В широком смысле слова под средствами воспитания понимают способыорганизованного и неорганизованного воздействия, при помощи которых одни люди(воспитатели) воздействуют на других людей (воспитанников) с целью выработатьу них определенные психологические качества и формы поведения.Под психологическими средствами воздействия на личность (в узком смыслеслова) мы понимаем действия, предпринимаемые воспитателем, направленные наизменение личности воспитуемого. К ним относят всевозможные виды научения(которые связаны с формированием поступков человека), убеждение, внушение,изменение социальных установок, преобразование когнитивной сферы, а такжепсихотерапию, социально-психологический тренинг и другие виды психологическойкоррекции. Средствами воспитания, например, могут быть личный пример воспитателя,образцы поведения демонстрируемые окружающими людьми. Средства воспитания похарактеру воздействия на человека делятся на прямые и косвенные. Прямыесредства воспитания предполагают непосредственно личностное воздействие одногочеловека на другого, которое осуществляется в прямом общении друг с другом. Косвенные средства воспитания содержат воздействия, которые реализуются спомощью каких-либо средств, без личных контактов друг с другом воспитателя ивоспитанника (например, чтение книг, просмотр кинофильмов, телевизионных ивидеофильмов, ссылка на мнение авторитетного человека).По включенности сознания воспитателя и воспитуемого в процесс воспитания егосредства делятся на осознанные и неосознанные. Осознанные средства воспитания: воспитатель сознательно ставит передсобой определенную цель, а воспитуемый знает о ней и принимает ее. Неосознанныесредства воспитания: воспитуемый принимает воспитательное воздействие безсознательного контроля со своей стороны, а воспитатель также не производитпреднамеренного воздействия на воспитуемого. По характеру того, на что в самомобъекте воспитания направлены воспитательные воздействия, его средства делят наэмоциональные, когнитивные и поведенческие. На практике они чаще всего являютсякомплексными, т.е. включают разные стороны личности воспитуемого.К достоинствам прямых средств воспитания относят то, что они:¨ Задействуют такие виды научения как заражение, подражание и внушение,которые основаны на механизме викарного научения (например, воспитательдемонстрирует нужный образец поведения и обеспечивает полное и правильное еговосприятие испытуемым).¨ Расширяют возможности воспитания.¨ Это единственно возможные средства на ранних этапах детского развития(когда ребенок еще не понимает речь).Недостатками являются: персональная и временная ограниченность их применения(воспитатель может передать только то, чем обладает сам). Не всегдавоспитатель может находиться в личном контакте с воспитуемым.Достоинствами косвенных средств воспитания являются: разносторонность идлительность их воздействия на воспитуемого (книги, средства массовойинформации, другие системы кодирования и передачи информации).Недостатки косвенных средств воспитания:¨ Лишены живой эмоциональной силы (она есть при прямом воспитательномвоздействии).¨ Возрастные ограничения (они применимы к детям, обладающим речью,умеющим читать и понимать нравственный смысл сказанного или прочитанного).Осознанные средства воспитания являются управляемыми с заранееконтролируемыми и предвидимыми результатами. К их недостаткам относятвозрастные ограничения (они не применимы к детям раннего возраста и дажеотчасти к младшим школьникам). Неосознанные средства воспитания трудно оценить из-за недостаточнойконтролируемости сознанием. Они имеют место чаще, чем осознанные средствавоспитания. Когнитивные воспитательные влияния в современных условиях являютсяосновными, так как большинство ученых считают, что знания человека не толькоопределяют его личность, но и его поведение.Эмоциональные воспитательные влияния призваны вызывать и поддерживать увоспитуемого определенные аффективные состояния, которые облегчают илизатрудняют принятие им других психологических влияний. Положительные эмоции«открывают», а отрицательные «закрывают» воспитуемого от воспитательноговоздействия воспитателя.Поведенческие воспитательные влияния непосредственно направлены на поступкичеловека. В данном случае воспитуемый сначала совершает поступок и толькопотом осознает его полезность или вредность, в то время как во всехпредыдущих случаях изменения вначале происходят во внутреннем мире личности,а уже потом проецируются на поведение.Воспитательные воздействия наиболее эффективны, если они проводятсякомплексно и затрагивают все сферы личности (т.е. включают когнитивные,эмоциональные и поведенческие воспитательные воздействия).В последнее время широкое распространение получили различные средства иметоды психотерапевтического, психокоррекционного воздействия на личность.Это, например, социально-психологический тренинг, основной целью которогоявляется научить человека лучше справляться с его жизненными проблемами,успешно решать деловые и личные проблемы, устанавливать нормальные,бесконфликтные и эмоционально благоприятные взаимоотношения с окружающимилюдьми.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление