Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Диалектика как система принципов, законов и категорий




 

Мировоззренческая и методологическая задача философии состоит в том, чтобы сложный, многообразный, противоречивый и динамичный мир отразить через систему наиболее общих объективно-научных принципов, законов и категорий. Такой подход дает возможность человеку подняться от стихийного, обыденного отражения процессов и явлений объективного мира до уровня его научной картины.

Известно, что объективный мир и человеческое мышление подчинены одним и тем же, всеобщим законам. Поэтому они могут рассматриваться как целое, иметь общие связи, признаки и свойства. Однако объективный мир и сознание (мышление) не тождественны, т. е. они не равны и не во всем сходны. Изучение философией развития как одной из существенных характеристик объективного мира и сознания включает в себя познание всеобщих законов развития, а также специфики их проявления в объективном мире и в сознании. Особенности развития конкретных областей объективного мира и сознания изучаются не только философией, но и другими науками, фиксируются обыденным сознанием.

В истории философии существовало множество подходов к пониманию связей объективного мира и сознания. В зависимости от того, как именно понимались связи, и прежде всего связи развития, данные подходы можно объединить в две концепции: диалектическую и метафизическую. Они появились в философии Древнего мира, прежде всего – в философии Древней Греции и Рима.

Быстрее сформировалось понятие диалектики. Сократ и его ученик Платон под диалектикой понимали искусство вести эффективный диалог в целях достижения истины посредством противопоставления мнений. Гераклит понимал диалектику иначе: как противоречивое течение объективного мира, которое мыслится человеком в вечном становлении и движении, в единстве противоположностей.

Понимание диалектики как противоречивого, но взаимосвязанного и преемственного развития абсолютного духа, объективного мира и духа человека наиболее полно было сформулировано уже в Новое время Гегелем. Трактовка диалектики как искусства вести спор в диалоге мнений сегодня считается устаревшей. Диалектика как учение о развитии в настоящее время имеет две разновидности: идеалистическая и материалистическая диалектика.

Альтернативы диалектики долгое время не объединялись термином «метафизика». Сам термин появился на несколько веков позже (лишь в I в. до н. э.) слова «диалектика». Первоначально он обозначал труды Аристотеля «после» его работ по физике, в которых рассматривались более общие, чем физические, проблемы, хотя по времени ряд из них были написаны раньше или одновременно с «физическими» трудами. Во многом обозначенные «метафизикой» работы содержали собственно философские произведения Аристотеля и книги по логике. Поэтому до настоящего времени термин «метафизика» часто, особенно в зарубежной философии, употребляется как синоним термина «философия».

Позднее, с эпохи средневековья и по настоящее время, метафизика стала пониматься как учение о сверхчувственных началах и принципах бытия, ограничивающееся от объяснения бытия и познание через существование органов чувств и чувственное познание. Во многом такое понимание метафизики объяснялось стремлением религиозных мыслителей противопоставить познание человеком окружающего мира и самого себя, с одной стороны, возможности познания человеком бога – с другой.

В Новое время в английской и французской философии, в ряде конкретных философских концепций сторонников механицизма метафизика преимущественно понимались как метод мышления и познания, рассматривавший отдельные процессы и предметы вне их зависимости от других процессов и предметов. Такой подход признавался всеобщим требованием. Он позволял временно «вырывать», выделять отдельные предметы и их классы из системы природы или общества, познавать их достаточно глубоко и всесторонне. Внедрение метафизического метода в таком понимании объяснялось освобождением науки от влияния религии, критикой религиозной методологии познания и понимания мира, объективной потребности общества в получении, накоплении и классификации прежде всего знаний о природе и технике в условиях зарождения машинного производства.

Необходимо отметить, что метафизика как особый метод объяснения развития и подход к познавательной деятельности сыграла положительную роль. Но в современной системе методов познания и методологии развития метафизика утратила характер всеобщности и универсальности. Она используется в основном как один из частных методов или одно из конкретных требований и объяснению развития.

В материалистической философии метафизика употребляется в значении учения и метода, противоположного диалектике как теории развития и познания, как логики. Противоположность диалектики и метафизики не означает отрицания положительного значения метафизике. При их сопоставлении главного внимания обращается на возможность выступить всеобщим методом познания, а также на принципиальные различия в трактовке источника, механизма, преемственности и направленности развития, других важных сторон данного процесса.

Утверждения метафизики в качестве всеобщего метода познания, как отмечалось, было естественным процессом, особенно в XVI-XVIII вв. благодаря такому подходу были открыты ряд механических, физических, химических и биологических законов, существенных признаков предметов и явлений. Но переход к индустриальному обществу в середине XIX в. потребовал не только изучения отдельных предметов и процессов, но и системного познания. Сформировалась приоритетность исследования объектов как целостных образований, объективного мира как системы. Поэтому метафизика постепенно уступила место диалектике как всеобщему методу познания и объяснения процесса развития.

Источником развития в метафизике полагается внешний объект, а диалектика обнаружила его в самих предметах и явлениях как возникновение и разрешение противоречий. Метафизический подход разрывал количественные и качественные изменения. В диалектике была обоснована их законная взаимосвязь. В метафизике направленность развития понималась как или восходящая в вверх, или нисходящая вниз, или не имеющая данного вектора. В диалектике – это три типа одного, единого процесса развития. Такие позиции в понимании развития и определяют противоположность метафизики и диалектики. Метафизический подход и сегодня имеет место. Он позволяет получать первичные знания и углублять их, классифицировать. Но он должен дополняться диалектическим познанием через раскрытие системы связей, всеобщих законов развития объективного мира и мышления.

Таким образом, диалектика и метафизика представляют единое целое в рамках философской системы и помогают человеку познать мир в его сложности, многообразности и противоречивости.

Любая система, в том числе и философская, всегда основывается на определенных исходных принципах. Философские принципы – это всеобщие и универсальные положения, установки и требования, которые необходимо соблюдать в мыслительной и практической деятельности. Они являются результатом осмысления и обобщения законов объективного мира и мышления человека.

В диалектике, объясняющей процесс развития мира, принципы отражают определенные основания бытия. Именно на них покоятся любые философские идеи, от них исходит, ими движется и ими заканчивается любой философский поиск истины. Обладая всеобщностью и универсальностью, они имеют статус философских аксиом.

Диалектика включает большое количество различных принципов, в том числе таких, как: принцип единства и всеобщей связи явлений и процессов; принцип объективности рассмотрения; принцип единства теории и практики; принцип логического и исторического подходов и т. д. Особое место среди множества принципов принадлежит так называемым исходным принципам: всеобщей связи и развития.

Принцип всеобщей связи как основополагающий принцип диалектики исходит из того, что все в мире связано и взаимообусловлена материальностью мира и бесконечным процессом изменения и движения материи. Вот почему в объективном мире существует огромное количество взаимосвязей. Они могут быть: непосредственные и опосредованные, прямые и косвенные, внутренние и внешние, постоянные и временные, необходимые и случайные, существенные и несущественные. Связи могут проявляться и как отношение (соотношение), взаимообусловленность, взаимозависимость и взаимодействие. Связи взаимодействия приводят к возникновению движения.

Из всего многообразия связей объективной реальности наиболее важное значение имеют решающие, закономерные связи между сущностями и внутри сущностей, отражающие соотношение качества и других признаков, состояния предметов объективного мира. Следовательно, закон есть существенная, устойчивая, необходимая, повторяющаяся связь явлений, обусловливающая их структура, функционирование или развитие. Например, существенная связь между качеством и количеством оружия и боевой техники, с одной стороны и способами боевых действий – с другой, представляет один из важных законов вооруженной борьбы. Значит, закон есть такая необходимая связь явлений, которая при известных условиях действует обязательно.

Таким образом, система связей объективной действительности носит всеобщий характер. Многие связи приобретают значение объективных законов. Принцип связи соотносится с принципом развития.

Развитие – это такое движение, при котором осуществляется преемственное изменение содержания и свойств объекта, переход качества одного объекта в другой. В результате развития возникает новое качественное состояние данного объекта или другой объект. Развитие по направленности может быть трех типов: изменение от низшего к высшему по восходящей линии; изменение по нисходящей линии; развитие может быть также безнаправленным, т. е. движением «по кругу». Собственно развитием считается первый тип изменений. Объективными вехами этой направленности выступают качественно различные стадии, которые возникают одна из другой и определяются понятиями низшего и высшего. Направленность и качественная характеристика развития часто выражаются понятиями прогресса и регресса.

Современная философская наука значительно обогатила общие представления о развитии.

Во-первых, она показала, что процесс развития не универсален и не однороден. Если рассматривать крупные проблемы развития, например, эволюцию органического мира, то внутри нее прогресс может переплетаться с регрессом, могут возникать так называемые тупиковые ходы эволюции.

Во-вторых, анализ механизмов развития потребовал более глубокого изучения внутреннего строения развивающихся объектов, в частности, их организации и функционирования. Такой анализ оказался необходим для выработки объективных критериев, позволяющих реализовать количественный подход к изучению процессов развития к дополнение к качественному.

Таким образом, человеческая практика и выводы науки доказывают, что предметы и явления реальной действительности находятся во взаимосвязи, движении и развитии.

Философское понимание принципов всеобщей связи и развития формирует основы научного мировоззрения, позволяет открывать и использовать на практике законы объективного мира.

Законы, как уже отмечалось, всегда выражают необходимые, существенные, устойчивые, повторяющиеся связи между явлениями и процессами объективного мира, а также сознания человека. Они всегда носят объективный характер и выражают реальные отношения вещей. Субъективность законов состоит в том, что они открываются людьми, формулируются в тех или иных системах понятий и принципов. По степени общности законы бывают: частными (действующими в ограниченной области); общими (проявляющимися в ряде областей знания); и всеобщими (действующими во всех сферах объективной и субъективной реальности). К числу основных всеобщих законов развития относятся: закон взаимного перехода количественных и качественных изменений; закон единства и борьбы противоположностей; закон отрицания отрицания. К другим всеобщим законам развития относятся закономерные взаимосвязи содержания и формы, причины и следствия, сущности и явления и др. Эти законы изучаются философией. Рассмотрим их содержание более подробно.

Закон единства и борьбы противоположностей - это всеобщий философский закон дает представление об источнике развития явлений реальной действительности и мышления.

Известно, что всем вещам и явлениям материального и духовного мира присущи как тождество – одинаковость, примерное равенство или совпадение, так и различие – неодинаковость, неравенство объектов между собой. В свою очередь, такое состояние порождает противоположности, которые взаимодействуют меду собою через возникновение и разрешение противоречий. Система противоречий существует в любом процессе и проявляется на любом этапе его развития.

Следовательно, взаимодействие, в процессе которого противоположные стороны, «борются» между собой, предполагая и отрицая друг друга, составляет внутренний источник развития всех явлений объективного мира. Взаимодействие противоположностей включает их единство и борьбу.

Единство противоположностей проявляется, с одной стороны, в их неразрывной взаимосвязи и взаимообусловленности, так как они не могут существовать друг без друга. С другой стороны, одна противоположность в процессе взаимодействия может прекратить существование другой противоположности или видоизменить ее. Единство противоположностей диалектическое тождество, т. е. находиться в состоянии временное равновесия взаимодействующих противоположностей. Данное состояние является предпочтительным при необходимости сохранения (поддержания) устойчивости процесса развития и его целостности.

Борьба противоположностей не всегда имеет смысл «борьбы на уничтожение одной из противоположностей». Она проявляется в том, что противоположности взаимодействуют. Происходит видоизменение в предметах и явлениях, появляются новые свойства, элементы. Но борьбы противоположных сторон может обостряться до такой степени, что они стремятся к взаимоисключению. Вот почему борьба противоположностей является источником всякого развития. Следовательно, борьба противоположностей абсолютна, а их единство, тождество относительно.

Используя данный закон для анализа процесса развития объективного мира, необходимо иметь четкое представление о многообразии противоречий и стадиях (этапах) их разрешения. В объективном мире существует множество видов противоречий, которые можно условно свести к нескольким группам:

а) противоречия в неживой природе, для которых характерных стихийность и непосредственное взаимодействие друг с другом;

б) противоречия в живой природе, которые связаны с саморегулируемостью живых организмов;

в) противоречия в общественной жизни – совокупность социальных противоречий между социальными субъектами. Противоречия в общественной жизни возникают и разрешаются как стихийно, так и через сознательное поведение и деятельность людей. Основная часть социальных противоречий возникает, регулируется и разрешается в процессе общественных отношений;

г) противоречия в сфере мышления возникают между объектом и образом, между мысленными образами, заблуждением и истиной.

Кроме того, все противоречия могут быть: внутренними и внешними, главными и второстепенными, основными и неосновными и т. д. Военные специалисты в практической деятельности должны иметь четкое представление не только о классификации противоречий, но и о стадиях их разрешения.

На начальной стадии развития из диалектического тождества сторон, элементов, признаков и т. п. объекта возникают несущественные различия, которое проявляются в противоположной направленности действия сторон противоречия. После возникновения таких различий следует этап обострения противоречий на уровне существенных различий. Обострение наступает при неравномерном развитии противоположных сторон, объединенных одним противоречием. При этом одна сторона противоречия действует в направлении сохранения существующего состояния, в то время как другая – в направлении его разрушения. И наконец, на стадии разрешения противоречия одна из сторон противоречия преодолевает сопротивление другой стороны и всецело определяет данный процесс развития.

Таким образом, закон единства и борьбы противоположностей формирует научные знания об источниках и динамике развития процессов и явлений. Применительно к познанию в военной области данный закон предписывает: обнаружить основные противоречия военных процессов, характер и формы их проявления; определить тенденции и направление развития этих противоречий; найти пути и средства их разрешения.

Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений характеризует еще одну сторону развития – условия относительной устойчивости всех предметов и явлений, механизм образования качественно новых явлений и процессов. Изучение этого закона предполагает прежде всего уяснение категорий «качество», «количество» и «мера».

Известно, что все предметы и явления имеют свою качественнуюопределенность, которая представляет собой целостную и относительно устойчивую совокупность признаков. При этом все качества предмета раскрываются через его свойства. Отдельные свойства могут возникать и исчезать, не изменяя коренного качества предмета, потеря же главных его свойств, качественной определенности ведет к изменению предмета или даже к прекращению его существования.

Кроме качественной определенности все предметы и явления характеризуются и количественной стороной. Количество – это такая определенность, которая характеризует предметы и явления, их содержание и структуру с помощью перечислений, обобщения или разграничения характеристик. Количество выражается числом. Особенность количественных изменений состоит в том, что не всегда и не всякие количественные изменения влекут за собой изменения качественные. Те границы, в которых количественные изменения не вызывают перехода данного качества в другое, называют мерой.

Механизм закона состоит в том, что количественные изменения, непрерывно накапливаясь и влияя на стороны качества, нарушают меру и приводят к коренным качественным изменениям. Вследствие этого старое качество исчезает и возникает новое качество, которое в свою очередь сопровождается новыми количественными изменениями.

Переход к новому качеству происходит скачкообразно. Скачок – это закономерный процесс перехода от старого качественного состояния к новому в результате количественных изменений.

В современной философской литературе существуют различные точки зрения на проблему классификации скачков. Наиболее правомерна точка зрения, которая признает наличие двух групп скачков. Скачки первого рода происходят в форме разового перехода, или «взрыва». Такие скачки имеют две стадии. На первой стадии количественные изменения не преобразуют качество объектов. На второй стадии идет коренная перестройка старой системы и превращения ее в новую, а следовательно, и образование нового качества.

Скачки второго рода происходят постепенно. Такие эволюционные скачки, в зависимости от типа организации системы, осуществляются в двух формах: в однородных структурах и в сложноорганизованных системах с четко выраженной иерархически-разнородной структурой.

Знание механизма действия данного закона имеет важное методологическое значение для военных специалистов, так как позволяет увидеть процесс развития как восхождение по ступеням от старого качества к новому путем конкретных изменений. Этот закон требует, чтобы военные специалисты знали и соблюдали в военном деле меру до тех пор, пока старое качество соответствует времени, и сознательно выходили за пределы меры, когда есть насущная необходимость изменить качественное состояние изучаемых предметов и явлений.

Закон отрицания отрицания стоит в одном ряду с ранее рассмотренными законами, дает ответ на вопрос о том, в какую сторону идет развитие, т. е. раскрывает его направленность и преемственность.

Любое развитие можно представить как стройный ряд различных его ступеней, связанных друг с другом таким образом, что одна является отрицанием другой. Следовательно, ни в одной области деятельности не может происходить развитие, не отрицающее своих прежних форм существования. При этом упразднение старого, отжившего всегда происходит при сохранении положительных его сторон в новом. Замена старого новым, прогрессивным и есть отрицание как важнейший элемент любого развития. Следовательно отрицание – это устранение старого и утверждение нового в процессе поступательного развития, при котором в новом сохраняются все положительные стороны, элементы старого.

В практической деятельности военные кадры должны непременно учитывать следующие особенности отрицания. Во-первых, новое никогда не возникает на пустом месте, оно зарождается и развивается до определенной меры внутри старого и в безусловной борьбе с ним. Во-вторых, отрицание не есть полное уничтожение старого, оно, как правило, предполагает сохранение только в новом всего положительного, прогрессивного, что было в старом. Такое положение дает возможность увидеть преемственность в любом развитии. В-третьих, в конечном итоге отрицание отрицания означает новую победу нового над старым, хотя целостность развития и допускает иногда определенную возвратность в развитии.

Кроме того, военные кадры в своей практической деятельности должны учитывать два основных вида отрицания старого новым. При первом виде отрицания изменения происходят в пределах сохраняемого старого качества. В этом случае отрицаются и заменяются только некоторые свойства предметов или процессов.

Второй же вид отрицания осуществляется тогда, когда дальнейшее развитие в старых качественных рамках становится невозможным и требует разрушения основ данного качества. В этом случае происходит разрушение самих основ данного явления и, соответственно, прекращение его существования.

Следовательно, закон отрицания отрицания вскрывает механизм преемственности между отрицаемым и отрицающим, а сам процесс диалектического отрицания выступает условием любого развития, удерживает и сохраняет все положительное, имеющееся на предыдущих стадия стадиях развития.

Таким образом, всеобщие философские законы тесно взаимосвязаны, несмотря на то, что закон единства и борьбы противоположностей показывает необходимость видеть, изучать и постигать противоречивую сущность предметов и явлений, закон взаимного перехода количественных и качественных изменений характеризует механизм их развития, а закон отрицания отрицания показывает направленность развития. В целом же вместе взятые они отражают наиболее существенные, закономерные связи и отношения реальной действительности. Философские законы действуют по-разному, в зависимости от особенностей того или иного явления. Мнение, что знание законов само по себе обеспечивает успех в практической деятельности, является ошибочным. Всеобщие законы следует применять с учетом характера, особенностей каждого явления или процесса.

Мир многообразен и сложен, и его нельзя отразить только через призму всеобщих философских законов. Свойства, стороны, различные аспекты объективного мира отражаются и фиксируются еще и целой системой философских категорий.

Философские категории развития мира являются итогом обобщения многовекового опыта людей, их трудовой деятельности и познания мира. Они носят наиболее общий характер и охватывают весь окружающий мир. Вот почему категории – это предельные общие, фундаментальные понятия, отражающие наиболее существенные, закономерные связи и отношения реального мира. Все философские категории являются объективными по содержанию и субъективными по форме, тесно взаимосвязаны и, являясь всеобщими и необходимыми формами мышления, выступают в качестве узловых пунктов познания.

Все категории находятся между собой в определенной взаимосвязи, и каждая из них может быть осмыслена только как элемент всей системы. Содержание исходных категорий: бытие, материя, сознание, вспомогательных категорий: движение, количество, качество, и других категорий было рассмотрено ранее. Существует целая система соотносительных или так называемых парных, категорий: единичное, особенное, общее; причина и следствие; необходимость и случайность; возможность и действительность; содержание и форма; сущность и явление.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Назовите основные философские позиции в решении проблемы о возможности достоверного познания сущности предметов.

2. Перечислите исходные принципы познания и дайте их краткую характеристику.

3. Дайте характеристику уровней познания и их форм.

4. Назовите основные концепции решения вопроса о характере взаимоотношения чувственного и рационального познания.

5. Какова структура процесса познания?

6. В чем состоит смысл диалектики как единство принципов, законов и категорий?

7. Каково содержание основных законов диалектики?

8. Каково место и роль философских категорий в познании?

 

Литература:

1. Алексеев, В.П. Философия: учебник/ В. П. Алексеев, А. В. Панин; МГУ им. М.В. Ломоносова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2008.

2. Краткий философский словарь: словарь / Под ред. А. П. Алексеева. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: РГ-Пресс, 2010.

3. Методика изучения философии /А. В. Малов и др. В 2 т., - Химки: АГЗ МЧС РФ, 2012.

4. Новая философская энциклопедия: в 4 томах. – М.: Мысль, 2010.

5. Рузавин Г.И. Методология научного познания (учебное пособие для вузов). - М.: Изд-во ЮНИТИ-ДАНА, 2012.

6. Философия: учебник для вузов/ под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова.- 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2011.

7. Философия: учебник /МГУ им. М.В. Ломоносова; Под ред. А. Ф. Зотова, В. В. Миронова, А. В. Разина. - М.: Академический Проект, 2009.

8. Философия. Учебник для вузов /Под ред. В.В. Миронова. – М.: Норма, 2010.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 977; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.