КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие о деятельности
Деятельность Сознание, самосознание и самооценка личности Все подходы к личности сходятся в том, что существуют такие структуры личности, как бессознательное, сознание, самосознание, самооценка, уровень притязаний. Бессознательное – это нерефлексируемые человеком явления психики, т.е. те, в которых личность не отдает себе отчет (не обозначает словами). Сознание – система знаний о реальности отражаемых в речи. Самосознание (ОЯ) – подструктура сознания, включающая систему знаний о себе (Образ «Я», Я-концепция). Кроме самосознания (Образа «Я») сознание включает и «Образ МИРА». Человеку, чтобы быть успешным, адекватным, выживать в природе и в социуме необходимы две системы знаний: о мире и о себе. Образ Мира (ОМ) – система представлений о мире. Соотношение ОМ и ОЯ человека определяет его поведение. ОМ и ОЯ также подразделяются на МИР реальный (Мр) и МИР идеальный (Ми), Я реальное (Яр) и идеальное (Яи). Соотношение Мр и Ми также определяет поведение личности. Если они почти совпадают, человек удовлетворен и ничего не захочет менять в реальности. Соотношение Яр и Яи также много объясняет в поведении личности: причины трансвестизма, самооценку личности направления развития. Феноменологически самосознание проявляется в самооценке (СО). Это оценка личностью самой себя. Количественный аспект самооценки: высокая низкая, завышенная, заниженная, адекватная. СО формируется под влиянием следующих факторов: Мнение значимого взрослого (наиболее важна в младшем школьном возрасте). Мнение сверстников (является определяющим у подростков). Собственное мнение о себе, самоанализ (приоритетна в юношеском возрасте, возрасте «дерзких и гениальных»). Результаты своей собственной деятельности (этот критерий типичен для взрослой психики). СО тесно связана с уровнем притязаний. Это степень сложности цели, которую личность ставит перед собой. Деятельность – это внутренняя и внешняя активность субъекта, направленная на достижение сознательно поставленной цели. Виды деятельности. 1. По форме выделяют: преимущественно внешнюю (например, чтение и счет вслух, мытье полов) и преимущественно внутреннюю деятельность (например, анализ экономической ситуации). Любая деятельность имеет внешний и внутренний компонент, между которыми осуществляются взаимопереходы. Переход внешней деятельности во внутренний план называется интериоризацией, а внутренней во внешнюю – экстериоризацией. 2. По специфике субъекта деятельности выделяют: индивидуальную и коллективную деятельность. Индивидуальная деятельность осуществляется личностью, коллективная – группой. Коллективная деятельность подразумевает разделение функций. 3. По содержанию деятельности выделяют игру, учение, труд. Игра. Специфика игры, как деятельности, заключается в том, что мотивы игры направлены не на результат, а на процесс. Игроку не важен утилитарный эффект, а важны эмоции, удовольствие. Во-вторых, в игре реализуется активность, достигается катарсис потребностей (которые не могут быть удовлетворены в реальности). В третьих, и главных, игра моделирует зрелую деятельность – трудовую, учебную. Игра также моделирует свойства личности и тренирует их. Психологический смысл игры состоит в освоении предметного мира и сферы социальных отношений. Учение. В отличие от игры – это уже целенаправленное, осознанное освоение зрелой деятельностью. Специфика учения, как деятельности состоит в сложных мотивах учения, которые направлены и на результат, и на процесс. Психологический смысл учения состоит в усвоении знаний, формировании умений и навыков, в подготовке к конкретной специфической деятельности и тренировке психических функций (воля, память, интеллект). Труд. Специфика труда как деятельности состоит в социальном характере труда. Субъект включается в общественные отношения: правовые, экономические, морально-этические, социально-психологические. Другая особенность труда состоит в том, что мотивы здесь «сдвинуты» на результат. Психологический и социальный смысл труда состоит в преобразовании действительности и удовлетворении потребностей личности и общества. Структура деятельности может быть описана схемой: Потребность→мотив→цель→задача→действие→операция Потребность – это состояние организма или субъекта, выражающее нужду в чем-либо, переживание зависимости от объективной реальности. Это источник и предпосылка активности субъекта. Мотив – опредмеченная потребность, внутренний побудитель, «пусковой механизм» деятельности. Цель – осознанный желаемый результат, достижение которого осуществляет данную деятельность. Задача – это цель, данная в определенных условиях или совокупность промежуточных отдельных результатов, реализующих общую цель. Действие – элемент деятельности, выражающийся в процессе реализации цели. Операция – способ осуществления действия.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 245; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |