КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Психологические основы анализа урока
Программа изучения коллектива школьного класса Понятие о коллективе. Социализация личности школьника в условияхвариативного образования зависит как от состояния социальной среды, так и отпозиции самой личности.Наиболее значимой для ученика социальной средой является его школьный класс,в котором складывается сложная социально-психологическая атмосфера,непосредственно влияющая на развитие индивида и выступающая буфером междушколой и ребенком.Как отмечает А.В. Петровский, «... Источником развития и утверждения личностиявляется противоречие между потребностью индивида в персонализации исубъективной заинтересованностью референтной для индивида группы приниматьлишь те проявления его индивидуальности, которые соответствуют ее задачам,нормам и ценностям...».В этой связи учителю необходимо знать, как личность принимает (или непринимает) на себя задачи совместной жизни класса и соответственноперестраивает себя, расставаясь с одними чертами и приобретая другие, либо,не найдя в себе сил для самоизменения, остается прежней, вступая тем самым вконфликт с классом. Да и сам класс имеет тенденцию к саморазвитию, каксправедливо заметил А.В. Петровский: «Так же, как индивид в предметнойдеятельности преобразует окружающий мир и посредством этого изменяет себя,становясь личностью,... так же и социальная группа в совместной социальнозначимой деятельности преобразует окружающее и посредством этого изменяетсистему межличностных отношений, становясь коллективом». В процессевзаимодействия личности и группы происходит своеобразное «внедрение» личностив группу и группы в личность. Определение понятия коллектив. Существует несколько довольно близкихопределений коллектива:¨ Коллектив - это группа высокого уровня развития, в котороймежличностные отношения опосредованы общественно ценным и личностно значимымсодержанием совместной деятельности (А.В. Петровский).¨ Коллектив - это свободная группа людей, объединенная общей целью,единым действием, организованная и снабженная органами управления, дисциплины иответственности (А.С. Макаренко).¨ Коллектив - это группа людей, отличающаяся гуманистическойнаправленностью, высоким уровнем организационного единства и психологическойкоммуникативности (Л.И. Уманский, А.С. Чернышев и др.). Основные свойства коллектива и методы их изучения. Интегративность группыведет к согласованности актов поведения и деятельности членов группы. Коллектив- это система интегративных и дифференциальных признаков. Отличие коллектива отдиффузной группы состоит в качественном своеобразии межличностных отношений ивзаимодействия, а также уровнем развития таких общих характеристик, какнаправленность, организованность, интеллектуальная коммуникативность,психологический климат, которые и образуют структуру коллектива.¨ Направленность - это содержание тех целей, интересов иморальных ценностей класса, вокруг которых объединяется большинство его членов.К направленности относится также готовность класса оказывать помощь другимклассам и вступать в сотрудничество с ними, готовность поступиться своимиинтересами ради интересов всей школы (в противном случае классу присущ«групповой эгоизм»).¨ Организованность - способность класса ксамоуправляемости, умение самостоятельно создавать организацию в трудных илинепредвиденных ситуациях, согласованно выдвигать лидеров-организаторов, умениеподчиняться требованиям своих товарищей (лидеров). Способных лидеров хватаетдля организации любого дела.¨ Согласованность мнений и действий, готовность каждогошкольника взять на себя инициативу и повышенную ответственность.¨ Правильная ориентировка каждого школьника в жизнедеятельностикласса, что значит, как писал А.С. Макаренко «... ощущать, в каком местеколлектива ты находишься, и какие твои обязанности по отношению к поведению изэтого вытекают».¨ Интеллектуальная коммуникативность - это способностькласса быстро и легко находить общий язык, приходить к общему мнению,устанавливать сходство суждений. Школьники довольны своей способностью пониматьдруг друга с полуслова. Взаимопонимание доставляет им радость и чувствокомфорта. Класс активизирует своих членов, когда ищет общее решение. К мнениюкаждого внимательно прислушиваются, добиваясь «общего языка» и побуждая другдруга к активному обсуждению различных точек зрения.¨ Психологический климат - преобладание того или иногопсихологического настроя (мажорный, приподнятый, пессимистический,подавленный); степень психологической защищенности каждого ученика(доброжелательность во взаимоотношениях, поддержка в трудной ситуации, или -напряженность во взаимоотношениях, упреки, попытки унизить достоинстваличности, равнодушие).¨ Эмоциональное единство: успехи или неудачи яркопереживаются всем коллективом; или - разобщенность: ученики не стремятся бытьвместе, проявляют безразличие к общению.Кроме того, оценивается подготовленность группы как уровень знаний,навыков, умений в том или ином виде совместной групповой деятельности.В качестве основной методики изучения уровня развития класса предлагается«Карта-схема психолого-педагогической характеристики группы школьников».«Карта-схема.» - элемент комплексного подхода в изучении группы. Она требуетизучать группу в «совокупности много различных отношений», вовзаимозависимости различных сторон, требует «объективности рассмотрения»группового явления, требует по возможности «охватить, изучить все егостороны, все связи и опосредования». 5.Психокоррекционная и просветительская деятельность психологической службы Работа психологической службы в школе немыслима без формирующегопедагогического воздействия на личность и коллектив. По итогампсиходиагностики учитель в содружестве со школьным психологом можетопределить задачи по их дальнейшему формированию и психологической коррекции.Б.Ф. Ломов указывал, что использовать психологические знания напрямую, попринципу «короткого замыкания» не эффективно. Они должны послужить основойдля создания таких условий жизнедеятельности, в рамках которых у человекабудут формироваться необходимые (в соответствии с полученной психологическойинформацией) психологические качества. Для этого необходимо соответствующимобразом организовать деятельность учащихся.Помимо этого, психокоррекционная работа осуществляется черезиндивидуальные психологические консультации учащихся, учителей и родителей (пообращению), индивидуальную психокоррекционную работу. Необходимой частью работыпо психологической коррекции является разработка задач, методов, критериевдеятельности конкретной школы по управлению развитием и формированием личностишкольника и коллектива учащихся. Необходимо, чтобы процесс психодиагностики,прогнозирования и управления развитием личности носил непрерывный характер, былцелостным и завершенным. Для этого необходимо иметь эталоны для развитияличности и коллектива как ориентиры для целенаправленного воздействия.Одна их важнейших функций психологической службы в школе - просветительная, безнее информация, получаемая педагогами и родителями в ходе консультирования и поитогам диагностики, останется лишь фрагментарной, не позволяющейориентироваться в полной мере в проблемах воспитания и обучения. Безспециальных лекций, семинаров и тренингов нельзя сориентировать этихзаинтересованных людей в том, чем и как им может помочь школьный психолог.Знания о закономерностях психической деятельности человека, основахпсихогигиены, научной организации труда, самовоспитания необходиморассматривать как важнейшее звено в формировании мировоззрения учащихся. Длятого чтобы воспитывать себя, надо знать себя. Главные цели психологическогопросвещения учащихся: пробудить интерес к собственной личности и личностидругого человека, помочь стать психологом для самого себя.Урок является ведущей и общей формой школьного обучения и воспитания,центральным компонентом всей деятельности учителя. Именно на уроке происходиткоординация и интеграция всех действий учителя, именно на уроке учительцелостно выражает требования образования и воспитания.На основе психологического анализа урока можно довольно точно прогнозироватьпсихическое развитие школьников. Психологический анализ урока не есть простоеуказание на психологические моменты урока или замечания негативного характера. Цель психологического анализа урока не в простой констатации успехов инеудач, а в том, чтобы установить причины неудач и дифференцировать успехслучайный и успех, заранее предвиденный и подготовленный. Такой успех можетопираться только на понимание учителем психологических закономерностей обученияи воспитания, на учение использовать свои знания в осуществлении урока. Эффективность обучения и воспитания на уроке зависит от внешних условий –педагогического мастерства учителя, рационального построения учебной программы,учебников, учебных пособий, методов обучения, оснащенности техническимисредствами обучения и др.Зависит эффективность и от внутренних условий, определяющихся личностью самихучащихся, а именно: уровнем их умственного развития, их отношением к учебе,особенностями самоорганизации умственной деятельности. Учитывая этиобстоятельства, психологический анализ урока следует вести по двумнаправлениям:¨ организация урока учителем;¨ организованность самих учащихся.Важно также учитывать организацию познавательной деятельности учащихсяучителем, психологический контакт учителя с классом и творческое рабочеесамочувствие учителя.Бывает, что на уроке многое происходит иначе, чем предполагал учитель. Как быни был опытен и подготовлен учитель, он никогда не сможет предусмотреть все,что произойдет на уроке, но он может и должен быстро и точно ориентироватьсяв возникающих ситуациях, перестраиваться в соответствии с обстановкой, нетеряя при этом психологической цели урока и логической связи его структурныхкомпонентов. Только четкая психологическая целенаправленность и совершенносвободное владение материалом помогут учителю сохранить свое хорошее рабочеесамочувствие, остаться верным своему стилю, не потерять самого себя идобиться осуществления задуманного.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 251; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |