Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психологические требования к личности учителя




К личности педагога предъявляется ряд самых серьезных требований. Среди нихесть главные и второстепенные. И среди главных, и среди дополнительныхпсихологических свойств, необходимых для квалифицированного педагога, естьустойчивые, постоянно присущие учителю и воспитателю всех эпох, времен инародов, и изменчивые, обусловленные особенностями этапа социально-экономического развития общества, где живет и работает педагог.Главным и постоянным требованием, предъявляемым к педагогу, является любовь кдетям, к педагогической деятельности, наличие специальных знаний в тойобласти, которой он обучает детей; широкая эрудиция, педагогическая интуиция,высокоразвитый интеллект, высокий уровень общей культуры и нравственности,профессиональное владение разнообразными методами обучения и воспитаниядетей. Все эти свойства не являются врожденными. Они приобретаютсясистематическим и упорным трудом, огромной работой педагога над собой.Дополнительными, но относительно стабильными требованиями, предъявляемыми кпедагогу, является общительность, артистичность, веселый нрав, хорошийвнешний вид и другие. Эти качества важны, но без каждого из них в отдельностиучитель вполне может обойтись. Можно представить, например, не оченьобщительного математика, знания и преподавательские способности которогонастолько хорошо развиты, что при отсутствии этого в общем полезного длялюдей качества, он тем не менее вполне может оставаться хорошим учителем. Инаоборот, можно вообразить себе общительного, с хорошим вкусом, артистичногочеловека, которому явно не хватает педагогических способностей. Такой человеквряд ли может стать хорошим учителем и воспитателем.Главные и второстепенные педагогические качества в совокупности составляют индивидуальность педагога, в силу которой каждый хороший учительпредставляет собой уникальную и своеобразную личность. Несколько более сложендля решения вопрос о главных и второстепенных, изменчивых качествах педагога,которые от него требуются в данный момент истории общества, в данное время и наданном рабочем месте. Для того, чтобы сделать учащегося личностью - а сейчаснам как никогда нужны именно личности, соответствующие требованиям времени, -сам педагог должен обладать независимостью, грамотностью, индивидуальностью,самостоятельностью и многими другими качествами, систематически развивать их усебя.Для того чтобы успешно справляться со своей работой, педагог должен иметьнезаурядные педагогические способности. Под педагогическимиспособностями мы понимаем определенные психологические особенности личности,которые являются условием достижения его в роли учителя высоких результатов вобучении и воспитании детей. Так, Ф.П. Гоноболин называет следующий рядпедагогических способностей:¨ дидактические способности, позволяющие учителю успешноосуществлять отбор содержание и методов обучения учащихся, доступно излагатьучебный материал, вызывая познавательную активность у самих учащихся;¨ экспрессивные способности, позволяющие учителю найтинаилучшую эмоционально-выразительную форму изложения программного материала;¨ перцептивные способности - выражаются в психологическойнаблюдательности педагога по отношению к учащимся, проникновении в ихвнутреннее духовное состояние, глубоком понимании возрастных и индивидуальныхособенностей воспитуемых;¨ организаторские способности, обеспечивающие дисциплину ипорядок в классе; продуманное использование каждой минуты на уроке, созданиедружного и сплоченного коллектива учащихся;¨ суггестивные или авторитарные способности - способностик внушению, сильному эмоционально-волевому влиянию учителя на учащихся и умениена этой основе завоевать авторитет в их глазах; академические способности,связаны с усвоением знаний, навыков и умений в соответствующей области науки.К специальным педагогическим способностям относят педагогический такт,способности к воспитанию детей и педагогическому общению. Такт учителя всегдапредставляет собой единство высокоморального отношения к учащимся ипедагогически совершенной формы обращения с ними. Педагогический такт включает в себя не только вопросы, связанные с психологическими сторонамиличности учителя, но и ориентацию учителя в приемах и средствах педагогическоговоздействия, а также нравственные установки и принципы, которым учительследует.К.Д. Ушинский справедливо относил это понятие к области психологии: «Такназываемый педагогический такт, без которого воспитатель, как бы от ни изучилтеорию педагогики, никогда не будет хорошим воспитателем практиком, есть, всущности, не более как такт психологический.». Учитель своими действиями науроке должен способствовать установлению благоприятной психологическойатмосферы, комфортных условий общения и деятельности для всех учащихся,заботиться о развитии дружественных отношений между детьми. Для этогонеобходимо:¨ не подчеркивать успехи одних учащихся и неудачи других;¨ не противопоставлять сильных слабым;¨ не критиковать ребенка при всем классе, чаще беседовать наедине;¨ замечать даже небольшие успехи слабых учеников, но не подчеркиватьэто резко;¨ воспринимать всерьез все, что происходит с ребятами;¨ формировать понимание, что способность к хорошему учению есть лишьодно из многочисленных качеств личности.Учитель может положительно влиять на многие стороны поведения детей, еслистанет поощрять их за хорошие поступки и не будет наказывать, обращатьслишком пристальное внимание на детьми допущенные ими ошибки.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 418; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.