Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Химки - 2012 г




Время - 2 часа

Лекция

Литература

Контрольные вопросы

7.1. Что такое компьютерная память?

7.2. Что такое бит?

7.3. Что такое байт?

7.4. Что такое слово?

7.5. Что такое внутренняя память?

7.6. Что такое внешняя память?

7.7. Что такое регистровая память?

7.8. Что такое кэш-память?

7.9. Что такое оперативная память?

7.10. Что такое видеопамять?

7.11. Что такое флэш-память?

7.12. С какой целью проводят классификацию памяти в компьютере?

7.13. Чем отличаются виды памяти компьютера друг от друга?

7.14. Какая память в компьютере самая быстродействующая?

7.15. С какой целью используют одновременно несколько видов памяти?

7.16. Что такое последовательный доступ к памяти ЭВМ?

7.17. Что такое произвольный доступ к памяти ЭВМ?

7.18. Что такое адрес в памяти ЭВМ?

7.1. informatique.org.ru/memory.php

по дисциплине «Философия»

 

ТЕМА № 7/1. «ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ О ПОЗНАНИИ»

 

 

 

Обсуждена на заседании ПМК № 1 «___» сентября 2012 г. Протокол № 1.

 

 

Для очной и заочной формы обучения

 

 

I. Учебные и воспитательные цели:

1. Уяснить сущность и содержание гносеологии и ее роль в осмыслении мира.

2. Раскрыть содержание диалектики как системы принципов, законов и категорий.

3. Определить соотношение понятий диалектика и метафизика.

4. Воспитание личной ответственности у обучаемых за высокие результаты учебы в академии.

 

II. Учебно-материальное обеспечение:

1. Слайды

2. Выставка литературы

III. Расчет учебного времени:

Содержание занятия Время, мин.
Вступительная часть 5 мин.
Учебные вопросы: 1. Гносеология: содержание и основная проблематика. 20 мин.
2. Диалектика как система принципов, законов и категорий. 60 мин
Заключительная часть 5 мин.

IV. Организационно-методические указания:

При изучении темы необходимо раскрыть содержание гносеологии как одного из важнейшего раздела философского знания, роль диалектики ее принципов, законов и категорий в познавательной деятельности.

 

 

V. СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИИ

«ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ О ПОЗНАНИИ»

 

Теория познания (или гносеология) – это раздел философии, в котором изучается природа познания и его возможности, отношение знания к реальности, условия достоверности и истинности познания. Термин «гносеология» происходит от греческих слов gnosis – знание и logos – понятие, учение и означает «понятие о знании», «учение о знании». И хотя сам термин «теория познания» введён в философию сравнительно недавно (в 1845 г.) шотландским профессором Дж. Феррером, учение о познании разрабатывалось уже в Древнем мире.

 

1. Гносеология: содержание и основная проблематика

Наряду с вопросами о сущности бытия, характера и направленности его развития важное место в философской проблематике занимают вопросы, связанные с познанием человеком самого себя и окружающего его мира.

Раздел философии, в котором изучаются наиболее общие проблемы познания, называется гносеологией (от греч. слов gnosis – знание и lo­gos – учение). Гносеология тесно связана с онтологией, а также с этикой, эстетикой, с философским учением о человеке.

Познавательная деятельность человека исследуется рядом наук: психологией, физиологией высшей нервной деятельности, кибернетикой, формальной логикой, языкознанием, семиотикой, структурной лингвистикой, историей культуры, историей науки и др. В отличие от специальных наук, которые анализируют отдельные стороны познания, гносеология изучает наиболее общие аспекты получения знания в разных сферах человеческой деятельности.

Гносеологию процесс познания интересует с точки зрения его сущности, отношения знания к реальности, условий и степени достоверности, особенностей существования в системе культуры, процессах общения и деятельности.

Философская теория познания опирается на данные других наук как на специально-научное (психологическое, физиологическое, филологическое, историко-культурное и иное) основание. Гносеология ставит и решает коренные проблемы познания, среди которых исходными являются: а) исследование сущности, структуры и особенностей познавательного процесса; б) философское учение об истине и ее критериях; в) соотношение знания и веры.

Одним из важнейших вопросов гносеологии является вопрос о том, познаваем ли окружающий человека мир? В философии этот вопрос имеет следующие формулировки: как относятся наши мысли об окружающем нас мире к самому этому миру? В состоянии ли наше мышление познавать действительный мир, можем ли мы в наших представлениях и понятиях о действительном мире составлять верное отражение действительности?

В истории философии сложились две противоположные позиции в решении проблемы о возможности достоверного познания сущности предметов и процессов окружающего мира:

1. Познавательно-реалистическая.

2. Агностическая.

Противоборство этих двух позиций проходит через всю проблематику гносеологии.

Представители познавательно-реалистической позиции по­ложи­тель­но решают данную проблему. Они утверждают, что человек располагает достаточными средствами, по­зволяющими познавать сущность предметов и процессов окружающего мира.

Сторонники агностицизма отрицают не саму познаваемость вещей, а возможность достоверного познания сущности материальных систем. Это и есть главный признак агно­стицизма.

Специфика агностицизма наиболее отчетливо проявляется при срав­нении его с идеализмом и материализмом. Важно отметить, что как в идеализме, так и в материализме имеются познавательно-реалис­ти­чес­кие и агностические концепции. К примеру, достаточно ярко агностицизм проступает в субъективно-идеалистической философии Дж. Бер­к­ли, а также у некоторых естественнонаучных материалистов (напр. Т. Гексли). В то же время идеалистические философские концепции Лейбница и Гегеля по своим теоретико-познаватель­ным установкам не явились агностическими. В истории философии сложилась общая тенденция, суть которой заключается в следующем: последовательный материализм не может быть агностическим, а последовательный агностицизм, в свою очередь, в большей степени связан с субъективным идеализмом.

В философии сформировались агностические концепции, которые подразделяются по различным основаниям: материалистический и идеалистический агностицизм, сенсуалистический и рационалистический, юмовский, кантовский и т. д. агностицизм, агностицизм этический, иероглифический, физиологический, кибернетический и т. п.

Сущность познания и его виды. Современная гносеология основана на следующих методологических положениях:

- познание есть отражение людьми окружающего мира и самих себя;

- познание есть процесс движения от непознанного к познанному;

- познание – многоэтапный процесс, включающий чувственное и рациональное освоение мира;

- основанием, целью, средством познания выступает практика, она же претендует быть критерием истины полученного знания;

- в процессе познания расширяются и углубляются знания людей о мире и о себе.

Гносеология также основана на комплексе базовых принципов:

· объективности;

· познаваемости;

· отражения;

· определяющей роли практики;

· творческой активности субъекта;

· абстрагирования и обобщения;

· восхождения от абстрактного к конкретному;

· конкретности истины.

Основу познавательно-реалистической концепции понимания сущности процесса познания составляет идея о наличии у материи такого всеобщего свойства как свойства отражения.

Отражение есть процесс и результат взаимодействия, способность материальных объек­тов воспроизводить в своей структуре особенности других объектов, сохранять следы их воздействий.

Свойство отражения имеет разнообразные формы проявле­ния и качественно изменяется при переходе от низших ступеней в развитии материи к более высоким. На социальном уровне развития материи оно становится специфически чело­веческой, идеальной формой.

Исходя из этого, познание рассматривается как процесс отражения, в результате которого в сознании познающего субъекта формируется идеальный образ изучаемого объекта.

В гносеологии выделяют два качественно различных уровня познания:

1. Чувственный уровень познания. На этом уровне отражение предметов и процессов осуществляется с помощью органов чувств. Поэтому отражение характеризуется непосредственностью (прямое воспроизведение отражаемого объекта), наглядностью и предметность возникающих образов, воспроизведением внешних сторон и свойств объектов.

Чувственное познание осуществляется в трех основных формах: ощущение, восприятие и представление.

Ощущение – отражение отдельных свойств объекта при его воздействии на органы чувств. С помощью ощущений осуществляется непосредственная связь сознания с внешним миром. Существует достаточно много ощущений. Среди них выделяется группа основных ощущений: зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные, вкусовые. Эти ощущения являются несравнимыми. Например, звук колокола не может ощущаться зрительно. Выделяют также ощущения смешанного характера: вибрационные, болевые, вестибулярные, мышечные. Например, звук колокола может вызвать вибрацию тел и ощущаться осязательно. Важно отметить две особенности человеческих ощущений. Во-первых, их социальную обусловленность и, во-вторых, взаимодополнительность. Ощущения отражают отдельные стороны и свойства объектов (фигура, цвет, температура, запах и др.) и сами по себе на дают целостной картины объекта.

Восприятие – целостный образ объекта, непосредственно воздействующего на органы чувств субъекта. Этот образ возникает в результате синтеза ощущений и не подлежит квантированию на его составляющие. Образование восприятий зависит, с одной стороны, от особенностей объекта, а с другой, – от познающего субъекта, от возможностей органов чувств, способности к синтезу, от накопленного практического опыта. Восприятие нельзя рассматривать как механическое копирование внешнего мира. Оно носит избирательный характер и зависит от духовного облика человека, его психического настроя, психологической установки, уровня культуры субъекта. Например, следователь со стажем при осмотре места происшествия «считывает» больше информации, чем его молодой коллега, хотя последний может превосходить первого по биологической остроте зрения.

Восприятие как непосредственный чувственный образ подготавливает представление.

Представление – чувственный, целостный образ ранее воспринима­емого объекта или образ, вновь созданный творческой деятельностью мышления. Представления являются более обобщенными образами действительности, относятся к опосредованному мышлению, связаны с образованием понятий и позволяют перейти к рациональному отражению действительности. В представлении более отчетливо, чем в восприятии, проявляется активная роль мышления, избирательный характер познания.

Чувственный уровень познания не является биологически заданным человеку. Он имеет социокультурную обусловленность.

2. Рациональный (логический) уровень познания. На данном уровне оно осуществляется посредством абстрактного мышления. Главная особенность рационального познания выражается в том, что с его помощью исследуются общие и существенные признаки и связи явлений действительности, выделяются законы их строения, функционирования и развития. Для него характерны: опора на результаты чувственного отражения, абстрактность и всеобщность возникающих образов, отвлеченность, обобщенность и опосредованность познания, воспроизведение объектов на уровне сущности.

Основными формами рационального познания являются понятия, суждения, умозаключения, законы, гипотезы, теории.

Качественные различия чувственного и рационального познания поставили вопрос о характере их взаимосвязи в познавательном процессе. В философии оформились три основных концепции решения отмеченной проблемы:

1. Эмпиризм, в котором определяющей является чувственная ступень познания, разум же обладает относительной самостоятельностью. Основным источником познания в эмпиризме являются ощущения, а само знание является результатом обработки материалов, представляемых, поставляемых органами чувств.

2. Рационализм, где приоритетное значение имеет рациональная ступень познания. Условия возникновения знания находятся внутри человеческого сознания, источником такого знания выступает рациональная деятельность познающего субъекта.

3. В современный период большинство ученых придерживаются синтетической модели познания, в которой утверждается не только взаимосвязь, но и взаимообусловленность чувственного и рационального. Чувственное и рациональное «пронизывают» друг друга. Совместно они являются необходимыми моментами целостного процесса человеческого познания, где чувственное обеспечивает эмпирический этап познания, а рациональное – теоретический.

Познание имеет также и психологический характер. В познании центральным моментом психической деятельности является озарение, интуитивное схватывание нового.

Интуиция рассматривается как особая форма скачка от незнания к знанию, как способность субъекта прямо и непосредственно постигать истину. Это плод переплетения логических и психологических механизмов мышления, скачек от исходных данных к конечным выводам, минующий последовательные промежуточные рассуждения. Интуиция имеет определенные объективные и субъективные предпосылки. Главные из них: накопленный опыт в определенной области деятельности, наличие проблемной ситуации, развитая способность к творческому мышлению и своего рода одаренность, талант в решении определенного рода задач.

В гносеологии различают также типы познания: обыденное, художественное и научное, а внутри науки – естественнонаучное и общественно-научное познание. Имеются и другие подходы к классификации познания.

Структура процесса познания и его особенности. Познавательный процесс состоит из трех основных структурных элементов:

а) объект познания;

б) субъект познания;

в) процесс отражения действительности в сознании познающего субъекта.

Объект познания – это те явления и процессы, на которые направлена познавательная активность людей. Для анализа процесса познания важно разграничение объекта познания и объективного мира. Обычно они совпадают, хотя и не всегда. Объектом познания, в первую очередь, выступает определенная часть материального мира (первичный объект познания). Далее, объектом познания являются также сознание, духовные процессы, духовный мир (вторичные объекты познания). Наконец, объектом познания могут быть теоретические объекты, которые специально создает и изучает человек в процессе научно-теоретической деятельности (третичные объекты познания).

Субъектом познания является носитель познавательной активности, осуществляющий целенаправленную деятельность и оценивающий ее результаты. Это, прежде всего, общественный, социально сформированный целостный человек. Кроме того, субъектом может являться коллектив, социальная группа, класс, общество в целом. Субъект оказывает значительное влияние на результаты познания. Он вносит в познание элемент свободы, не детерминированный познаваемый объектом.

Таким образом, познание – это специфическая форма взаимодействия субъек­та и объекта познания, конечной целью которого является получение истины, обеспечивающей освоение объекта с учетом потребностей субъекта.

Именно поэтому и познавательная деятельность, и ее результат содержат в себе и субъективное – то, что зависит от субъекта, так и объективное, что определяется самим объектом и от субъекта не зависит.

Познание является сложным диалектическим процессом. Диалектический характер процесса познания наиболее ярко проявляется в трех аспектах:

а) по отношению к характеру взаимодействия субъекта и объекта в познании;

б) по отношению к познаваемому объекту;

в) по отношению к познающему субъекту.

а) Диалектика процесса познания по отношению к взаимодействию между субъектом и объектом. В познании взаимодействие субъекта и объекта приводит к возникновению между ними процесса отражения, осуществляемое в чувственных и логических формах. Объект познания в этом случае распредмечивается в сознании субъекта, получает другое свое «бытие» в форме чувственных состояний и мысленных образов. Он как бы переносится в человеческую голову, осмысливается и становится идеальным объектом в сознании субъекта. Идеальный образ объекта, благодаря способности человека к абстракциям, может заменять в определенных случаях действительный объект в последующей мыслительной и практической деятельности субъекта.

Перевод материального в его противоположность – идеальное характеризует важную особенность социального, осознаваемого человеком отражения. В процессе отражения физическое (внешний мир, его действительные свойства и отношения) преобразуются в физиологическое (работа высшей нервной системы, головного мозга человека) и, наконец, в психическое – в факт сознания, в чувственные состояния и мысленные образы объектов познания.

Процесс отражения как познание проявляется также в специфике его форм, в характере связей этих форм между собой.

Таким образом, сложный характер отражения как процесса познания человеком объекта делает и познание многоплановым и разноуровневым диалектическим процессом.

б) Диалектика процесса познания по отношению к объекту. Данный аспект уточняет, как идет движение мысли в глубь объекта познания, к его скрытым свойствам и отношениям: мысль чело­века бесконечно углубляется от явления к сущности, от сущ­ности первого порядка, к сущности второго порядка, а от нее – к самой глубокой сущности, которую может познать человек – закону, где каждая из постигнутых ранее сущностей высту­пает основой по отношению к более глубокой сущности.

Нельзя проникнуть в сущность, минуя познание явлений. Явление дается человеку в его ощущениях. Любой новый предмет предстает перед нами вначале как совокупность яв­лений – внешних признаков (цвет, запах, звук, вкус, поло­жение в пространстве, наблюдаемые изменения во времени и т. п.).

Сущность постигается посредством абстрактного мышления, посредством логических форм и методов. Углубление в сущность не может завершиться окончательно, поскольку неисчерпаем любой объект познания, а возможности человека к познанию имеют свои пределы.

в) Диалектика процесса познания по отношению к субъекту. Данный аспект раскрывает внутренний механизм познавательной деятельности головного мозга и самого человека, смену форм познания, соотноше­ние конкретного и абстрактного в развитии знаний: познание от конкретного в действительности и ее чувственных образов идет к абстрактным понятиям и определениям и далее – от отдельных абстракций через их синтез восходит к конкретному в мысли, к теории. Это означает, что для более глубокого проникновения в объект необходимо временно уходить от него в область внутренних идеальных образов сознания. Но новый цикл «чувственное отражение – абстрактное мышление – практика» возвращает нас к объекту познания, ведет к всестороннему и конкретному знанию о нем.

Таким образом, познание является сложным диалектически противоречивым процессом, целью которого является постижение истины.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 312; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.04 сек.