КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Закономерности психического развития (№3)
1. Движущие силы психического развития – те факторы, которые определяют и являются источниками психического развития.
Выготский сформулировал ряд законов психического развития:
Закон сложной организации развития во времени, Детское развитие имеет свой ритм, не совпадающий с ритмом времени. Темпы развития различны в разные возрастные периоды: чем младше ребенок, тем темпы развития выше, чем старше — тем ниже. Закон неравномерности (диспропорциональности) развития. Сутью закона неравномерности психического развития является то, что при любых, даже самых оптимальных условиях обучения и воспитания, различные психические функции и свойства не находятся на одном и том же уровне развития, поскольку, видимо, существуют оптимальные сроки для становления отдельных видов психической деятельности. Их называют сензитивными периодами (Л.С. Выготский). Различные психические функции имеют свои сензитивные (наиболее благоприятные) периоды развития. Так, сензитивным периодом для развития речи является раннее детство, для усвоения второго языка — возраст 4 — 5 лет, для развития движений наиболее благоприятными являются дошкольное детство и подростковый возраст. Сказанное означает, что внимание на соответствующую функцию и работа с ней в сензитивный период с высокой вероятностью гарантируют ее эффективное развитие, и наоборот, потерянные возможности развития могут оказаться необратимыми. Доказательными примерами тому служат дети-маугли: возвращенные в общество они не смогли наверстать упущенное в развитии речи, поведения, собственно человеческих способах действий. Закон метаморфозы. Детское развитие есть цепь качественных преобразований: растущий ребенок имеет психику, качественно отличающуюся от взрослой; переход от одной возрастной ступени к другой обеспечивает ему иное, взрослое качество психических процессов, действий и состояний. Закон развития высших психических функций. Высшие психические функции, присваиваемые ребенком, фигурируют сперва как функции между людьми (интерпсихические), затем — как собственные психические функции (интрапсихические). Таким образом, развитие психики ребенка — сложный диалектический процесс. Беря за основу концепции о ведущей деятельности, ведущих противоречиях и ведущих психических новообразованиях, отечественная психология обосновывает периодизацию возрастного развития. Фундаментальные позиции отечественной психологии относительно психического развития разработаны Л.С. Выготским и представлены в его культурно-исторической теории. Л.С. Выготский называл свою теорию либо исторической, т. к. она изучает процессы, возникшие в общественной истории человека; либо «инструментальной», т. к. единицей психологии были, по его мнению, орудия, предметы; либо «культурной», потому что эти вещи и явления развиваются в человеческой культуре. Позднее последователи Л.С. Выготского назвали его теорию культурно-исторической (КИТ). Ключевым понятием теории является понятие высших психических функций, которое введено в отечественную психологическую науку Л.С. Выготским. Высшие психические функции — сложные психические процессы, формирующиеся прижизненно, социальные по происхождению, опосредованные по психическому строению, произвольные по способу существования. Их характеризуют пять основных признаков: сложность, социальность, опосредованность, произвольность и пластичность. Сложность обусловлена многообразием высших психических функций по особенностям формирования и развития, по структуре и составу. Социальность высших психических функций определяется их происхождением. Они появляются из социального взаимодействия, затем интериоризуясь, переходят во внутренний план, становятся достоянием субъекта. По такой схеме формируются черты и свойства характера человека, познавательные операции, свойства внимания и другие функции. Опосредованность высших психических функций проявляется в способах их функционирования. Главным «посредником» является знак (слово, число); уровень развития психики, позволяющий ребенку оперировать знаком, символом, представляет уровень высших психических функций. Произвольность есть способ существования высших психических функций. Она представляет тот уровень развития, на котором субъект способен действовать целенаправленно, планируя действия, управляя ими. Пластичность высших психических функций есть их способность к изменениям. Пластичность выступает как приспособительная способность психики к изменяющимся условиям существования и деятельности. Пластичность означает и возможность компенсации новыми психическими функциями взамен утраченных или частично нарушенных. В целом появление высших психических функций определяет уровень психического развития, при котором растущий человек обретает возможность волевой регуляции, владения знаковой системой (языком), включенность в систему социального взаимодействия. Развитие элементарных психических функций происходит как их постепенное развертывание, накапливание количественных характеристик и обусловлено природной программой. Развитие же высших психических функций происходит путем «присвоения» их в процессе человеческого познания, в процессе взаимодействия с другими людьми. Согласно Выготскому, всякая высшая психическая функция выступает на сцену дважды: сперва, как функция интерпсихическая (между людьми), затем — как функция интрапсихическая (внутренняя). Таким образом, механизмом формирования высших психических функций становится интериоризация. Центральное место в формировании высших психических функций занимают знаки (язык, слова), ибо они изменяют психику людей. Диалектика развития, согласно Выготскому, состоит в следующем: с одной стороны медленно накапливаются микроскопические изменения в психике ребенка, с другой — происходит скачок, взрыв, переход количества в качество, резкое изменение отношений ребенка и его социального окружения. Л.С. Выготский выделяет пять таких скачков: кризис новорожденности, кризисы одного года, трех лет, семи и тринадцати лет. Возрастное развитие неотделимо от социальных отношений ребенка. В этой связи Л.С. Выготский вводит понятие «социальная ситуация развития» — «совершенно своеобразное, специфическое для данного возраста... отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной». Именно социальная ситуация развития, по Л.С. Выготскому, является основным источником развития. Социальная ситуация развития всегда включает другого человека, партнера, с кем выстраиваются отношения, кто дает информацию, обучает. Обучение, согласно Л.С. Выготскому, есть необходимое условие культурно-исторического развития ребенка. Говоря о влиянии обучения на его динамику, Л.С. Выготский вводит понятия зоны актуального и зоны ближайшего развития. Актуальное развитие квалифицирует сегодняшние возможности ребенка, план его самостоятельных действий и умений. Зону ближайшего развития Л.С. Выготский определил как все то, что ребенок сегодня выполняет в сотрудничестве, а завтра сможет выполнять самостоятельно. Эту зону должно создавать обучение, которое только тогда и будет развивающим, когда будет приводить в движение «целый ряд внутренних процессов развития, которые сейчас являются для ребенка еще возможными только в сфере взаимоотношений с окружающими и сотрудничества с товарищами, но которые, проделывая внутренний ход развития, становятся затем внутренним достоянием самого ребенка». «Обучение только тогда хорошо, когда оно идет впереди развития» (Л.С. Выготский). Применительно к школьному обучению это означает, что оно должно быть сориентировано не столько на уже созревшие функции, на достигнутое понимание и действия, сколько на еще только созревающие, лежащие в «зоне ближайшего развития».
Общепризнанной теорией психического развития является культурно-историческая теория развития Выготского. Исходным пунктом этой теории является вопрос о соотношении реальных и идеальных форм. Реальная форма – натуральные природные свойства человека, которые составляют органическую основу его развития. Идеальная форма является продуктом исторического развития. В культуре в готовом виде содержатся те качества и свойства, которые должны возникнуть у человека. Превращение натуральных форм в идеальные происходят в результате взаимодействия человека с идеальными формами. Натуральные формы в процессе развития превращаются в высшие психические функции. К ВПФ относятся логическая память, логическое мышление, произвольное внимание и т.д. Источники психического развития – это социальная ситуация развития – это своеобразное и неповторимое отношение ребёнка с окружающей действительностью, прежде всего социальной. 1) Закон формирования ВПФ: Всякая психическая функция в культурном развитии ребёнка появляется на сцену дважды, в двух планах: сначала социальном, потом психологическом; сначала между людьми, как категория интерпсихическая, затем внутри ребёнка, как категория интрапсихическая. Движущей силой психического развития, по мнению Выготского, является обучение. Обучение создаёт зону ближайшего развития – разница между тем, что ребёнок усваивает самостоятельно и тем, что он усваивает под руководством взрослых. Зона ближайшего развития – это развитие завтрашнего дня. По мнению Леонтьева, условиями психического развития является обучение и морфофизиологические особенности мозга. По мнению автора, движущей силой психического развития является деятельность. Леонтьев выделяет три признака ведущей деятельности:
По Эльконину:
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 2306; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |