Вопрос об управлении учебно-воспитательным процессом встал сравнительно не давно- с момента распространения кибернетической теории управления на социальныеявления и процессы. Управление предполагает не только деятельность воспитателя,оно включает все, что может так или иначе влиять на воспитанника, формировать унего взгляды, убеждения, качества личности, позиции. Управление воспитанием включает в себя такие элементы, как:¨ проектирование развития личности, планирование необходимыхвоспитательных воздействий;¨ организацию воспитательных воздействий;¨ регулирование и корректировку хода воспитательных воздействий наоснове текущего сбора информации;¨ итоговый учет и контроль соответствия конечных воспитательныхрезультатов проекту развития.Психологический аспект в этой схеме представлен в виде конечного результата -сформировавшегося свойства и личности в целом. Психологический механизмуправления воспитанием в настоящее время нельзя охарактеризовать взавершенном виде, представление о нем только складывается. Большинствоотечественных психологов при рассмотрении данного вопроса исходят изтеоретического положения о том, что внешнее действие превращается вовнутреннее. Стало общепринятым мнение о том, что управление извне поведениемвоспитанника в ходе воспитательного процесса превращается во внутренниймеханизм саморегуляция, самоуправления и самовоспитания.Различают внешнее (осуществляемое через внешние факторы) и внутреннееуправление. Рассмотрим механизм превращения внешнего воспитательногоуправления во внутреннюю систему самоуправления и самовоспитания. На первом этапе формирования личностного свойства внешнее управлениеосуществляется:¨ воспитателем, руководителем, коллективом, которые выбирают«педагогический образец»;¨ через организацию продолжительного действия образца;¨ за счет носителя педагогического образца (яркость, популярность,авторитетность и т.д. оказывают большое влияние на принятие образцавоспитанником).На этом этапе внутреннее управление – это готовность воспринимать иприсваивать образец. Элементом самоуправлением здесь является интерес,обеспечивающей легкость присвоения образца. На втором этапе формирования личностного свойства (превращение стимула вмотив) внешнее управление осуществляется в том, что:¨ воспитатель подбирает педагогический образец и тем самымпрограммирует мотивы;¨ актуализируется уже сложившийся мотив, но по каким-то причинамзаглушенный;¨ осуществляется коррекция мотивации.Самоуправление мотивационной сферой проявляется в саморегуляции выборамотивов из уже имеющихся. Внутреннее управление тождественно саморегуляции. На третьем этапе осуществляется выбор формы поведения на основе мотива.Внешнее управление включает в себя:¨ выбор и предложение приемлемой для школьника формы поведения;¨ прекращение развертывания мотива в действие, поведение.Саморегуляция проявляется в соотнесении школьником адекватности мотивации иформы поведения, соотносит их друг с другом. На четвертом этапе осуществляется реализация мотива в поведении и переходпоследнего в привычку. Внешнее управление создает:¨ условия для успешного начала и завершения избранной формы поведения(это делает воспитатель, коллектив);¨ условия для неоднократного выполнения данного действия;¨ положительный эмоциональный настрой по отношению к начатому действию;¨ корректировка действия.Через внутреннее управление (самоуправление): ученик побуждает себя начать изакончить действие, которое уже многократно выполнялось. На этом этапесамоуправление становится внешним по отношению к звеньям-этапам. (1-5 этапыформирования свойства личности). На пятом этапе происходит превращение привычной формы поведения всвойство личности. Здесь внешнее управление и самоуправление нивелируются.Успех формирования личности школьника определяется соотношением внешнего ивнутреннего управления. Самый благоприятный вариант, если внешнее управлениеи самоуправление смыкаются в одном и том же содержании, то есть цели, приемывоспитания, предлагаемые стимулы (педагогические образцы), виды управленияадекватны мотивам, видам самоуправления школьника.Например, воспитывается волевое свойство - настойчивость. При этомиспользуется некоторые педагогические образцы (настойчивый ученик, спортсмени т.д.), применяются разнообразные виды управления на всех этапах. Все этоможет сочетаться с мотивом школьника формировать у себя настойчивость,проявлять ее там, где она требуется, может сочетаться с использованием всехвидов самоуправления с момента действия стимула до оформления привычки исвойства.Второй вариант соотношения внешнего и внутреннего - антогонистическоепротивостояние, такой вариант в процессе воспитания нежелателен.Высшая форма самоуправления - самовоспитание. Самовоспитание - этосознательная, систематическая работа школьников по формированию у себяобщественно ценных качеств личности, преодолению недостатков поведения,отрицательных черт и качеств. Самовоспитанием школьников надо руководить, приэтом воспитатель должен решать 4 задачи:¨ возбудить (поддержать) стремления школьника развивать у себяположительные черты личности и избавиться от тех или иных дурных сторонповедения;¨ помочь школьнику критически отнестись к своей личности;¨ помочь наметить школьнику программу самовоспитания; учитель долженуказать разумные пути самовоспитания.Самовоспитание как фактор воспитания проявляется, как правило, начиная сподросткового возраста.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление