КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Ощущения. Когнитивная сфера личности
Когнитивная сфера личности Навыки и умения Навык – это формируемое путем многократного повторения, частично автоматизированное действие с минимальным контролем со стороны сознания, в основе которого лежит динамический стереотип. Умение – освоенный субъектом способ выполнения неавтоматизированного действия, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков. Умения в отличие от навыков, обеспечивают выполнение действий в изменяющихся условиях (навык – в привычных). Этапы формирования навыков: I. Ознакомительный. Субъект получает знания о составе действия и условиях его реализации. 2. Подготовительный этап включает аналитическую и синтетическую стадию. Сначала осваиваются отдельные элементы действия, а затем они объединяющий я единое целое. 3 .Стандартизирующий. На этом этапе путем многократного повторения достигается автоматизация действия. Внимание субъекта деятельности переключается с самого действия на результат. 4. Варьирующий. На этом этапе начинается деавтоматизация действия, отклонения от заданных параметров, ошибки выполнения. Навыки взаимодействуют друг с другом. Если навыки способствуют более легкому формированию других навыков, это явление называется переносом. Если навыки мешают формированию новых навыков или разрушают другие навыки, такое явление называется интерференцией.
Когнитивная сфера личности – это познавательная сфера. Она включает познавательные процессы личности: ощущение, восприятие, внимание, память, мышление, воображение, речь. Ощущение – простейший когнитивный процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. Выделяют следующие виды ощущений: зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, тактильные, болевые и ощущение равновесия. Анатомической основой ощущений является анализатор. Анализатор включает три составные части: чувствительные нервные окончания, т.е. рецепторы; приводящий нейрон, т.е. аффектор; центральный (корковый) отдел анализатора. Чувствительность анализатора ограничивается так называемыми порогами ощущений. Выделяют нижний, верхний и различительный пороги ощущений. Нижний порог – это минимальная интенсивность раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение. Верхний порог – это такая максимальная интенсивность раздражителя, при воздействии которой возникают ощущения, адекватные характеру воздействия, (т.е. модальности анализатора), но превышение которой ведет к утрате ощущений или появлению неадекватных ощущений. Различительный порог (он же – дифференциальный, он же – относительный) – это минимальная разница интенсивностей раздражителей, воспринимаемая (различаемая) анализатором. Адаптация – настройка анализатора на воздействие раздражителей определенного уровня интенсивности, изменение чувствительности при воздействии раздражителей постоянной интенсивности. Сенсибилизация органов чувств – изменение порога чувствительности при длительном воздействии околопороговых раздражителей. Сенсорная депривация – состояние, возникающее при недостаточной стимуляции органов чувств внешними раздражителями. Вопросы для самопроверки: Дайте определение понятию «ощущение». Какие пороги ощущений существуют? Что такое адаптация органов чувств? Приведите примеры сенсорной депривации и сенсибилизации.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 800; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |