Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проблема управления воспитанием личности

Вопрос об управлении учебно-воспитательным процессом встал сравнительно не давно- с момента распространения кибернетической теории управления на социальныеявления и процессы. Управление предполагает не только деятельность воспитателя,оно включает все, что может так или иначе влиять на воспитанника, формировать унего взгляды, убеждения, качества личности, позиции. Управление воспитанием включает в себя такие элементы, как:¨ проектирование развития личности, планирование необходимыхвоспитательных воздействий;¨ организацию воспитательных воздействий;¨ регулирование и корректировку хода воспитательных воздействий наоснове текущего сбора информации;¨ итоговый учет и контроль соответствия конечных воспитательныхрезультатов проекту развития.Психологический аспект в этой схеме представлен в виде конечного результата -сформировавшегося свойства и личности в целом. Психологический механизмуправления воспитанием в настоящее время нельзя охарактеризовать взавершенном виде, представление о нем только складывается. Большинствоотечественных психологов при рассмотрении данного вопроса исходят изтеоретического положения о том, что внешнее действие превращается вовнутреннее. Стало общепринятым мнение о том, что управление извне поведениемвоспитанника в ходе воспитательного процесса превращается во внутренниймеханизм саморегуляция, самоуправления и самовоспитания.Различают внешнее (осуществляемое через внешние факторы) и внутреннееуправление. Рассмотрим механизм превращения внешнего воспитательногоуправления во внутреннюю систему самоуправления и самовоспитания. На первом этапе формирования личностного свойства внешнее управлениеосуществляется:¨ воспитателем, руководителем, коллективом, которые выбирают«педагогический образец»;¨ через организацию продолжительного действия образца;¨ за счет носителя педагогического образца (яркость, популярность,авторитетность и т.д. оказывают большое влияние на принятие образцавоспитанником).На этом этапе внутреннее управление – это готовность воспринимать иприсваивать образец. Элементом самоуправлением здесь является интерес,обеспечивающей легкость присвоения образца. На втором этапе формирования личностного свойства (превращение стимула вмотив) внешнее управление осуществляется в том, что:¨ воспитатель подбирает педагогический образец и тем самымпрограммирует мотивы;¨ актуализируется уже сложившийся мотив, но по каким-то причинамзаглушенный;¨ осуществляется коррекция мотивации.Самоуправление мотивационной сферой проявляется в саморегуляции выборамотивов из уже имеющихся. Внутреннее управление тождественно саморегуляции. На третьем этапе осуществляется выбор формы поведения на основе мотива.Внешнее управление включает в себя:¨ выбор и предложение приемлемой для школьника формы поведения;¨ прекращение развертывания мотива в действие, поведение.Саморегуляция проявляется в соотнесении школьником адекватности мотивации иформы поведения, соотносит их друг с другом. На четвертом этапе осуществляется реализация мотива в поведении и переходпоследнего в привычку. Внешнее управление создает:¨ условия для успешного начала и завершения избранной формы поведения(это делает воспитатель, коллектив);¨ условия для неоднократного выполнения данного действия;¨ положительный эмоциональный настрой по отношению к начатому действию;¨ корректировка действия.Через внутреннее управление (самоуправление): ученик побуждает себя начать изакончить действие, которое уже многократно выполнялось. На этом этапесамоуправление становится внешним по отношению к звеньям-этапам. (1-5 этапыформирования свойства личности). На пятом этапе происходит превращение привычной формы поведения всвойство личности. Здесь внешнее управление и самоуправление нивелируются.Успех формирования личности школьника определяется соотношением внешнего ивнутреннего управления. Самый благоприятный вариант, если внешнее управлениеи самоуправление смыкаются в одном и том же содержании, то есть цели, приемывоспитания, предлагаемые стимулы (педагогические образцы), виды управленияадекватны мотивам, видам самоуправления школьника.Например, воспитывается волевое свойство - настойчивость. При этомиспользуется некоторые педагогические образцы (настойчивый ученик, спортсмени т.д.), применяются разнообразные виды управления на всех этапах. Все этоможет сочетаться с мотивом школьника формировать у себя настойчивость,проявлять ее там, где она требуется, может сочетаться с использованием всехвидов самоуправления с момента действия стимула до оформления привычки исвойства.Второй вариант соотношения внешнего и внутреннего - антогонистическоепротивостояние, такой вариант в процессе воспитания нежелателен.Высшая форма самоуправления - самовоспитание. Самовоспитание - этосознательная, систематическая работа школьников по формированию у себяобщественно ценных качеств личности, преодолению недостатков поведения,отрицательных черт и качеств. Самовоспитанием школьников надо руководить, приэтом воспитатель должен решать 4 задачи:¨ возбудить (поддержать) стремления школьника развивать у себяположительные черты личности и избавиться от тех или иных дурных сторонповедения;¨ помочь школьнику критически отнестись к своей личности;¨ помочь наметить школьнику программу самовоспитания; учитель долженуказать разумные пути самовоспитания.Самовоспитание как фактор воспитания проявляется, как правило, начиная сподросткового возраста.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Роль коллектива в воспитании учащихся | Предмет, объект и задачи пенитенциарной психологии
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1325; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.