Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Опыта поведения школьников

Положительный опыт поведения создается путем педагогически правильно организованной деятельности детей, которая является источником воспитания в этой группе методов. Воспитание в деятельности имеет ряд закономерностей, на основе которых формируются требования к ее организации. Деятельность воспитывает, если личностно значима для детей, имеет "личностный смысл" (А.Н.Леонтьев). Позиция учеников должна быть активной, и функции их должны меняться: все проходят роли исполнителей и организаторов. Руководство деятельностью детей должно быть гибким, соответствующим педагогической ситуации.
В отечественной педагогике организация деятельности детей является ведущим методом воспитания. Эта группа методов включает в себя приучение, педагогическое требование, упражнение, общественное мнение, воспитывающие ситуации.

Педагогическое требование понимается как предъявление к выполнению определенных норм поведения, правил, законов, традиций, принятых в обществе и в его группах. Требование может выражаться как совокупность норм общественного поведения, как реальная задача, как конкретное указание о выполнении какого-либо действия. По форме требования бывают прямые и косвенные. Первые имеют вид приказания, указания, инструкции, отличаются решительным тоном, особенно на начальном этапе воспитания. Косвенные требования предъявляются в виде просьбы, совета, намека, они апеллируют к переживаниям, мотивам, интересам учеников. В развитом коллективе предпочтительны косвенные требования.

Общественное мнение - это выражение группового требования. Оно используется в развитых коллективах при оценке поступков. Педагог должен формировать здоровое общественное мнение, стимулируя выступления учащихся с оценкой их деятельности.

Приучение и упражнение содействуют формированию устойчивых способов поведения, привычек. Приучение - это организация регулярного выполнения детьми действий с целью их превращения в привычные формы поведения. Привычки становятся устойчивыми свойствами и отражают сознательные установки личности, поэтому их так важно формировать. Приучение эффективно на ранних этапах развития. Методика требует объяснять учащимся, что, как и зачем нужно делать. Приучение предполагает и проверку выполнения действий.

Упражнение - многократное повторение и совершенствование способов действий как устойчивой основы поведения. В широком смысле это такая организация жизни и деятельности детей, которая создает условия для поступков в соответствии с общественными нормами. Упражнение опирается на приучение, тесно с ним связано и реализуется через поручение, выполнение роли в общей деятельности. Участие в коллективных делах на всех стадиях (планирование, исполнение, оценка) развивает способности и формирует качества личности. Приучение и упражнение эффективны, если опираются на положительные мотивы деятельности и в свою очередь формируют их.
Воспитывающие ситуации - это обстоятельства затруднения, выбора, толчка к действию, они могут быть специально организованы педагогом. Их функция - создать условия для сознательной активной деятельности, в которой проверяются сложившиеся и формируются новые нормы поведения, ценности. Это могут быть ситуации конфликта в группе, выбора правильного решения и пр.

Методы стимулирования поведения и деятельности. Сущность действия этой группы методов состоит в побуждении к социально одобряемому поведению. Побудителем выступают поощрение (одобрение) и наказание (осуждение) поступка. Психологической основой этих методов является переживание, самооценка школьника, осмысление поступка, вызванные оценкой учителя и/или товарищей. Человеку в группе свойственно ориентироваться на признание, одобрение и поддержку своего поведения. На этом основана коррекция поведения учащихся с помощью его оценки.
Поощрение - это выражение положительной оценки, одобрения, признания качеств, поступков, поведения школьника или группы. Оно вызывает чувство удовлетворения, уверенности в своих силах, положительную самооценку, стимулирует ученика к улучшению его поведения. Формы поощрения: похвала, благодарность учителя, взрослых, награждение книгами и/или другие материальные награды. Методика поощрения рекомендует одобрять не только результат, но мотив и способ деятельности, приучать детей ценить сам факт одобрения, а не его материальный вес. Поощрение чаще требуется младшим школьникам и не уверенным в себе детям.

