КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Роль коллектива в воспитании учащихся
Система воспитания, сложившиеся в нашей стране, получила названиеколлективистической. В ее основе лежит тезис, согласно которому воспитание,и, следовательно, полноценное развитие личности возможны только в коллективеи через коллектив. Своими практическими делами А.С. Макаренко доказал, чторазвитый детский коллектив играет важную роль в перевоспитании личности.Другой исследователь этой проблемы, В.М. Бехтерев, провел сериюэкспериментов, в которых доказал, что влияние группы, напоминающей средний,реальный коллектив, на индивида не всегда и не во всем только положительное.Например, им было установлено, что такой коллектив может подавлять особотворческую, одаренную личность, невольно препятствуя ее развитию, не принимаяи из-за непонимания, зависти и нездоровых агрессивных тенденций даже активноотвергая ее творения. Таким образом, влияние коллектива на личность можетбыть как положительным, так и отрицательным.Как считает Р.С. Немов, высокоразвитые детские коллективы оказывают толькоположительное влияние на воспитание личности, но таких было по различнымданным 6-8% в доперестроечное время, а сейчас наверняка меньше, т.к. ситуацияв образовании только ухудшилась. Средне и слаборазвитые в социально-психологическом отношении коллективы (а их наибольшее количество) двояковлияют на психологию и поведение личности. Изменения, происходящие в нашемобществе, требуют изменения педагогических взглядов, в частности уточненияроли коллектива в воспитании личности. Немов в связи с вышесказаннымпредполагает следующее тезисы (условия положительного влияния коллектива неличность):¨ Нельзя, по-прежнему утверждать, что всякий поступок ребенка, нерассчитанный на интересы детского или педагогического коллектива, вреден дляобщества.¨ Целесообразно фактически уравнять в педагогических правах иобязанностях личность и коллектив, ребенка и взрослого, детский педагогическийколлективы, воспитанника и воспитателя. (не только взрослые и коллектив можетчто-то требовать от ребенка как от личности, но также ребенок может предъявлятьтребования коллективу, взрослому человеку).¨ Не только отдельная личность должна брать на себя определенныеобязанности перед коллективом и выполнять их, но и коллектив должен иметьчеткие и равные обязанности перед каждой личностью. Семья как социально-психологический фактор воспитания Своеобразным коллективом, который играет существенную роль в воспитанииличности, является семья. Семья играет в воспитании основную, долговременнуюроль. Доверие и страх, уверенность и робость, спокойствие и тревога,сердечность и теплота в общении в противоположность отчуждения и холодности -все эти качества личность приобретает в семье. Они проявляются и закрепляютсяу ребенка задолго до поступления в школу и оказывают продолжительное влияниена его развитие (например, у тревожных матерей часто вырастают тревожныедети).Нормальные воспитательные отношения складываются при взаимнойудовлетворенности супругов, их соответствии друг другу во всех видахвнутрисемейных отношений. Особо положительное значение для воспитания детейимеют доверительные отношения в семье, а также социально-психологическаяготовность супругов к браку, включая усвоение элементарных норм и правилчеловеческого общения, принятия взаимных обязательств по отношению друг кдругу, соответствующих их семейным ролям (супруг, отец, мать...).Причинами аномалий в воспитании детей являются систематические нарушениясупругами этики внутрисемейных отношений, отсутствие взаимного доверия,внимания и заботы, уважения, психологической поддержки и защиты. Другойпричиной является неоднозначность понимания семейных ролей мужа, жены,хозяина, хозяйки, главы семьи, завышенные требования супругов друг к другу.Самыми же существенными факторами, отрицательно сказывающимися на воспитаниидетей, являются несовместимость нравственных позиций супругов,рассогласование их точек зрения на честь, мораль, совесть, долг, обязанностиперед семьей, меру ответственности за состояние дел в семье.Основным способом практического устранения отрицательного влиянияперечисленных факторов на воспитание детей является достижениевзаимопонимания и гармонизация личных взаимоотношений супругов. Длядостижения воспитательных целей в семье родители обращаются к различнымсредствам воздействия: поощряют и наказывают ребенка, стремятся стать длянего образцом. Более действенна похвала от родителей, с которыми ребенокнаходится в дружеских отношениях. Наказание необходимо лишь тогда, когдаповедение ребенка уже невозможно изменить любым другим способом. Наказаниедолжно быть справедливым, но не жестоким. Наказание более эффективно, когдапоступок ребенка, за который он наказан, разумно ему объяснен.