Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предмет и задачи возрастной психологии




  1. Предмет, задачи, разделы возрастной психологии.
  2. Методы исследования возрастной психологии.
  3. Категория «развитие».

 

1. Возрастная психология – отрасль психологии, которая изучает закономерности этапов психологического развития и формирование личности на протяжении онтогенеза (от рождения до старости).

Как самостоятельная область знаний, возрастная психология появилась в конце XIX века. Отцом детской психологии является В. Прейер (1882 г. «Душа ребенка»).

Предмет возрастной психологии:

  1. Факты и закономерности психологического развития здорового человека.
  2. Психологические характеристики людей, которые относятся к разным возрастным группам.
  3. Закономерности перехода с одного возрастного этапа на другой.
  4. Движущие силы, условия психологического развития.
  5. Категория «возраст» (психологический).
  6. Три типа изменений, которые происходят в психике человека на протяжении жизни:

а) эволюционные изменения – медленные качественные и количественные изменения;

б) революционные – качественные бурные резкие изменения;

в) ситуационные – под влиянием воспитания и осучения.

Задачи возрастной психологии:

  1. Теоретические:

а) реконструировать историю становления основных подходов, которые объясняют процесс психического развития;

б) разработать и уточнить основные понятия, используемые в возрастной психологии;

в) уточнить категорию «возраст» и, на основе этого, разработать целостную периодизацию психологического развития.

  1. Практические:

а) оказание психологической помощи в период возрастных кризисов;

организация оптимальных форм детской деятельности.

Разделы возрастной психологии (С.М. Головин):

· детская психология;

· психология подростка;

· психология юности;

· психология взрослости;

· психология старости или геронтопсихология.

 

2. Изучение развития ребёнка протекает в двух формах:

1. Метод «поперечных срезов».

2. Метод продольного исследования (лонгитюдный метод).

Методы возрастной психологии:

  1. Наблюдение. Возрастная психология началась с простого наблюдения. Психологи наблюдали за психическим развитием собственных детей. Большое значение для этой дисциплины имеют дневники, написанные от первого лица и дневники матери (дают целостную картину психологического развития ребёнка).
  2. Эксперимент. Наилучшие результаты бывают получены в том случае, если эксперимент с детьми проводят в форме игры.

Дополнительные методы:

  1. Анализ продуктов деятельности.
  2. Опрос. При работе с детьми дошкольного возраста (3 – 6 лет) – опрос в словестной форме применяется в ограниченном количестве. До четырех лет при проведении опроса при ответах ребёнок указывает на тот или иной предмет. Вопросы должны быть понятны, и не содержать подсказки.
  3. Тестирование применяется для определения нормы психологического развития, а также в практических целях для отбора детей в специализированные классы.

 

3. Категория «развитие».

В древнем Риме развитие обозначало развёртывание свитка. Единой точки зрения на эту категорию нет:

  1. С общемарксистской точки зрения, достоинством развития обладают макросистемы. Человек таковой системой не является, поэтому он может быть включён в развитие в качестве составной её части.
  2. С биологической точки зрения, развитие – это рост и созревание по заданной биогенетической программе.
  3. С педагогической точки зрения, развитие – это формирование полезных знаний, умений, навыков.

Выготский выделяет 2 типа развития:

  1. Преформированный – путь развития, где этапы и конечный результат заранее известны (эмбриональное развитие).
  2. Непреформированный – путь развития, который заранее не предопределён.

Детское развитие – это особый тип непреформированного развития, которое определяется формой, теоретической и практической деятельности, которая существует на данном этапе развития общества.

Можно выделить три несводимых друг к другу смысла категории развития:

  1. Развитие – объективный факт (естественный процесс, независящий от человека).
  2. Развитие – объяснительный принцип многих явлений реальности, в том числе и человеческой (с помощью данной категории можно объяснить те изменения, которые происходят в психике человека).
  3. Развитие – цель и ценность европейской культуры (развиваться – это хорошо).

Развитие характеризуется количественными и качественными изменениями. Качественные изменения предполагают изменение структуры и механизма функционирования.

Психологическое развитие – развитие психики, её структур.

По мнению Обуховой, развитие психики – это закономерное изменение психических процессов во времени, предполагающее количественные и качественные преобразования.

В процессе развития происходит как прогрессивные, так и регрессивные преобразования.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 970; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.