Наказание - это выражение отрицательной оценки, осуждения действий и поступков, противоречащих нормам поведения. В отечественной педагогике был период отказа от наказания как метода, унижающего личность и имеющего негативные последствия (в 20 годы). Однако позже было признано правомерным педагогически грамотное применение наказания: оно, вызывая чувство стыда, неудовлетворенность, корректирует поведение ученика, дает ему возможность понять свою ошибку. Метод наказания требует обдуманных действий, анализа причин проступка и выбора такой формы, которая не унижает достоинство личности. Формы наказания разнообразны: замечание учителя, предупреждение, беседа, вызов на педсовет, перевод в другой класс, школу, исключение из школы. Частным случаем наказания является метод естественных последствий: насорил - убери, нагрубил - извинись.
В советской школе применялся и такой стимулирующий метод как соревнование, основанный на тяге детей к игре, состязанию. К сожалению, соревнование было идеологизировано и приобрело формальный характер в рамках коммунистической концепции соцсоревнования. Однако, очищенное от идеологии и формализма, соревнование может успешно использоваться. В целом методы этой группы рассматриваются как вспомогательные, в особенности наказание: надо так строить воспитание, чтобы была минимальная необходимость в репрессивных действиях.

 

15. Учебник: дидактические функции, структура. требования к нему.

Исходя из наличия разных типов дидактических систем следует говорить о соответствующей типологии учебников. Так, должны быть особые учебники для проектной работы школьников, для системы «погружения», для дистанционного обучения и т.д.

Таким образом, фиксация методологических основ конструирования учебника начинается с определения типа образования и базовой образовательной (дидактической) системы, в которой планируется обучение. Следующая опора проектирования – образовательные стандарты различных уровней (федеральный, национально-региональный, школьный или вузовский), которые должны входить в состав любой образовательной системы и создаваемого учебника. Все остальные элементы и формы представления содержания образования – учебные программы, методики и т.п. являются производными, т.е. не определяющими методологическими элементами проектирования учебника. Чтобы разрабатывать способы проектирования учебника нужно определиться с понятием учебника.

Что такое учебник?

Однозначного ответа на этот вопрос сегодня нет. Границы учебника оказались размыты по причине его интеграции с другими учебными пособиями и изданиями, такими, как практикум, задачник, справочник, хрестоматия, словарь, дидактическое пособие. Неопределённость в понимании учебника вносит увеличивающееся многообразие форм его представления: он может быть бумажным, электронным, гипертекстовым, мультимедийным, размещенным на компакт-диске или веб-сайте.

Для определения понятия «учебник», необходимо знать его функции. Традиционно учебник выполняет две основные функции: 1) является источником учебной информации, раскрывающей в доступной для учащихся форме предусмотренное образовательными стандартами содержание; 2) выступает средством обучения, с помощью которого осуществляется орга­низация образовательного процесса, в том числе и самообразование учеников. Однако при более внимательном рассмотрении эти функции оказываются не столь очевидны. Принято считать, что учебник - это книга или другой носитель информации, в которых содержится систематический учебный материал, необходимый для организации образовательного процесса по определенному учебному курсу. Такое понимание спорно. Например, подлежит сомнению родовое утверждение в этой дефиниции, что учебник – это носитель информации.

Обычно под учебником понимается отчужденная от изучаемой реальности информация, так называемые «знания», которые подлежат изучению. Такой подход сегодня наиболее распространен, хотя и критикуем за отсутствие связи с жизнью, авторскую субъективность отбора информации, зачастую устаревшей и неактуальной. Но аппарат изучения этих «знаний» тоже входит в учебник. И этот аппарат, деятельностно-организующий по своей сути, не обязательно находится на том же носителе информации, что и учебный материал. Его своеобразными «носителями» могут быть субъекты учебной деятельности – ученики и педагоги. Как, каким образом, с точки зрения понятия «учебник» развести две группы «носителей» информации: субъектов обучения и материальные или виртуальные средства? Ответ на этот вопрос не так однозначен, как может показаться на первый взгляд. Углубляющаяся интеграция человека и информационных технологий требует нового взгляда на проблему «носителей», которые всегда считались отдельными от людей средствами.

Возникает и другой вопрос: является ли учебником изучаемая действительность? Самобытный русский философ-космист Н.Ф.Федоров считал, что первым учебником для детей должно быть «звездное небо». И понимал он под этим не астрономические знания, выработанные человечеством, а саму реальность, способную научить того, кто её «читает».

Отделена ли от учебника реальная действительность? – эта проблема обсуждалась на методологическом семинаре «Учебник как средство самореализации ученика и учителя». Мною был задан вопрос Н.Ф.Виноградовой, автору учебника для начальной школы: «Входит ли в Ваш учебник «Окружающий мир» сам окружающий мир?» Ответ был примерно таков, что необходим учебно-методический комплекс, который, видимо, и включает в себя функции реального мира. Затем была сформулирована достаточно традиционная точка зрения, что учебник - это отражение реального мира, но не сам мир. На наш взгляд, такое понимание учебника приводит к отчуждению ученика от реальности. Личностно-ориентированное обучение нуждается в ином понимании учебника, не только как отражения мира, но и самого мира.

Свое развитие данная проблема получает при анализе соотношения учебника и образовательной среды. Крайней позицией здесь является отождествление учебника с образовательной средой, и как результат, последующее поглощение учебника этой средой, растворение его в ней. О такой перспективе все чаще косвенно или явно говорится на различных конференциях, посвященных образовательной среде, под которой чаще всего понимается только небольшая ее часть, представленная в учебно-методических комплектах, но некоторые ученые включают сюда также и средства обучения, и контроля и т.п. Ничто не мешает включить в образовательную среду и всю окружающую ученика действительность.

Актуальным для построения дефиниции «учебник» оказывается выяснение связей и взаимодействий учебника и образовательной реальности, в которую кроме образовательной среды включаются субъекты образования, их деятельность и её результаты. Каким образом данные компоненты образовательной реальности находят или должны находить отражение в учебнике? Может ли, например, образовательная продукция ученика или учителя входить в состав учебника? В своё время нами была предложена идея включения образовательной продукции ученика в состав личностно-ориентированного учебника как его особого компонента. Такое предложение оказывается вполне реалистично в случае, если учебник создается в электронной форме.

Идеальной формулой личностно-ориентрированного обучения должна быть следующая: каждому ученику – свой учебник. Вообщем-то, так оно уже и есть, каждому ученику выдается отдельная книга. Пусть даже это будет одна и та же книга для каждого ученика. Но эта книга не является и не становится уникальным личностным атрибутом ученика. В вышеприведенной формуле есть внутренний контекст понимания: свой учебник – это тот, который позволяет ученику проживать его по-своему, вносить в него своё смысловое содержание и понимание, перерабатывать и делать его уникальным в результате применения.

Учебник-модель и учебник-реальность. Согласно культурологической концепции содержание образования есть педагогическая модель социального опыта, в которой есть две взаимосвязанных стороны: процессуальная и содержательная [9, с.45]. Если мы считаем учебник атрибутом соответствующих дидактических систем, то для определения понятия «учебник» целесообразно опираться на структуру таких систем. В любой дидактической системе есть своя философско-педагогическая концепция, образовательные цели, задачи, педагогические технологии, содержание и средства образования, система диагностики, контроля, оценки и рефлексии результатов. С учетом этого дадим следующее определение:

Учебник – это комплексная информационно-деятельностная модель образовательного процесса, происходящего в рамках соответствующей дидактической системы и включающего необходимые условия для его осуществления.

То есть, учебник – это модель, ото­бражающая цели, принципы, содержание, технологию соответствующего образовательного процесса, но в него входит и реальность, являющаяся условием осуществления этого процесса. Учебник – это модель в том смысле, что он не только отображает в себе структуру определенной дидактической системы, но и проектирует её реализацию.

Структура учебника, ориентированного на личностно-развивающую деятельность, «задает» соответствующие виды этой деятельности. В нем находят отражение такие процедуры обучения, как выяснение смысла изучаемого учебного предмета и каждой отдельной темы, постановка задач, организация образовательной ситуации, предъявление необходимой информации, раскрытие путей решения проблем, обобщение и систематизация, закрепление и контроль, самостоятельные исследования, домашняя работа, рефлексивное осознание образовательной деятельности и ее результатов.

И, наконец, учебник не ограничен рамками материального или виртуального носителя. Он есть та реальность, пересекаемая дидактическою моделью, которая наполняет эту модель жизнью, делает ее субъективно значимой и динамичной. В этом смысле учебник уникален для каждого ученика и учителя, поскольку живет и проявляется всякий раз в ходе их образовательной деятельности.

Личностно-ориентированное обучение оказывается возможным только при условии интеграции личности с обучением и его моделью, воплощенной, в том числе, и в учебнике. Вот мы и пришли к наиболее важному условию существования учебника: интеграция учебника-модели с учебником-реальностью происходит в ходе образовательной деятельности субъектов обучения. С традиционной точки зрения данный тезис выглядит достаточно крамольно. Ведь модель не принято смешивать с реальностью, отражением которой она является. Но если этого не делать, то проблему отчуждения ученика от образования не решить. Мы окажемся в ситуации, когда учебник и жизнь отделены друг от друга. Пора признать, что одни лишь призывы о необходимости связывать обучение с жизнью, соединять школу с реальностью не действуют. Остается только один, как нам видится, путь - считать учебник и жизнь едиными и не раздельными.

Предполагая связь учебника-модели с учебником-реальностью, мы допускаем и «задаём» влияние реальности на конструирование модели. Отсюда следует важная методологическая функция проектирования учебника: он должен включать в себя возможность динамического изменения в ходе его применения субъектами обучения. Какими тогда должны быть принципы конструирования, формы представления и применения учебника? В рамках данной статьи мы лишь обозначим эту проблему как одну из главнейших в построении теоретических основ проектирования учебника.

Дидактически обусловленная структура учебника. Практически любой элемент дидактической системы должен найти своё выражение в учебнике. Если рассматривать его в качестве организатора образовательной деятельности, то содержание и структура параграфов по одной теме должны соответствовать элементам и этапам образовательного процесса. Например, первый параграф вызывает мотивацию деятельности учеников, обозначает концепт темы; второй - помогает самоопределиться по отношению к главным проблемам темы; третий – спланировать свою индивидуальную программу по теме; следующие несколько параграфов – последовательно раскрывают основные вопросы темы; завершающие параграфы – позволяют ученику выполнить рефлексию деятельности, обобщить и оценить полученные результаты и т.п.

Отдельной и наименее разработанной проблемой является концепция учебника личностно-ориентированного типа, проектируемого, в том числе и в гипертекстовой мультимедийной среде на электронных носителях. Традиционно под содержанием образования понимается предназначенный для усвоения учениками объём информации. В личностно-ориентированной парадигме целевой и структурной основой конструирования учебников служат соответствующие качества личности учащихся, которые развиваются в ходе специально организуемой деятельности. Сверхзадача учебника – помощь в обеспечении личностного развития учащегося по отношению к изучаемому курсу. Решать её можно на основе специальных средств, с помощью которых организуется образовательная деятельность учеников. Это, прежде всего, исследовательская, творческая деятельность ученика, его участие в диалоге с автором или персонажами учебника, сопоставление разных точек зрения и подходов, включение оценочной позиции по отношению к материалу, рефлексивное осмысление прочитанного. Результатом такой деятельности должна служить создаваемая учеником образовательная продукция.

Таким образом, чтобы обеспечить личностную ориентацию учебника, необходимо предусмотреть в его структуре и содержании средства организации продуктивной деятельности учеников, относящейся к развитию их личностных качеств и специфике учебного курса. Критериями личностной ориентации учебника являются следующие отображенные в нем соотношения: информационный и деятельностный компоненты; продуктивный и репродуктивный; изучение реального мира и «готовых» знаний о нем.

Перспективы развития личностно-ориентированного обучения состоят в том, чтобы наряду с предлагаемым ученикам материалом, в учебник входил материал, создаваемый учащимися. Перекомпоновка учебников успешно решается, если от бумажной основы учебника перейти к электронным носителям информации: компакт-дискам, локальным школьным сетям, образовательным веб-сайтам.

Креативная составляющая учебника. Мы согласны с проф. Е. Казаковой, полагающей, что «уровень образованности ученика характеризуется классом познавательных проблем, которые способен решить ученик». Поэтому и учебники необходимы соответствующие, такие, которые опирались бы на инициативу и творчество учеников, помогали им в учебном познании. Данная функция учебника является креативной, направленной на продуктивную деятельность ученика.

Критериями для оценки продуктивности учебника и его деятельностной направленности являются ответы на следующие вопросы: предполагает ли данный учебник возможность создания учениками образовательной продукции? Какова эта продукция: воспроизведение заданной информации, решение задач с известным ответом, субъективно или объективно новый продукт, создаваемый учащимися? Каков объем создаваемой ими продукции по отношению к внешне заданной учебником?

Если учебник не предполагает ничего кроме усвоения учениками заложенного в нем материала, то это пособие для репродуктивной информационно-ориентированной системы обучения. Энциклопедическая компетенция здесь будет преобладающей, т.е. ученик будет воспроизводить информацию, но не научится действовать в изучаемой области. Для обеспечения продуктивного образования учебник должен содержать виды деятельности из науки или другой сферы, которые включены в контекст образовательной деятельности по соответствующему учебному предмету. То есть, учебник по математике должен организовывать не только деятельность по изучению этого предмета, но и собственно математическую деятельность. Учебник по литературе – не только воспринимать, но и создавать художественные тексты. Назначение учебника по биологии - это, прежде всего, изучение живой природы, а не только рассматривание её иллюстраций.

Очевидно, что принципы конструирования большинства действующих учебников не предполагают ориентации на конструирование школьниками личностного содержания образования.

Какими же могут быть пути конструирования учебника креативного типа? Один из них видится в совершенствовании традиционных учебников путём замены содержащихся в них информативно-теоретических заданий и вопросов на творческие и продуктивные. Материал учебника дополняется различными вариантами культурно-исторических решений рассматриваемых вопросов без явного предпочтения или выбора из них «правильного». Освещение изучаемых вопросов происходит с разных точек зрения и оставляет ученикам возможность выбора наиболее близкой позиции или собственного решения возникающего противоречия. Кроме того, содержание параграфов учебника должно быть приведено в соответствие с этапами образовательного процесса и различными ритмами: календарными, годовыми, недельными. Например, первый параграф по теме решает иные задачи, нежели заключительный, а главы учебника, изучаемые в начале учебного года излагаются не так, как те, которые отнесены ко времени завершения обучения. Соответственно в учебник включаются творческие задания, блоки целеполагания, самоопределения, рефлексии.

Второй экспериментально проверенный нами путь [8] предусматривает принципиальное изменение структуры, содержания и формы учебника. Наряду с предлагаемым ученикам материалом, в учебник входит материал, создаваемый учащтеорий учебников существует столько, сколько существует педагогических системие текстов по данной дисциплине. Аналогичный процесс возможен и необходим в общеобразовательной школе с поправкой на её специфику. Образовательная деятельность в этом случае будет приближена к реальной научной, присущей учёным.

Деятельностная функция учебника может реализовываться на основе следующих видов учебной деятельности: исследовательская, творческая деятельность ученика, его участие в диалоге с автором или персонажами учебника, сопоставление разных точек зрения и подходов, включение оценочной позиции по отношению к материалу, рефлексивное осмысление прочитанного. Результатом должна служить создаваемая учеником образовательная продукция.

С целью реализации обозначенных выше положений, нами разработан элективный учебник «Технология создания сайтов», который стал победителем конкурса учебников для профильной школы, проведенного Национальным фондом подготовки кадров и Минобразования России. [11]. На основе этого учебника каждый учащийся создаёт личностно значимую для него образовательную продукцию – сначала простейшие веб-страницы, затем их отдельные элементы и целостные веб-сайты. Освоение знаний и способов веб-конструирования происходит в ходе разработки учениками сайтов на темы, которые они определяют для себя самостоятельно. Осознание и присвоение учащимися достигаемых результатов происходит с помощью рефлексивных заданий. Такой подход гарантирует повышенную мотивацию и результативность обучения.

Знания, умения, и способы конструирования веб-сайтов являются элементами информационной компетенции - одной из ключевых в старшей профильной школе. Умение находить, структурировать, преобразовывать и сохранять информацию в html-формате и других Интернет-совместимых форматах - необходимое условие подготовки выпускников технологического профиля. Таким образом, освоенный инструментарий - способы веб-конструирования, выступает отдельным образовательным продуктом учеников наряду с разработанными ими сайтами. Осознание и присвоение учащимися данного типа продукции происходит с помощью рефлексивных заданий, включенных в содержание занятий. Чтобы обеспечить креативную ориентацию учебника, необходимо предусмотреть в его структуре и содержании средства организации продуктивной деятельности учеников, относящейся к развитию их личностных качеств и специфике учебного курса. Критериями личностной ориентации учебника являются отображенные в нем соотношения: информационный и деятельностный компоненты; продуктивный и репродуктивный; изучение реального мира и готовых знаний о нем.

Учебник с ученическим компонентом содержания

Дидактический подход к участию учеников в конструировании учебного содержания реализован в ряде систем обучения, например, в школе С.Френе, где учебники не применялись, а учащиеся создавали так называемые свободные тексты, используемые затем в качестве пособий.

С точки зрения личностной гуманистической парадигмы образования ученик имеет право на собственный компонент содержания образования. В начале 2000-х годов в официальных документах Минобразования появилось понятие «ученический компонент» содержания образования наряду с федеральным, региональным и школьным компонентами. К сожалению, в последнее время ученический компонент исчез из поля зрения чиновников. Мы же последовательно отстаиваем его необходимость как непременного атрибута личностно-ориентированного обучения.

Учебник с ученическим компонентом конструируется соответственно двум типам содержания образования - инвариантного и вариативного. В первом содержатся фундаментальные образовательные объекты и основные технологии деятельности, которыми должны овладевать ученики. Вариативная часть выражается в индивидуальном содержании образования, конструируемом учащимися как по отношению к фундаментальным образовательным объектам, так и применительно к другим, выбранным ими. Форма учебника - блочная. Отдельные блоки могут заменяться, добавляться или изменяться в ходе обучения, то есть формальная основа учебника становится «рассыпчатой». В электронном виде достичь этого достаточно просто.

В каждый отдельный блок включаются: а) раздел или тема, содержащие материал, сгруппированный вокруг фундаментальных образовательных объектов (основных элементов образовательных стандартов); б) набор ключевых проблем разного типа и назначения по изучаемой теме – научных - решённых и нерешённых, учебных, организационных, технических и пр.; в) деятельностный инструментарий, т.е. алгоритмические предписания, инструкции, нормативные рекомендации, необходимые для освоения строго заданных видов деятельности; г) задания и упражнения различных типов; д) тексты-первоисточники учёных и специалистов по теме; е) лучшие работы учеников прошлых лет; новые работы, из которых отбираются и отпечатываются в виде отдельных частей изучаемого блока.

Текст каждого блока учебника состоит из: стабильной части (стандарты, фундаментальные образовательные объекты, проблемы); вариативной заданной части (тексты учёных, учеников прошлых лет); вариативной текущей части (тексты новых учеников).

С точки зрения школы или учителя такой учебник в течение 2-3 лет постоянно пополняется новыми текстами учеников и специалистов в виде дополнительных приложений (в электронной форме). Под руководством учителя общий учебник «растёт» для всех последующих учеников в количестве своих приложений, которые через некоторое время перерабатываются, заменяются. Увеличение объема учебника не ведет к перегрузке учеников, поскольку под содержанием образования в данном случае понимается образовательная среда, а не обязательный для усвоения учебный материал.

С точки зрения ученика его учебник дополняется личными работами, работами его одноклассников и текстами первоисточниками, которые он выбирает для себя сам. Личный учебник отличается от общего наличием в нем ученического компонента. Это уже не просто учебник, а некий его синтез с портфолио ученика.

Технические проблемы перекомпоновки учебника решаются с помощью электронной формы его представления. Всё шире распространяются электронные книги и другие издания, имеющие существенные преимущества перед их бумажными предшественниками. Учитель, имеющий учебную информацию по своему предмету, способен перекомпоновать её или поместить материал на веб-странице для одновременного доступа к ней всех своих учеников, которые смогут самостоятельно пополнять такой электронный учебник своими работами. Система поиска помогает каждому с помощью компьютера почти мгновенно «открывать» в таком учебнике любой материал.

В случае отсутствия доступа школы к современным телекоммуникационным технологиям, обычный персональный компьютер позволяет быстро изменять вариативное содержание учебника путем составления и оперативного тиражирования детских образовательных текстов, рисунков и других образовательных продуктов.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Характеристика методов формирования положительного | Нравственное воспитание школьников в современных условиях
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1586; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.215 сек.