Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Управление педагогическими системами

Под управлением педагогическими системами понимается особая деятельность, включающая в себя координацию и на­правление действий учащихся, педагогов, родителей и обслу­живающего персонала и направленная на достижение постав­ленных целей.

Под управлением вообще понимается деятельность, направленная на выработку решений, организацию, контроль, регулирование объекта управления в соответствии с заданной целью, анализ и подведение итогов на основе достоверной информации. Объекты управления: биологические, технические, социальные системы. Система образования – это одна из разновидностей социальных систем Субъекты управления системой образования: Министерство образования Российской Федерации, управления образования края, области или города, районные отделы образования.

Базовое звено образования – общеобразовательная школа. Школа – сложная динамическая социальная система, она является объектом внутришкольного управления. Частные случаи управления отдельными школьными подсистемами (целостный педагогический процесс, классно-урочная система, система воспитательной работы школы, система эстетического воспитания учащихся, система профориентационной работы и др.) составляют сущность и содержание внутришкольного управления.

Отличительная особенность развития современной системы образования: переход от государственного к государственно-общественному управлению образованием.

Показатели усиления общественного характера управления образованием: разгосударствление системы образования и диверсификация образовательных учреждений.

Принципы управления образовательными системами:

1. принцип демократизации управления, экономической целесообразности, инновационного подхода, вариативности, социальной стабилизации, управленческой компетентности (классификация Гребенюка О.С., Рожкова М.И.).

2. демократизации и гуманизации; системности и целостности в управлении; рационального сочетания централизации и децентрализации; единство единоначалия и коллегиальности; объективность и полнота информации в управлении педагогическими системами (классификация В.А. Сластенина).

Совокупность перечисленных принципов определяет ос­новные требования к процессу совершенствования управле­ния школой.

В процессе управления образовательное учреждение долж­но получить оптимальный, т. е. наилучший, результат:

Показателями оптимальности управления школой являются конкретные результаты, пути достижения которых могут быть неодинаковыми, а потому и оптимальных результатов организации деятельности педагогического и детского коллективов может быть несколько. Пути, средства, способы оптимизации, алгоритм действий, взаимосвязанные элементы процедуры и т. п. — все это составляет методику оптимизации.

Критерии оптимальности:

· максимально возможные результаты в формировании знаний, навыков, умений, тех или иных черт личности школьни­ков, повышение уровня их воспитанности и пр.;

· минимально необходимые затраты времени педагогов, детей и их родителей, обслуживающего персонала на достиже­ние определенных результатов;

· минимально необходимые затраты усилий педагогов, детей и их родителей, обслуживающего персонала на достижение определенных результатов за отведенное время;

· минимальные, по сравнению с типичными, затрату средств на достижение определенных результатов за отведен­ное время.

Оптимальным должен быть не только процесс управления в целом, но и отдельные его этапы.

Школа как педагогическая система и объект научного управления

1. системообразующие факторы: цель, результат

2. условия функционирования: социально-педагогические условия, временные условия

3. структурные компоненты:управляющая система (педагогический коллектив), управляемая система (ученический коллектив), содержание, средства, формы, методы педагогической деятельности

4. функциональные компоненты: педагогическим анализ, целеполагание и планированием, организация, контроль, регулирование, корригирование

Список рекомендуемой литературы

1. Анастази А. Психологическое тестирование. В 2-х т. – М.: Педагогика, 1982.

2. Андреева Г.Н. Социальная психология. Москва: МГУ, 1988.

3. Бордовская Н.В. Психология и педагогика /Н.В.Бордовская, А.А.Реан. – СПб,2001.

4. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. М.: Просвещение, 2000.

5. Горбатов Д.С. Практикум по психологическому исследованию: Учеб. пособие. – Самара: Бахрах – М, 2003.

6. Гребенюк О.С.,Рожков М.И. Общие основы педагогики: Учеб.-М.:ВЛАДОС-ПРЕСС,2003.

7. Григорович Л.А.,Марцинковская Т.Д. Психология и педагогика: учебное пособие.-М.: Гардарики, 2003.

8. Крысько В.Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах. Минск: Харвест, 1999.

9. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение: учебник для вузов. СПб.: Питер, 2001.

10. Майерс Д. Социальная психология. СПб.: Питер, 1999.

11. Немов Р.С. Психология. В 3-х томах. М.: Просвещение, 1995.

12. Основы психодиагностики: Учеб. пособие / Под общей редакцией А.Г. Шмелева. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.

13. Основы психологии: Практикум \ Ред.-сост. Л.Д.Столяренко, Изд. 3-е, доп. и переработ. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002.

14. Педагогика /В.А. Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов. – М.: Школа-пресс, 1998.

15. Педагогика /Под ред. П.И.Пидкасистого. – М., 1998.

16. Педагогическая энциклопедия в 4 томах. – М., 1968.

17. Педагогический словарь. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. – М., 2005.

18. Педагогический энциклопедический словарь. -М., 2003.

19. Психология и педагогика: учебное пособие /Под ред. А.А.Бодалева, В.И.Жукова, Л.Г.Лаптева, В.А.Сластенина. –М.: Ин-т психотерапии, 2002.

20. Психология и педагогика: учебное пособие \ Под ред. А.А. Радугина. М.: Издательство Центр, 1997.

21. Психология: учебник \ Под редакцией А.А.Крылова. М.: Проспект, 1999.

22. Психология: учебник \ Под редакцией В.Н.Дружинина. СПб.: Питер, 2000.

23. Российская педагогическая энциклопедия в 2 томах. М., 1993.

24. Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика: учебное пособие.-М.: Академия, 2003.

25. Современный словарь по педагогике / Сост. Е.С. Рапацевич. - Мн.: Современное слово, 2001.

26. Столяренко Л.Д. Основы психологии: учебник. Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.

 


[1] В.Франкл, Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990, стр.27.

[2] Аспект – сторона объекта исследдования

[3] по мнению американского психолога Морено максимальный объем малой группы – 40 человек

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Семья как среда воспитания и развития личности ребенка | Предмет и задачи возрастной психологии
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 356; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.