Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы опроса




Тесты

Эксперимент

Наблюдение

Методы научных исследований в области психологии и педагогики

Научное наблюдение (в отличие от житейского) – это целенаправленное и организованное восприятие исследователем изучаемого объекта и объяснение полученных фактов.

Виды наблюдения: 1). включенное и невключенное; 2). открытое и скрытое.

Достоинства метода: естественность изучаемого явления, его многомерность.

Недостатки метода: субъективизм наблюдателей (гало-эффект, влияние настроения наблюдателя, личные контакты с наблюдаемым, психическое пресыщение наблюдателя.

Требования к осуществлению:

1. целенаправленность и конкретность (что наблюдаем? Что фиксируем в качестве индикаторов?),

2. систематичность,

3. объективность (достигается увеличением числа наблюдателей),

4. стандартизованная процедура фиксации результатов,

Эксперимент – метод целенаправленного моделирования ситуации, позволяющей выявить и исследовать закономерности психологических явлений.

Виды эксперимента: 1) лабораторный и естественный; 2). индивидуальный и групповой.

Достоинства метода: объективность, возможность произвольно регулировать независимые переменные и изучать явление в «чистом» виде.

Недостатки метода: проблема соответствия реальности данных, полученных в эксперименте, проблема влияния экспериментатора на результат.

Требования к осуществлению:

1. ограничение факторов, воздействующих на фиксируемые переменные

2. добровольность

3. правильный выбор группы испытуемых (репрезентативность)

4. статистическая достоверность результатов

Тест – это стандартизованное испытание, в ходе которого испытуемый выполняет задание или отвечает на вопросы, имеющие косвенный характер.

Достоинства метода: стандартизация условий и результатов, простота применения, оперативность и экономичность, дифференцированный характер оценки, объективность (защищенность от экспериментатора).

Недостатки метода: опасность «слепых», случайных ошибок; опасность фальсификации («профанации»); потеря индивидуального подхода; формализация общения и процедуры.

Требования к осуществлению:

1. наличие официальных полномочий

2. стандартные бланки

конфиденциальность

ограничение времени тестирования до 1,5 часов

3. четкая инструкция

4. контроль тестирующего

Это методы сбора широкой, статистически значимой информации (или сбора предварительной информации), в основе которых лежит предъявление испытуемому вопросов и последующая интерпретация его ответов. К методам опроса относят анкетирование, интервью, беседу. Формы вопросников бывают открытые (ответ пишет сам испытуемый), закрытые (все варианты ответов предусмотрены), смешанные (приведены варианты и предусмотрена строчка для «своих» вариантов ответов)

Достоинства метода: широта охвата, простота применения, оперативность, формализация результатов.

Недостатки метода: субъективизм ответов (основанных на самоанализе), опасность фальсификации и другие недостатки.

Требования к построению вопросов:

1. должны содержать три категории вопросов: о субъекте, об источниках информации, на выявление мнений.

2. короткие формулировки вопросов

3. конкретность

4. избегать социально-одобряемых или отвергаемых формулировок

5. вопросы на выявление негативных отношений ставить после позитивных

6. вводить «спасительные» формулировки, смягчающие категоричность (типа: случайно, возможно, иногда...)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 201; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.