КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Принципы и этапы научного исследования в психологии и педагогике
Предмет и задачи психологии и педагогики
Психология – наука о закономерностях возникновения, развития и функционирования психики субъекта, межсубъектных взаимодействий и психических явлений. Объект психологии – личность, общение, деятельность и группы. Предметом психологии являются факты, закономерности, механизмы, аспекты психических явлений. Задачи психологии:
Педагогика – это наука о закономерностях обучения и воспитания человека с помощью целенаправленной и специально организованной системы образования. Объект педагогики – образование как особая деятельность по приобщению человека к жизни в обществе. Предмет педагогики – система отношений, возникающих в образовательной деятельности. Задачи педагогики: 1. выявление и изучение закономерностей в областях воспитания и обучения, управления образовательными и воспитательными системами 2. прогнозирование дальнейшего развития образовательных систем 3. исследование сущности, структуры и функций педагогического процесса 4. разработка эффективных форм организации педагогического процесса и методов его осуществления 5. разработка методик самообразования и самовоспитания Функции педагогики: научно-теоретическая, конструктивно-техническая (нормативная, регулятивная). Научно-теоретическая функция реализуется в описании и диагностике педагогического процесса, прогнозировании эффективных моделей этого процесса. Конструктивно-техническая функция реализуется через разработку методических материалов, внедрение их в практику и корректировку процесса обучения и воспитания. Основные категории педагогики: образование, воспитание, обучение, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая технология, педагогическая задача. Психология и педагогика руководствуются следующими общенаучными принципами:1)системности; 2) детерминизма; 3) историзма; 4) единства сознания и деятельности; 5) индивидуальности; 6) развития. Принцип системности. Ключевой категорией данного принципа является категория «системы». Система – это целостная структура, функционирующая в плане достижения какой-либо цели и обладающая системными качествами, определяемыми взаимодействием с другими, внешними системами и не сводимыми к свойствам отдельных элементов данной системы. Существенными свойствами такой реальности, как система являются:
И психические явления и объекты педагогики (личность, группа, общение и др.) являются сложными, многоуровневыми и динамичными системами, которые в разных социальных и предметных контекстах обнаруживают разные системные качества. Принцип детерминизма состоит в том, что любое психическое, педагогическое явление детерминировано, т.е. имеет причину. Нет ничего случайного. И задача исследователя или практика – найти причину. Принцип историзма состоит в том, что любое явление необходимо рассматривать в историческом контексте. А именно – в контексте его индивидуальной истории развития, функционирования, и в широком контексте исторических условий существования. Принцип единства сознания и деятельности. Данный принцип означает, что сознание возникает, развивается и проявляется в процессе деятельности и общения. Принцип индивидуальности. Согласно принципу индивидуальности в любом психическом явлении следует выделять как общее, так и индивидуальное. В частности, педагог должен видеть в каждом ученике индивидуальные особенности и, в то же время, уметь отнести его к определенному типу личности. Принцип развития психических явлений (а также педагогических объектов, ситуаций). Как писал Рубинштейн «Закономерности всех явлений, и психических в том числе, познаются лишь в их развитии, в процессе их движения и изменения, возникновения и отмирания». Этапы исследования: 1) постановка проблемы; 2) формулирование гипотез исследования; 3) выбор методов и методик исследования; 4) пилотажное (пробное) исследование; 5) основное исследование; 6) математическая обработка полученных эмпирических данных; 7) анализ и интерпретация полученной информации; 8) внедрение результатов исследования в практику.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1094; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |