Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 2.4. Коммуникативные стратегии и тактики

Читайте также:
  1. А. Выбор ценовой стратегии предприятия в зависимости от типа рынка.
  2. А. Выбор ценовой стратегии предприятия в зависимости от типа рынка.
  3. Активные стратегии управления портфелем
  4. Альтернативные стратегии
  5. Альтернативные стратегии бизнеса
  6. Анализ стратегии конкурентов
  7. Байесовской стратегии
  8. В. Выбор ценовой стратегии предприятия в зависимости от экономических целей предприятия.
  9. Возможные стратегии
  10. Возможные стратегии развития организации
  11. Вопрос 1. Области выработки стратегии.
  12. Вопрос 1. Стадии выполнения стратегии.

Электронные письма

Желание ускорить процесс рассылки писем, вынуждает нас пользоваться электронной почтой. Без сомнения, это более быстрый и качественный способ распространения писем. Но в таких письмах нельзя указывать конфиденциальную информацию, потому что многие почтовые ящики могут прослеживаться программистами конкурентных организаций. Но рассмотреть структуру электронного письма все-таки стоит.

Электронное письмо состоит из двух частей: текст и вводная информация. В первой указывается суть дела, его идея и причина, а от первой зависит уровень внимания адресата к данному письму. Очень важно в вводной части правильно, коротко и ясно выделить тему сообщения. В самом тексте нельзя использовать клавишу “Caps Lock”, это выглядит как требование или повышение голоса. Чувство юмора так же стоит оставить в стороне, так как неизвестна реакция получателя письма. Необходимо проверять перед отправкой точность адреса и ошибки в тексте, тем более, что на компьютере это сделать намного проще.

 

Мощным орудием коммуникативного воздействия является язык. Языковые ресурсы позволяют не просто описывать какую-либо ситуацию внешнего мира, но и интерпретировать ее, задавая нужное говорящему видение мира, управлять восприятием ситуации и навязывать ее положительную или отрицательную оценку [4]. Человек в течение жизни использует приемы воздействия повсеместно: во время деловых переговоров и бытовых споров, в публичной речи и общении тет-а-тет, при контактах с коллегами и подчиненными и в воспитании детей. Безусловно, люди стараются повлиять на адресата и при написании гражданских обращений в органы власти, ведь от того, насколько убедительным будет документ, зависит, исполнят ли просьбу гражданина, удовлетворят ли его жалобу, примут ли к рассмотрению его предложения.

Под коммуникативным воздействием понимается воздействие на знания, отношения и намерения адресата в нужном для адресанта направлении. Способы воздействия различаются: можно влиять на сознание путем выстраивания рациональной аргументации (убеждение), через эмоциональную сферу (вызов чувственной реакции), или воздействуя на подсознание (суггестия) Мы рассмотрим только рациональный и эмоциональный типы влияний на адресата. Материалом для анализа послужили письменные обращения граждан, поступившие в муниципальные органы власти Волгограда, Котельниковского района, а также в МУП «Метроэлектротранс». Данные обращения относятся к периоду 2004 – 2008 гг.
Коммуникативное воздействие реализуется в речи посредством коммуникативных стратегий и тактик. Коммуникативная стратегия - это комплекс определенных речевых действий, направленных на достижение коммуникативной цели [2, 60]. Коммуникативная тактика - одно или несколько действий, которые способствуют реализации стратегии. Традиционно стратегия и тактика соотносятся как общее и частное, планы и их воплощение, цели и средства.



Рациональное воздействие сводится к изменению рациональной картины мира. В обращениях граждан подобный вид влияния на адресата достигается, в первую очередь, с помощью стратегии аргументации, которая включает в себя следующие тактики:

1. Тактика обоснования (Ваше невнимательное отношение к изучению и принятию решения… ставит на грань выживания многих из нас. Ведь за незначительными на первый взгляд цифрами…кроются огромные…суммы увеличения налога…) (в приводимых примерах орфография и пунктуация авторов сохранены). Данная тактика обычно реализуется путем употребления подчинительных союзов причины или следствия: так как, потому что, следовательно, в результате чего, так что, в связи с и т.д.

2. Тактика цитирования (Согласно ст. 3 п. 8 Ф. З № 271 представляемые площади для организации торговли не являются торговыми местами…). Авторы используют, как правило, косвенную речь и передают цитаты с помощью предлога согласно, подчинительного союза что и глаголов рече-мыслительной деятельности (сказать, считать, думать). При этом всегда указывается источник или автор цитаты (название документа, Ф.И.О. человека и др.).

3. Тактика приведения примеров (Изучая мировой опыт развития экономики, мы видим, что в успешно развивающихся странах, на долю мелкого и среднего бизнеса приходиться до 50% поступлений в бюджет разных уровней.). Примеры редко выделяются в тексте с помощью каких-либо маркеров (например, такой как).

4. Тактика апелляции к авторитету (На наши неоднократные телефонные обращения к тов. Маликову Алексею Викторовичу (начальнику коммунального отдела городской администрации)…, привели к определенным результатам…). В качестве «авторитета» в обращениях граждан в основном выступают либо конкретные должностные лица, либо органы государственной и муниципальной власти в целом (городские власти).

Эмоциональное воздействие предназначено для того, чтобы восприятие информации, ее оценка и эмоции адресата совпадали с теми же категориями у адресанта или удовлетворяли его целям. В обращениях представлена богатая палитра стратегий и тактик эмоционального влияния на получателя.

Во-первых, это снова стратегия аргументации, однако теперь аргументы направлены не на знания, а на чувства адресата. Данную стратегию выражают такие тактики, как:

1. Тактика риторических вопросов (Детей надо одеть, обуть, книги купить к школе, а за что?). Риторические вопросы не несут особой информационной нагрузки, однако они помогают расставить в тексте эмоциональные и смысловые акценты, они указывают адресату, на что необходимо обратить особое внимание.

2. Тактика ценностной подстройки (Я беспокоюсь и переживаю за своих детей и внука.). Автор ссылается на традиционные ценности семьи, будущего детей, прав женщин, спокойной жизни, равенства перед законом и т.д. При этом используется лексика из соответствующих тематических групп.

3. Тактика оказания давления на адресата (иногда относят к стратегии подчинения адресата) (Вы ведь наши избранники и обязаны защищать наши интересы быть патриотами своей малой Родины не забывать, что народ Вам доверил принимать законодательные решения, и мы вправе спросить с вас, что Вами сделано для улучшения условий жизни и работы в нашем районе.). Используется лексика долженствования (обязан, должен, необходимо), императивы (защищайте наши интересы, решите вопрос).

Кроме того, граждане в обращениях в качестве эмоционально воздействующей стратегии очень часто используют стратегию одобрения/неодобрения. Как правило, тексты предложений, заявлений и особенно жалоб содержат отрицательную, иногда даже категорически негативную оценку происходящего. Это неудивительно, так как поводом для написания обращений обычно служит какое-либо нарушение или бездействие по отношению к гражданину. Стратегия одобрения/неодобрения реализуется посредством тактики оценки (Данное решение является сильным бременем для малого и среднего бизнеса.) и тактики усиления (Утром на работу и вечером с работы добираться очень сложно!). Языковыми средствами данных тактик являются оценочная, эмоционально окрашенная лексика, слова, усиливающие эффект воздействия (очень, даже, крайне, страшно (страшно мало), чрезвычайно).

Интересно отметить тот факт, что, несмотря на общую негативную тональность текстов, многие граждане заканчивают обращения пожеланием успехов адресату. В данном случае с помощью тактики формирования эмоционального настроя реализуется стратегия поддержки адресата (Желаю Вам здоровья, благополучия и успехов в нелегком Вашем труде. Заранее благодарим Вас и поздравляем с Днем Победы.). Вероятно, авторы используют данную стратегию для сглаживания отрицательного сообщения в обращении, и это также должно влиять на эмоции адресата: так как обращение заканчивается на положительной ноте, есть вероятность того, что адресат более благосклонно отнесется к просьбе, содержащейся в документе.
В целом языковые средства, использующиеся для реализации как рационального, так и эмоционального воздействия, можно охарактеризовать следующим образом. В гражданских обращениях, несмотря на то, что это документы, а значит, должны быть выдержаны в официально-деловом стиле и нейтральной тональности, наблюдается большое количество слов с положительной и отрицательной коннотацией, эмоционально окрашенной лексики, разговорных и даже просторечных выражений, фразеологизмов. Необходимо также отметить частое использование эпитетов, метафор, гипербол, антитез и т.д.

Достаточно сложно четко разделить стратегии рационального влияния и стратегии эмоционального воздействия. В текстах обращений они тесно переплетены. Одно и то же предложение может содержать аргументы и к знаниям, и к эмоциям. Это объясняется большим желанием граждан максимально повлиять на адресата и отчасти их недостаточной компетентностью в вопросах составления документации.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Требования к оформлению делового письма | Тема 2.5. Законы и правила создания публичного монолога

Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 2670; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2019) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.003 сек.