Установлено, что ребенок, на которого часто кричат, которого частонаказывают, отчуждается от родителей, проявляет повышенную агрессивность. Впсихологически разных условиях оказывается и несколько по-разному должнывоспитываться дети, родившиеся первыми и следующими в семье. Братья и сестрыпо-разному влияют на воспитание мальчиков и девочек. Например, мальчики,имеющие старших братьев, проявляют больше чисто мужских черт характера иинтересов, чем девочки, имеющих старших сестер, обнаруживают у себя женскиеинтересы и черты.Специфические условия для воспитания складываются в так называемой неполнойсемье, где отсутствует один из родителей. Например, мальчики в таких семьяхбывают более задиристыми и беспокойными. Поведение девочек, выросших в такихсемьях, незначительно отличается от поведения девочек, воспитанных в полныхсемьях.При изучении таких особенностей родительского стиля поведения, какположительные эмоции, сотрудничество, склонность к творчеству, былообнаружено, что они оказывают существенное влияние на развитие ребенка.Выявлена корреляция между стилем родительского поведения и взаимоотношениямимежду родителями и ребенком. Стиль родительского поведения стабильно связан спознавательным и личностным развитием детей. Воспитание и формирование социальных установок личности Психологический аспект воспитания во многом означает формирование и изменениесоциальных установок человека. Напомним, что социальная установка имеет трикомпонента: знания, эмоции и действия. Воспитание социальных установоксводится к изменению одной или нескольких их составляющих. Педагогическоевоздействие на социальную установку ребенка включает четыре стадии:привлечение внимания ребенка к тому или иному вопросу, возбуждение егоинтереса; предъявление новой информации; убеждение. Кратко охарактеризуемкаждую из них.Психологами было установлено, что если чем-то незначительно отвлекатьвнимание человека, то эффект убеждения (изменения социальных установок) будетболее сильным, чем без этой процедуру. В ситуации рассеянности вниманиячеловека легче убедить принять ту или иную точку зрения, так как мы не даемвозможность человеку глубоко вникнуть в приводимые аргументы. Однако, надопомнить, что убеждающий эффект отвлечения внимания зависит от эмоциональнойокрашенности того, на что это внимание отвлекается. «Приятные» вещисказываются положительно, а «не очень приятные» факты снижают данный эффект.Так как социальные установки включают рациональный и эмоциональныйкомпоненты, то любой из них можно использовать для направленногопедагогического воздействия. Воспитание, основанное на рациональномкомпоненте, обычно апеллирует к разуму ребенка. В этом случае воспитательпытается его убедить с помощью логических доказательств.При использовании эмоциональной формы воздействия обычно обращаются кследующим психолого-педагогическим приемам: ссылка на авторитет («так считаетпапа»), обращение к образцу («так поступают хорошие дети»). Используется,когда логические аргументы либо слабы, либо отсутствуют. Базируется наэффекте внушения. Иногда используют для воздействия на социальные установки ввоспитательных целях прием возбуждения страха у детей, но этот прием не оченьэффективен.Даже если убеждение основывается на хорошо продуманной и подобраннойсовокупности фактов, способ их предоставления ребенку может существенноповлиять на результат убеждения, один и тот же факт может быть представлен ивоспринят ребенком по-разному. Эффективность педагогического воздействия определяется тем, как относитсявоспитываемый ребенок к воспитателю. Психологами было установлено, чтоумеренная точка зрения по обсуждаемому вопросу воспринимается как крайняя нафоне резко противоположной ей позиции, и наоборот (эффект контраста). Людямсвойственно преувеличивать или преуменьшать свои расхождения во мнениях взависимости от отношений, существующих между ними и теми людьми, которыепридерживаются соответствующего мнения (эффект ассимиляции). Если симпатизируемчеловеку, то расхождения преуменьшаем, если не симпатизируем - соответственнопреувеличиваем.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 823; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |