Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Закономерности психического развития (№3)

  1. Движущие силы, условия психического развития.
  2. Особенности стабильных и критических периодов.
  3. Понятие «возраст».
  4. Периодизация психического развития Выготского и Эльконина.

 

1. Движущие силы психического развития – те факторы, которые определяют и являются источниками психического развития.

 

Зарубежная психология (Фрейд, Эриксон, Бюлер, Штерн, Холл) Отечественная психология (Выготский, Леонтьев, Эльконин)
1. Развитие
Приспособление к окружающей среде. Не подчинение действию биологических законов, а подчинение действию общественно-исторических законов.
2. Ход развития
От индивидуального к социальному. От социального к индивидуальному.
3. Источники развития
Находятся внутри индивида. Находятся вне индивида.
4. Условия развития
Наследственность и среда. Морфофизиологические особенности мозга, общение.
5. Движущие силы психического развития
Преформизм (развёртывание изначально заложенных структур), конвергенция двух факторов. Обучение и деятельность.

 

Выготский сформулировал ряд законов психического развития:

  1. Закон формирования ВПФ.
  2. Закон метаморфозы: развитие – есть цель качественных изменений.
  3. Закон неравномерности детского развития: каждая психическая функция имеет свои оптимальный период развития.
  4. Детское развитие имеет свои ритм, который не совпадает с общим ритмом течения времени.

Закон сложной организации развития во времени,

Детское развитие имеет свой ритм, не совпадающий с ритмом времени. Темпы развития различны в разные возрастные периоды: чем младше ребенок, тем темпы развития выше, чем старше — тем ниже.

Закон неравномерности (диспропорциональности) развития. Сутью закона неравномерности психическо­го развития является то, что при любых, даже самых оптимальных условиях обучения и воспитания, различ­ные психические функции и свойства не находятся на одном и том же уровне развития, поскольку, видимо, существуют оптимальные сроки для становления от­дельных видов психической деятельности. Их называ­ют сензитивными периодами (Л.С. Выготский). Различ­ные психические функции имеют свои сензитивные (наиболее благоприятные) периоды развития. Так, сензитивным периодом для развития речи является ран­нее детство, для усвоения второго языка — возраст 4 — 5 лет, для развития движений наиболее благоприятны­ми являются дошкольное детство и подростковый возраст. Сказанное означает, что внимание на соответ­ствующую функцию и работа с ней в сензитивный период с высокой вероятностью гарантируют ее эф­фективное развитие, и наоборот, потерянные возмож­ности развития могут оказаться необратимыми. Дока­зательными примерами тому служат дети-маугли: воз­вращенные в общество они не смогли наверстать упущенное в развитии речи, поведения, собственно человеческих способах действий.

Закон метаморфозы. Детское развитие есть цепь качественных преобразований: растущий ребенок име­ет психику, качественно отличающуюся от взрослой; переход от одной возрастной ступени к другой обеспе­чивает ему иное, взрослое качество психических про­цессов, действий и состояний.

Закон развития высших психических функций. Высшие психические функции, присваиваемые ребен­ком, фигурируют сперва как функции между людьми (интерпсихические), затем — как собственные психи­ческие функции (интрапсихические).

Таким образом, развитие психики ребенка — слож­ный диалектический процесс. Беря за основу концеп­ции о ведущей деятельности, ведущих противоречиях и ведущих психических новообразованиях, отечествен­ная психология обосновывает периодизацию возраст­ного развития.

Фундаментальные позиции отечественной психо­логии относительно психического развития разработа­ны Л.С. Выготским и представлены в его культурно-исторической теории. Л.С. Выготский называл свою теорию либо исторической, т. к. она изучает процессы, возникшие в общественной истории человека; либо «инструментальной», т. к. единицей психологии были, по его мнению, орудия, предметы; либо «культурной», потому что эти вещи и явления развиваются в челове­ческой культуре. Позднее последователи Л.С. Выгот­ского назвали его теорию культурно-исторической (КИТ).

Ключевым понятием теории является понятие высших психических функций, которое введено в отечественную психологическую науку Л.С. Выготс­ким. Высшие психические функции — сложные пси­хические процессы, формирующиеся прижизненно, социальные по происхождению, опосредованные по психическому строению, произвольные по способу существования.

Их характеризуют пять основных признаков: слож­ность, социальность, опосредованность, произволь­ность и пластичность.

Сложность обусловлена многообразием высших психических функций по особенностям формирования и развития, по структуре и составу.

Социальность высших психических функций оп­ределяется их происхождением. Они появляются из социального взаимодействия, затем интериоризуясь, переходят во внутренний план, становятся достоянием субъекта. По такой схеме формируются черты и свой­ства характера человека, познавательные операции, свойства внимания и другие функции.

Опосредованность высших психических функций проявляется в способах их функционирования. Глав­ным «посредником» является знак (слово, число); уро­вень развития психики, позволяющий ребенку опери­ровать знаком, символом, представляет уровень выс­ших психических функций.

Произвольность есть способ существования выс­ших психических функций. Она представляет тот уровень развития, на котором субъект способен дей­ствовать целенаправленно, планируя действия, уп­равляя ими.

Пластичность высших психических функций есть их способность к изменениям. Пластичность выступа­ет как приспособительная способность психики к из­меняющимся условиям существования и деятельнос­ти. Пластичность означает и возможность компенсации новыми психическими функциями взамен утраченных или частично нарушенных.

В целом появление высших психических функций определяет уровень психического развития, при кото­ром растущий человек обретает возможность волевой регуляции, владения знаковой системой (языком), вклю­ченность в систему социального взаимодействия.

Развитие элементарных психических функций происходит как их постепенное развертывание, на­капливание количественных характеристик и обуслов­лено природной программой. Развитие же высших психических функций происходит путем «присвое­ния» их в процессе человеческого познания, в про­цессе взаимодействия с другими людьми. Согласно Выготскому, всякая высшая психическая функция выступает на сцену дважды: сперва, как функция ин­терпсихическая (между людьми), затем — как функ­ция интрапсихическая (внутренняя). Таким образом, механизмом формирования высших психических фун­кций становится интериоризация. Центральное мес­то в формировании высших психических функций занимают знаки (язык, слова), ибо они изменяют пси­хику людей.

Диалектика развития, согласно Выготскому, состо­ит в следующем: с одной стороны медленно накапливаются микроскопические изменения в психике ребен­ка, с другой — происходит скачок, взрыв, переход количества в качество, резкое изменение отношений ребенка и его социального окружения. Л.С. Выготский выделяет пять таких скачков: кризис новорожденности, кризисы одного года, трех лет, семи и тринадцати лет. Возрастное развитие неотделимо от социальных от­ношений ребенка. В этой связи Л.С. Выготский вводит понятие «социальная ситуация развития» — «совершенно своеобразное, специфическое для данного возраста... отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной». Имен­но социальная ситуация развития, по Л.С. Выготскому, является основным источником развития. Социальная ситуация развития всегда включает другого человека, партнера, с кем выстраиваются отношения, кто дает информацию, обучает. Обучение, согласно Л.С. Выгот­скому, есть необходимое условие культурно-историчес­кого развития ребенка. Говоря о влиянии обучения на его динамику, Л.С. Выготский вводит понятия зоны актуального и зоны ближайшего развития. Актуальное развитие квалифицирует сегодняшние возможности ребенка, план его самостоятельных действий и умений. Зону ближайшего развития Л.С. Выготский определил как все то, что ребенок сегодня выполняет в сотрудни­честве, а завтра сможет выполнять самостоятельно. Эту зону должно создавать обучение, которое только тогда и будет развивающим, когда будет приводить в движение «целый ряд внутренних процессов разви­тия, которые сейчас являются для ребенка еще воз­можными только в сфере взаимоотношений с окру­жающими и сотрудничества с товарищами, но кото­рые, проделывая внутренний ход развития, становятся затем внутренним достоянием самого ребенка». «Обу­чение только тогда хорошо, когда оно идет впереди развития» (Л.С. Выготский). Применительно к школь­ному обучению это означает, что оно должно быть со­риентировано не столько на уже созревшие функции, на достигнутое понимание и действия, сколько на еще только созревающие, лежащие в «зоне ближайшего развития».

 

Общепризнанной теорией психического развития является культурно-историческая теория развития Выготского. Исходным пунктом этой теории является вопрос о соотношении реальных и идеальных форм. Реальная форма – натуральные природные свойства человека, которые составляют органическую основу его развития. Идеальная форма является продуктом исторического развития. В культуре в готовом виде содержатся те качества и свойства, которые должны возникнуть у человека. Превращение натуральных форм в идеальные происходят в результате взаимодействия человека с идеальными формами. Натуральные формы в процессе развития превращаются в высшие психические функции. К ВПФ относятся логическая память, логическое мышление, произвольное внимание и т.д. Источники психического развития – это социальная ситуация развития – это своеобразное и неповторимое отношение ребёнка с окружающей действительностью, прежде всего социальной.

1) Закон формирования ВПФ: Всякая психическая функция в культурном развитии ребёнка появляется на сцену дважды, в двух планах: сначала социальном, потом психологическом; сначала между людьми, как категория интерпсихическая, затем внутри ребёнка, как категория интрапсихическая.

Движущей силой психического развития, по мнению Выготского, является обучение. Обучение создаёт зону ближайшего развития – разница между тем, что ребёнок усваивает самостоятельно и тем, что он усваивает под руководством взрослых. Зона ближайшего развития – это развитие завтрашнего дня.

По мнению Леонтьева, условиями психического развития является обучение и морфофизиологические особенности мозга. По мнению автора, движущей силой психического развития является деятельность.

Леонтьев выделяет три признака ведущей деятельности:

  1. Определяет развитие других видов деятельности.
  2. Определяет развитие познавательных процессов.
  3. Способствует формированию личности.

По Эльконину:

  1. Движущие силы – противоречие между усвоением общестенной и предметной сторон деятельности.
  2. Форма развития – усвоение.
  3. Источники развития – идеальная форма.
  4. Условия – рост и созревание организма.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Теория Ж. Пиаже об интеллектуальном развитии | Понятие «возраст»
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 2306; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.