Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психическое развитие в раннем детстве

Мышление и речь.

Мышление развивается вместе с движениями. Как только ребёнок научится манипулировать с предметами и подражать взрослым, в его поведении проявляется зачатки мышления.

Этапы развития речи:

1. Около одного месяца ребёнок произносит отдельные гласные звуки.

2. В 2 – 4 месяца – гукание, произнесение согласных звуков.

3. 4 – 6 месяцев – гуление – произнесение слогов.

4. 7 – 8 месяцев – лепечет (звуки, слоги, движение, смех).

5. 5 – 9 месяцев – первые слова.

 

 

  1. Предметная и игровая деятельность в раннем детстве.
  2. Кризис трех лет.

 

1. Ведущим видом деятельности в раннем детстве (1 – 3 года) является предметно-манипулятивная деятельность. Этот возраст является одним из ключевых в жизни ребёнка и вязан с тремя новообразованиями:

  1. Прямохождение, которое расширяет пространство ребёнка.
  2. Речевое общение, которое способствует развитию знаний, формированию умений и навыков.
  3. Предметная деятельность, которая развивает способности ребёнка.

Выделяют два типа действий, которые оказывают наибольшее влияние на психическое развитие:

  1. Орудийные – действия, в которых один предмет – орудие – употребляется для воздействия на другой.
  2. Соотносящие – действия, цель которых состоит в том, чтобы привести в определенные пространственные отношения два и более предметов.

Формирование личности связано с развитием самосознания. После 1,5 лет ребёнок узнает себя в зеркале, откликается на имя и использует местоимение «Я». Происходит выделение собственного «Я» из единства системы «ребёнок – взрослый». Основным новообразованием является появление у ребёнка сознания, которое для других предстает в виде собственного «Я». К трем годам ребёнок, узнавая себя в зеркале, испытывает беспокойство: кто же реальный: он сам или изображение. Поэтому появляются игры перед зеркалом. В этом возрасте у ребёнка складываются своеобразное отношение к предметам, он приобретает повелительный характер над ребёнком: либо притягивает его, либо отталкивает, равнодушного отношения к вещам нет.

В раннем детстве ребёнок находится во власти конкретной ситуации, не о чём другом, кроме того, что он видит, ребёнок говорить не может. Ведущей функцией является восприятие. Данный возраст является сенситивным для развития речи.

Специфика предметной деятельности заключается в том, что ребёнок в ней узнаёт функции предметов, постоянное их назначение. К трем годам предметная деятельность сформирована в отношении предметов домашнего обихода. Получив новую вещь, ребёнок сначала должен выяснить ее функцию – начальное назначение. К трем годам у ребёнка формируется символическая функция сознания.

В раннем детстве игра отличается от игры в более позднем возрасте. В раннем детстве имеет место «квази игра», т.е. как бы игра. В этой игре нет разделения игровой и реальной ситуации. Ребёнок повторяет действия взрослых, но роль на себя не берёт, т.е. в два года появляются игры подражания.

В три года появляется сюжетно-ролевые игры. Около одного года взаимодействия между детьми в игре нет, после двух лет играют вместе. В раннем детстве происходит формирование поло-ролевого поведения, т.е. ребёнок подражает человеку одного с ним пола.

 

2. В кризисе трех лет выделяют основные и дополнительные признаки.

«Семизвездие» кризиса трех лет:

  1. Негативизм – такая реакция ребёнка, когда он не хочет что-либо делать, только потому, что его об этом попросил взрослый. Эта реакция не на содержание действия, а на взрослого.
  2. Упрямство – реакция, когда ребёнок настаивает на чём-либо не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он это попросил.
  3. Строптивость. В отличие от негативизма, она безлична и направлена против норм воспитания.
  4. Своеволие. Стремление ребенка к самостоятельности.
  5. Протест – буря – ребёнок находится в состоянии войны с окружающими.
  6. Обесценивание – ребенок обесценивает взрослых, игрушки, появляются ругательные слова.
  7. Проявляется двойственно:

а) если в семье один ребенок – деспотизм;

б) если два ребёнка, то ревность.

Дополнительные признаки.

  1. Фантазирование, с целью получить выгоду.
  2. Тяжело переживает неудачи в своей деятельности.
  3. Сопереживание другим. Формирование эмпатии.

Кризис трех лет наиболее остро протекает при неблагоприятных условиях воспитания.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Ощущение и восприятие | Особенности игры
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 334; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.