Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Периодизация Эльконина

Периодизация психического развития Выготского и Эльконина.

За основу своей периодизации Выготский берёт понятие новообразование. Новообразование определяет содержание возраста. Под новообразованием понимают тот новый тип строения личности и деятельности, те социальные и психические изменения, которые впервые возникают на данном возрастном этапе. Эти изменения определяют сознание ребёнка и его отношения с окружающими. Началом периода, по мнению автора, является социальная ситуация развития, а новообразование возникает к концу периода. Стабильные и критические периоды чередуются. Новое в периодизации Выгодского:

  1. Вводит период полового созревания в число стабильных.
  2. Вводит критические периоды в периодизацию.
  3. Исключил период эмбрионального развития из периодизации.
  4. Исключил период юности.

Периодизация Выготского:

  1. Кризис новорожденности.
  2. Младенческий возраст (2 месяца – 1 год).
  3. Кризис одного года.
  4. Раннее детство (1 – 3 года).
  5. Кризис трех лет.
  6. Дошкольный возраст (3 – 7 лет).
  7. Кризис семи лет.
  8. Школьный возраст (8 – 12 лет).
  9. Кризис 13 лет.
  10. Пубертатный возраст (14 – 17 лет).
  11. Кризис 17 лет.

 

В качестве основания для своей периодизации, Эльконин берёт понятие ведущей деятельности. На основе этого психического развития осуществляется в результате закономерной смены ведущих типов деятельности.

Ведущие типы деятельности по Эльконину:

  1. Младенчество(0-1 год) – непосредственно эмоциональное общение.
  2. Раннее детство (1-3 года)– предметно-манипулятивная деятельность.
  3. Дошкольный возраст (3-7 лет) – ролевая игра.
  4. Младший школьный возраст (7-10 лет) – учебная деятельность.
  5. Подростковый период (10-15 лет) – интимно-личностное общение.
  6. Ранняя юность (15 -17 лет)– учебно-профессиональная деятельность.

Нечетные пункты – мир людей, четные – мир вещей.

Для ребёнка, окружающая его действительность представлена в двух формах:

  1. «Мир людей» («ребёнок – общественный взрослый»).
  2. «Мир вещей» («ребёнок – общественный предмет»).

В связи с этим выделяют периоды, где ребёнок усваивает отношения между людьми и периоды, где он приобретает знания. Периоды, в которых ребёнок осваивает мир людей и мир вещей строго чередуются друг с другом. В периодизации Эльконина каждому стабильному периоду предшествует критический.

 

Периодизация детства.

 

В периодизации Эльконина прослеживается чередование:

  1. Стабильных и критических периодов.
  2. Стабильных периодов («мир вещей – мир людей»).
  3. Критических периодов (кризис социальной ситуации развития и кризис отношений «ребёнок – взрослый»).

 

Основные эпохи по периодизации Эльконина.

 

Эпоха 0 – 3 3 – 10 11 – 17
Периоды 0 – 1 1 – 3 3 – 6 7 – 10 11 – 14 15 - 17
             

 

0 – 3 – раннее детство;

3 – 10 – детство;

11 – 17 – подростковый возраст (отрочество).

 

Весь процесс психического развития можно разделить на 3 эпохи, каждая из которых включает 2 периода, где в одном ребёнок осваивает «мир людей», в другом – «мир вещей».

Внутри каждого периода смена ведущего типа деятельности осуществляется на протяжении трёх стадий:

  1. Развитие определенной стороны деятельности.
  2. Кульминация этой деятельности.
  3. Насыщение этой деятельностью и актуализация другой.

 

 

Закон детского развития (закон периодичности):

«К каждой точке своего развития ребёнок приходит с определенным расхождением между тем, что он усвоил из «мира людей» и «мира вещей»: Момент наибольшего расхождения составляет возрастной кризис, после которого идёт развитие той стороны, которая отставала на предыдущем этапе. Каждая из сторон подготавливает развитие другой».

 

 

Периодизации Выготского и Эльконина являются частными, т.к. они охватывают только период детства. Наиболее полной периодизацией, которая охватывает весь процесс психического развития от рождения до старости, является периодизация Слободчикова.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Понятие «возраст» | Психическое развитие в младенчестве
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 3176; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.