Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Натуралистические концепции




Основные теории психического развития в зарубежной психологии (№2).

  1. Натуралистические и социологические концепции психического развития.
  2. Психоаналитические теории психического развития (З. Фрейд, Э. Эриксон).
  3. Теория Ж. Пиаже об интеллектуальном развитии.

 

Согласно представителям натуралистических концепций основной причиной психического развития являются биологические факторы (врождённое влечение, инстинкты, задатки), а согласно социологическому – социальные факторы (общество, культура, социальные связи).

К натуралистическим концепциям относится:

  1. Теория рекапитуляции.
  2. Нормативный подход.
  3. Теория трёх ступеней.
  4. Теория конвергенции двух факторов.

Теория рекапитуляции (Ст. Холл).

По мнению автора в основе психического развития лежит закон, разработанный Э. Геккенем: зародыш в своём развитии проходит те же стадии, что и весь род за время своего существования. Поэтому онтогенез (индивидуальное развитие) есть краткое повторение стадии филогенеза (историческое развитие). Последовательность стадий задана генетически, миновать какую-либо из них нельзя, поэтому ребенок переживает эти стадии во сне или в игре.

 

Нормативный подход (А. Гезелл).

Развитие – простое, количественное увеличение. Качественные изменения автор не учитывал. С его точки зрения, основным признаком развития является изменение темпа психического развития: максимальный темп развития на начальных этапах, и минимальный – в конце. Гезелл является основателем психологии, как нормативной дисциплины. Он провёл диагностику большого количества детей и, на её основе, определенные нормы психического развития. В дальнейшем, опираясь на эти нормы, он проводил диагностику детей.

 

Теория трех ступеней (К. Бюлер).

В основе психического развития лежат врожденные структуры, которые самораскрываются в процессе жизни. Автор выделил три стадии психического развития:

  1. Инстинкт.
  2. Дрессура.
  3. Интеллект.

В основе выделения этих стадий лежит не просто созревание организма и усложнение взаимоотношений с окружающим миром, но и переживание удовольствия от выполненных действий. Движущей силой психического развития является переход удовольствия с конца на начало. На первой стадии – сначала действие, потом удовольствие, на второй – действие и удовольствие вместе, на третьей – сначала удовольствие, потом действие.

Автор никогда не относил себя к биогенетистам, однако, он перенёс законы развития животных на законы развития человека, что является неправомерным.

 

Теория конвергенции двух факторов (В. Штерн).

Человек рождается с определенными задатками, инстинктами (первый фактор развития), воздействие среды – второй фактор. Развитие – результат сближения внутренних и внешних факторов. Психическое развитие – самораскрытие, имеющихся у человека задатков, которые определяются воздействиями среды. Основным механизмом развития является интероцепция – соединение внутренних целей ребёнка с целями, которые ставит перед ним общество. По мнению автора, неправомерно ставить вопрос: развивается психическая функция из вне, или изнутри. Воздействуют и биологический и социальный факторы, но их воздействие – не на каждом этапе разное, поэтому нужно учитывать сенситивные периоды психического развития. В этой теории биологических фактор выступает в качестве источника психического развития, а социальный – лишь в качестве условия. Поэтому эта теория относится к натуралистическим концепциям.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 2933; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.