просто чертой личности, это интегральная характеристика личности, включающая ком­плекс ее свойств, выражающих отношение человека к человеку. Эти свойства проявляются и формируются в сфере человеческих взаимоотношений, которые могут быть гуманными и негуманными. В гуманных отношениях находят отражение духовные потреб­ности личности, стремление видеть в человеке друга, брата, жить для блага людей, быть удовлетворенным жизнью, счастливым. Именно гуманное отношение к людям определяет гуманистиче­скую сущность личности.

Гуманность представляет собой совокупность нравственно-психологических свойств личности, выражающих осознанное и сопереживаемое отношение к человеку как к высшей ценности. Как качество личности гуманность формируется в процессе взаи­моотношений с другими людьми. Она раскрывается в проявле­нии доброжелательности и дружелюбия; в готовности прийти на помощь другому человеку, внимательности к нему; в рефлексии - умении понять другого человека, поставить себя на его место; в эмпатической способности к сочувствию, сопереживанию; в то­лерантности – терпимости к чужим мнениям, верованиям, по­ведению.

Воспитание гуманности осуществляется в многообразных ви­дах деятельности, в различных вариантах межличностных отно­шений. Ребенок должен быть включен в сопереживание, соуча­стие. Признаки равнодушия, черствости не могут быть не заме­чены и не проанализированы педагогом. Пример гуманного от­ношения учителя к ученикам обладает особой воспитательной силой, он может заменить длительные рассуждения, беседы и рассказы о гуманности других людей. Это, однако, не отрицает возможности и необходимости проведения морально-этического просвещения. Изучение биографий ученых, их творческой дея­тельности, жизненных принципов, нравственных поступков вы­зывает большой интерес у учащихся, стимулирует их поведение и деятельность. Анализ в ходе уроков проблем добра и зла, гу­манизма подлинного и абстрактного, социальной справедливости и несправедливости вводит учащихся в сложный мир человече­ских взаимоотношений, учит понимать и ценить идеи гуманиз­ма, их общечеловеческий характер.

Важным условием воспитания гуманности является организа­ция коллективной учебной, общественно полезной деятельности, особенно таких ее видов, где учащиеся поставлены в ситуации непосредственного проявления заботы о других, оказания помо­щи и поддержки, защиты младшего, слабого. Такие ситуации могут непосредственно возникать в процессе совместной деятель­ности, а могут быть специально предусмотрены педагогом.

3. Воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения. Дисциплина отражает соответствие поведения и образа жизни человека правилам и нормам, сложившимся в обществе. Дисциплинированность как качество личности характеризует ее поведение в различных сферах жизни и деятельности и проявля­ется в выдержанности, внутренней организованности, ответствен­ности, готовности подчиняться и личным и общественным целям, установкам, нормам и принципам.

Школьная дисциплина – одна из форм проявления дисцип­лины общественной. Это принятый порядок в стенах учебного заведения, соблюдение учащимися правил взаимоотношений с учащимися и учителями, принятых правил и предписаний. Яв­ляясь составной частью нравственности, дисциплина учащихся основана на личной ответственности и сознательности, она го­товит ребенка к социальной деятельности.

Предполагая элементы подчинения требованиям коллектива, требованиям большинства, дисциплина должна рассматриваться в контексте свободы личности, как субъективная способность личности к самоорганизации. Способность личности выбирать свою линию поведения в различных обстоятельствах (самоопре­деление) является нравственной предпосылкой ответственности за свои поступки. Обладая самодисциплиной, школьник защища­ет себя от случайных внешних обстоятельств, увеличивая тем са­мым степень собственной свободы.

Дисциплинированность как личностное качество имеет разные уровни развития, что находит свое отражение в понятии культу­ра поведения. Оно включает в себя различные стороны нравст­венного поведения личности; в ней органически слиты культура общения, культура внешности, культура речи и бытовая культу­ра. Воспитание культуры общения у детей требует формирования доверия, доброты к людям, когда нормами общения становятся вежливость, внимательность. Важно научить детей поведению с родными, друзьями, соседями, посторонними людьми, в транс­порте, в общественных местах. В семье и школе необходимо по­знакомить детей с ритуалами поздравлений, вручения подарков, высказывания соболезнования, с правилами ведения деловых, телефонных разговоров и др.

Культура внешности складывается из умения элегантно, со вкусом одеваться, выбирать свой стиль, соблюдать личную гигие­ну, из умения управлять своими жестами, мимикой, походкой, движениями. Культура речи – это умение вести дискуссию, по­нимать юмор, использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения, владеть нормами устного и письмен­ного литературного языка. Одно из направлений работы по фор­мированию культуры поведения – воспитание эстетического от­ношения к предметам и явлениям повседневной жизни, рацио­нальная организация своего жилища, аккуратность в ведении домашнего хозяйства, умение вести себя за столом во время прие­ма пищи и т.п. Культура поведения детей в значительной мере формируется под влиянием личного примера учителей, родите­лей, старших школьников, традиций, сложившихся в школе и семье.

 

17. Формирование физической культуры и здорового образа жизни учащихся

1. Задачи и содержание воспитания физической культуры. Организация работы по воспитанию физической культуры уча­щихся направлена на решение ряда задач.

1. Содействие правильному физическому развитию учащихся, повышению их работоспособности. Физическое воспитание на­правлено на морфологическое и функциональное совершенство­вание организма, на закрепление его устойчивости против неблагоприятных условий внешней среды, на предупреждение заболе­ваний и охрану здоровья.

2. Развитие основных двигательных качеств. Способность че­ловека к разносторонней двигательной деятельности обеспечива­ется высоким и гармоническим развитием всех физических ка­честв – силы, выносливости, ловкости и быстроты. Специали­сты считают, что на фоне общего, доступного для каждого школь­ного возраста уровня развития всех физических качеств в началь­ных классах нужно воспитывать ловкость и быстроту, в средних — наряду с ловкостью и быстротой частично общую выносливость и только в старших классах – ловкость, быстроту, силу и специ­альную выносливость. Приучая школьников преодолевать неуве­ренность, страх, усталость, мы тем самым воспитываем у них не только физические, но и моральные качества.

3. Формирование жизненно важных двигательных умений и навыков. Двигательная деятельность успешно осуществляется лишь тогда, когда человек владеет специальными знаниями, уме­ниями и навыками. Опираясь на двигательные представления и знания, ученик получает возможность управлять своими дейст­виями в разнообразных условиях. Двигательные умения форми­руются в процессе выполнения определенных движений. Среди них есть естественные двигательные действия (ходьба, бег, прыж­ки, метание, плавание и др.) и двигательные действия, которые редко или почти не встречаются в жизни, но имеют развиваю­щее и воспитывающее значение (упражнения на гимнастических снарядах, акробатика и т.п.).

4. Воспитание устойчивого интереса и потребности в система­тических занятиях физической культурой. В основе здорового образа жизни лежит постоянная внутренняя готовность личности к физическому самосовершенствованию. Она является результа­том регулярных (в течение многих лет) занятий физическими упражнениями при положительном и активном отношении к ним самих учащихся. Как известно, природе ребенка свойственна ин­тенсивная двигательная активность. В интересах физического воспитания необходимо организовать детскую подвижность, мо­торику в правильных формах, дать ей разумный выход. Интерес и удовольствие, получаемые в процессе физических упражнений, постепенно переходят в привычку систематически заниматься ими, которая затем превращается в устойчивую потребность, со­храняющуюся на долгие годы.

5. Приобретение необходимого минимума знаний в области гигиены и медицины, физической культуры и спорта. Школь­ники должны получать четкое представление о режиме дня и личной гигиене, о значении физической культуры и спорта для укрепления здоровья и поддержания высокой работоспособно­сти, о гигиенических правилах занятий физическими упражне-, ниями, о двигательном режиме и природных факторах закали­вания, об основных приемах самоконтроля, о вреде курения и алкоголя и т.п.

2. Основные средства воспитания физической культуры. К основным средствам воспитания физической культуры школьников относятся физические упражнения, природные и гигиенические факторы.

Под физическими упражнениями понимаются двигательные действия, специально организованные и сознательно выполняе­мые в соответствии с закономерностями и задачами физическо­го воспитания.

Существуют различные подходы к классификации физических упражнений. Наиболее распространенной является классифика­ция, в основу которой положены исторически сложившиеся сис­темы средств физического воспитания. Она включает гимнасти­ку, игры, туризм, спорт.

С педагогической точки зрения ценность гимнастики заклю­чается в том, что она обладает возможностью избирательно воз­действовать на организм или на развитие его отдельных систем и функций. Различают гимнастику основную, гигиеническую, спортивную, художественную, производственную, лечебную. В соответствии с учебной программой по физической культуре уча­щиеся занимаются преимущественно основной гимнастикой (по­строения и перестроения; общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами – мячами, палками, скакалками, флажками; лазанье и перелезание; равновесие; ходьба; бег; прыж­ки; метание; элементарные акробатические упражнения).

В итоге развиваются физические силы ребенка, тверже дела­ется рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. Удовлетворяя естественную тягу детей и подростков к двигательной деятельности, игры возбуждают коллективные переживания, чувство локтя, радость совместных усилий, содействуют укреплению дружбы и товарищества. В начальных классах школы в основном проводятся подвижные игры, в средних и старших – спортивные.

Туризм – это прогулки, экскурсии, походы и путешествия, организуемые для ознакомления учащихся с родным краем, при­родными, историческими и культурными памятниками нашей страны. В туристских мероприятиях школьники приобретают физическую закалку, выносливость, прикладные навыки ориен­тирования и передвижения в усложненной обстановке, опыт кол­лективной жизни и деятельности, руководства и подчинения, на практике усваивают нормы ответственного отношения к природ­ной среде. Школьные туристские отряды участвуют в походах, соревнованиях, слетах.

В организации и проведении туристских походов (пеших, лыжных, лодочных и велосипедных) вместе с учителями физкультуры участ­вуют классные руководители, вожатые, родители. Особую ответствен­ность они несут за дозирование физических нагрузок, соблюдение правил безопасности и охрану жизни и здоровья детей. Во время походов проводится воспитательная работа по охране природы.

В отличие от физической культуры спорт всегда связан с до­стижением максимальных результатов в отдельных видах физи­ческих упражнений. Для выявления спортивно-технических ре­зультатов и определения победителей проводятся соревнования. На соревнованиях, в условиях острой спортивной борьбы, повы­шенной ответственности за свои результаты перед коллективом, учащиеся преодолевают значительные физические и нервные на­грузки, проявляют, развивают двигательные и морально-волевые качества. Младшие школьники, как правило, соревнуются по тем видам физических упражнений (спорта), которые входят в учеб­ную программу. В средних и старших классах соревнования ор­ганизуются по программам отдельных видов спорта.

В совокупности средств физического воспитания и развития школьников особая, далеко еще не осознаваемая роль принадле­жит естественным силам природы (солнце, воздух, вода). Высту­пая в едином комплексе с физическими упражнениями, они уси­ливают оздоровительное воздействие на учащихся. Солнечные лучи, воздух, вода должны быть по возможности неотъемлемым компонентом всех видов двигательной деятельности и уж, конеч­но, источником специально организованных процедур – солнеч­ных и воздушных ванн, обтираний, обливаний.

Физическое воспитание и развитие предполагают гигиеническое обеспечение физкультурных занятий, рациональный режим учебного труда, отдыха, питания, сна и т.д., требуют строгого со­блюдения ряда санитарно-гигиенических требований, предъявляе­мых к строительству, реконструкции, благоустройству и содержа­нию школьных зданий, спортивных залов, рекреационных и вспомогательных помещений (оптимальная площадь, световой и тепловой режим, регулярное проветривание, влажная уборка).

Применяемые для занятий физическими упражнениями сна­ряды, инвентарь и оборудование по размерам, весу и устройству должны соответствовать возрасту и полу учащихся. Школьникам, в свою очередь, необходимо выполнять некоторые нормы и пра­вила, связанные с гигиеной быта и спортивных занятий. Сюда относятся уход за телом, горячее питание и полноценный сон, наличие спортивной обуви и одежды.

Как нормативная основа жизни и деятельности, режим дня приводит затраты учебного, внеучебного и свободного времени в соответствие с гигиеническими нормами, определяет строгий распорядок и целесообразное чередование труда и отдыха. Тща­тельно составленный и систематически выполняемый режим дня сохраняет баланс между расходом и восстановлением затраченных сил, укрепляет здоровье, создает бодрое, жизнерадостное настрое­ние, воспитывает аккуратность, точность, организованность, дис­циплинированность, чувство времени, самоконтроль.

Режим дня не может быть одинаковым для всех. Он дифферен­цируется в зависимости от состояния здоровья, уровня работоспо­собности, конкретных условий жизни и индивидуальных особен­ностей учащихся. Но есть ряд правил, обязанных для всех. Общи­ми и едиными для всех учащихся должны быть такие режимные моменты, как утренняя гимнастика, туалет, учебные занятия в школе, обед, послеобеденный отдых, приготовление домашних заданий, общественная работа, пребывание на свежем воздухе, спорт, занятия по интересам, умеренное посещение зрелищных мероприятий, ужин, вечерняя прогулка, подготовка ко сну.

Воспитание физической культуры учащихся осуществляется и направляется совместными скоординированными усилиями все­го педагогического коллектива — руководителей школы, учите­лей, классных руководителей, органов ученического самоуправ­ления при активной поддержке и помощи родителей.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Опыта поведения школьников | Особенности работы учителя в сельской школе
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 2650; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.034 сек.