Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проблемы педагогического общения

Педагогическое общение - это важный компонент труда учителя, создающийатмосферу психологического развития личности учащегося. Учитель, умеющийсоздать спокойную рабочую обстановку, атмосферу уважения, активности ребенкапредпочтительнее учителя, ученики которого знают все правила, законы, ноученики у которого перегружены, скованы, имеют заниженную самооценку. В этомсмысле педагогическое общение важнее педагогической технологии. Педагогическоеобщение должно быть личностно развивающим, эмоционально-комфортным и решатьследующие задачи:¨ взаимообмен информацией между учителем и учащимися;¨ взаимопонимание, умение смотреть на себя глазами партнера по общению;¨ мобилизация резервов участников общения, выявление наиболее сильных иярких качеств учеников и учителя;¨ взаимодействие и организация совместной деятельности;¨ разумная, педагогически целесообразная самопрезентация личностиучителя и учащихся;¨ взаимная удовлетворенность участников общения.Такой широкий спектр задач требует оптимизации педагогического общения - позадачам, по средствам, по результату. Взаимодействие учителя с учащимися - один из важнейших путейвоспитательного влияния взрослых. Учитель, в принципе, достаточно подготовлен корганизации и поддержанию взаимоотношений с учащимися. Однако на практикевзаимоотношения учителя с учащимися складываются не всегда оптимально. Вомногом это зависит от стиля руководства педагога (т.е. от характерной манеры испособов выполнения воспитателем тех функций, из которых складывается еговзаимодействие с учащимися). Стиль руководства. Охарактеризуем пять наиболее часто встречающихся уучителей стилей руководства учащимися. При автократическом стиле руководстваучитель осуществляет единоличное управление руководством коллективом, без опорына актив. Учащимся не позволяют высказывать свои взгляды, критическиезамечания, проявлять инициативу, тем более претендовать на решение касающихсяих вопросов. Учитель последовательно предъявляет к учащимся требования иосуществляет жесткий контроль за их выполнением. Авторитарному стилюруководства свойственны основные черты автократического. Но учащимся позволяютучаствовать в обсуждении вопросов, их затрагивающих. Однако решение в конечномсчете всегда принимает учитель в соответствии со своими установками.При демократическом стиле руководства учитель опирается на коллектив,стимулирует самостоятельность учащихся. В организации деятельности коллективаучитель старается занять позицию «первого среди равных». Учитель проявляетопределенную терпимость к критическим замечаниям учащихся, вникает в ихличные дела и проблемы. Ученики обсуждают проблемы коллективной жизни иделают выбор, но окончательное решение формулирует учитель.При игнорирующем стиле руководства учитель стремится как можно меньшевмешиваться в жизнедеятельность учащихся, практически устраняется отруководства ими, ограничиваясь формальным выполнением обязанностей и указанийадминистрации. Непоследовательный стиль характерен тем, что учитель взависимости от внешних обстоятельств или собственного эмоциональногосостояния осуществляет любой из описанных выше стилей руководства.Стиль руководства накладывает отпечаток на всю систему взаимоотношенийучителя с учащимися: на то, как воспринимает учитель своих учеников, какчасто его конфликты с учащимися и т.д. Складывающиеся взаимоотношенияучителей с учащимися зависят также от того, насколько педагоги учитываютвозрастные особенности школьников, в частности свойственное подросткам июношам стремление к взрослости. Уважение воспитателем личности школьникаявляется обязательным психологическим условием возникновения доверительныхвзаимоотношений учащихся с учителями.В противном случае возникают конфликты учащихся с учителями. Наблюдается«возрастное своеобразие» в протекании конфликтов. В начальных классах онипроявляются как недовольство ученика учителем. У подростков нередки открытыестолкновения с учителем. В старших классах конфликт может принять формускрытого состояния неудовлетворенности у ученика, упорного несогласия сдействиями (точкой зрения) учителя.)Стиль руководства учителя формируется под влиянием субъективных и объективныхфакторов. Под субъективными факторами понимают характерологическиеособенности личности учителя. К объективным факторам относят стильруководства администрации школы, характер взаимодействия в учительскомколлективе и ряд других факторов. 6. Понятие об индивидуальном стиле педагогической деятельности Говоря об индивидуальном стиле педагогической деятельности, имеют ввиду, что педагог учитывает свои индивидуальные склонности, особенности, своюиндивидуальность. Педагоги, обладающие разной индивидуальностью, из множестваучебных и воспитательных задач могут выбрать одни и те же, но реализуют ихпо-разному. Рассмотрим основные признаки индивидуального стиля педагогическойдеятельности. Он проявляется:¨ в темпераменте;¨ в характере реакции на те или иные педагогические ситуации; в выбореметодов обучения;¨ в подборе средств воспитания;¨ в стиле педагогического общения;¨ в реагировании на действия и поступки детей; в манере поведения; впредпочтении тех или иных видов поощрения или наказания;¨ в применении средств психолого-педагогического воздействия на детей.Поэтому любой педагогический опыт буквально копировать не стоит; воспринимаяглавное в нем, учитель должен стремиться к тому, чтобы оставаться самимсобой. Это не только не снизит, но существенно повысит эффективность обученияи воспитания детей на основе заимствования передового педагогического опыта.Попытки прямого копирования передового педагогического опыта одних учителейбесперспективны, т.к. такой опыт практически неотделим от личности учителя, апсихологическую индивидуальность педагога трудно воспроизвести, без неерезультаты неизбежно оказываются другими. 7. Психологические особенности педагогического коллектива А.С. Макаренко писал: «... я не представлял и не представляю, можно ливоспитать... детский коллектив, если не будет коллектива педагогов».Педагогический коллектив имеет определенную организационную структуру.Структура определяет отношения взаимной зависимости, взаимного контролячленов коллектива. В рамках этой структуры работает педагогический совет,методические объединения учителей-предметников и классных руководителей,администрация школы.В педагогическом коллективе существует определенное разделение труда икооперация в процессе его. Разделение и кооперация труда требует отучителя владения навыками сотрудничества, в первую очередь умения совместнодобывать необходимую информацию, обсуждать проблемы, выслушать, понять точкузрения коллеги, принять ее, дополнить или аргументированно отклонить. Эти, имногие другие умения и навыки делового сотрудничества приобретает учитель впедагогическом коллективе. Взаимоотношения учителей в педагогическом коллективе определяются иопосредуются целями и содержанием их деятельности. Отношения, которыескладываются между учителями можно условно назвать официальными инеофициальными. Первая - общая система межличностныхнравственно-психологических отношений, охватывающая весь педагогическийколлектив. Вторая - сеть избирательных отношений, основанная на взаимныхсимпатиях между отдельными учителями. Успешность деятельности педагогическогоколлектива оценивается пятью критериями: обученность школьников, ихвоспитанность, способность педагогического коллектива оперативно решатьвозникающие задачи, профессиональная квалификация и личностноесамосовершенствование педагогов. Эффективность деятельности педагогического коллектива зависит отморально-психологического климата в нем. От него зависит самочувствие учителя вшколе, его стремление к полной самоотдаче в педагогической деятельности. Климатколлектива в немалой степени определяет и меру творчества каждого учителя.Климат педагогического коллектива зависит от ряда обстоятельств: стиляруководства администрации школы, условий труда, социально-психологическойсовместимости учителей - членов коллектива; социально-психологическихустановок, реализуемых учителем, администрацией школы. Благоприятный климатпредполагает наличие в коллективе радости труда, оптимизма, радости общения,доверия, чувства локтя, чувства защищенности, бодрости. Педагогическийколлектив, который объединен не только общей целью, но и узами дружбы,взаимного уважения и симпатий, становится могущественным воспитателем детскогоколлектива. Лекция 3. Психологическая служба в школе и ее роль в оптимизацииучебно-воспитательного процесса в школе

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Психологические требования к личности учителя | Основы деятельности психологической службы в школе
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1479; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.