КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Многообразие крестьянских типов в поэме
Сюжет поэмы Композиция поэмы Жанр поэмы
Поэма «Кому на Руси жить хорошо» была задумана как эпопея. Эпопея – это художественное произведение, в котором изображена целая эпоха в жизни народа. Некрасов рисует широкое полотно народной жизни, оценивая её с позиций народа.
Композиция строится по законам классической эпопеи, т.е. состоит из отдельных, относительно самостоятельных частей и глав, связанных между собой темой дороги, по которой странствуют семь мужиков в поисках счастливого человека. Порядок расположения глав в поэме до сих пор вызывает споры, так как произведение осталось незавершённым, а ряд фрагментов не был опубликован из-за цензурных запретов. В полном собрании сочинений А.Н. Некрасова части и главы поэмы расположены в таком порядке: «Пролог» «Часть первая» Глава I. Поп Глава II. Сельская ярмонка» Глава III. Пьяная ночь Глава IV. Счастливые Глава V. Помещик «Последыш» «Крестьянка» «Пир – на весь мир»
В «Прологе» встречаются семь мужиков из разных деревень и заводят спор о счастье и счастливом человеке на Руси. Названия деревень свидетельствуют об общей картине пореформенного разорения: «Подтянутой губернии, уезда Терпигорева, Пустопорожней волости, из смежных деревень – Заплатова, Дырявина, Разутова, Знобишина, Горелова, Неелова, Неурожайка тож». Мужики решили отправиться на поиски счастливого человека. Важный образ поэмы – это образ дороги, который позволяет широко и полно показать жизнь народа. Множество голосов раздаётся в поэме, сливаясь в один голос – голос народа России. Герои поэмы пытаются найти кого-нибудь, кому «живётся весело, вольготно на Руси». Голоса попа, помещика, дворянина-последыша, крестьян звучат одинаково: нет счастливых в России. За спором мужиков Некрасов ставит совсем иной вопрос: что такое счастье в извечном, православно-христианском его понимании и способен ли русский народ соединить крестьянскую политику с христианской моралью? В главе «Пир – на весь мир» Некрасов выводит центральный образ поэмы – образ Гриши Добросклонова, народного заступника, который говорит: «Сбирается с силами русский народ и учится быть гражданином». В этих словах – главный пафос поэмы. Некрасов показывает, как зреют в народе объединяющие его силы.
В главе «Сельская ярмонка» Некрасов показывает народную толпу – пёстрое, хмельное, горластое народное море. В образе сельской ярмонки – душа крестьянина, широкая и многоликая, стоголосая и безудержная. В главе «Пьяная ночь» праздничный при достигает кульминации, обстановка становится напряжённой. И здесь появляется человек с сильным характером Яким Нагой. Яким Нагой – крестьянин, мужик бывалый, в прошлом занимавшийся отхожим промыслом, поживший в городах. Он – один из тех, «кто до смерти работает, до полусмерти пьёт». Яким Нагой предстаёт перед читателем как сын матери сырой земли, как символ трудовых основ крестьянской жизни: «у глаз, у рта излучины, как трещины на высохшей земле», «рука – кора древесная, а волосы – песок». У Якима Нагого есть своё, крестьянское чувство чести и достоинства. Он видит общественную несправедливость по отношению к народу; в его словах о народной душе слышится грозное предупреждение. В образе Якима Нагого отразились противоречия души народной. Он помогает понять, что судить о народном горе или радости можно только изнутри народного уклада жизни. Ермил Гирин – простой мужик, заслуживший всеобщее уважение своей справедливостью и честностью. Когда у Ермила с купцом Алтынниковым вышла тяжба из-за мельницы и у него не было с собой денег, он обратился к народу за поддержкой. И народ в едином порыве собирает деньги и одерживает победу над неправдою. Ермил Гирин наделён острым чувстом христианской совести и чести. Лишь однажды он оступился: выгородил из рекрутчины меньшого брата Митрия. Но этот поступок стоил Ермилу больших мучений и завершился народным покаянием, еще больше укрепившим его авторитет. Казалось бы, Ермил имел всё, что нужно для счастья: и спокойствие, и деньги, и почёт. Но в критическую минуту Ермил жертвует всем ради правды народной и попадает в острог. Матрёна Тимофеевна Корчагина – русская крестьянка с гордым и независимым характером, с чувством собственного достоинства. Некрасов показал в поэме судьбу женщины из народа: жизнь в родном доме, сватовство и свадьба, жизнь в доме мужа, рождение ребёнка, смерть ребёнка, проводы мужа в рекруты, хлопоты за мужа и т.д. Образ Матрёны Тимофеевны – это символ мудрости, трудолюбия, долготерпения русской женщины. Она несёт в себе черты великомученицы, способной на непосильный труд и духовное смирение. Она считает, что её судьба счастливее других, несмотря на все испытания, так как её жизнь улучшает добрая губернаторша Елена Александровна. Но русская крестьянка, по убеждениям Матрёны Тимофеевны, в принципе не может быть счастлива, потому что ключи от её счастья и вольной волюшки потеряны у самого Бога. Речь Матрёны Тимофеевны фольклорна, из её уст мы слышим народные песни и крестьянские плачи. Это голос самого народа. Савелий, богатырь святорусский – герой, который появляется в рассказе Матрёны Тимофеевны. Он – костромской крестьянин, выросший в глухом лесном краю и Корёги-реки. Савелий олицетворяет собой могучую лесную стихию. Он прошёл и острог, и каторгу. С другими мужиками, когда лопнуло терпение сносить самодурство немца-управляющего, Савелий столкнул его в яму и сравнял её с землёй. Савелий – первый в поэме стихийный народный бунтарь. Когда его называют «клеймёным, каторжным», Савелий отвечает: «Клеймёный, да не раб!» В самом терпении народном он видит воплощение русского богатырства. Однако грозная сила Савелия не лишена противоречий. Трагедия, случившаяся с Савелием, не уследившем любимого внука Дёмушку, смягчает сердце богатыря. Смерть мальчика он воспринимает как наказание за прошлый грех убийства. Из бунтаря он превращается в религиозного подвижника, уходящего на покаяние в монастырь. Таким образом, крестьяне пореформенной России понимают, что живут несчастливо и кто виноват в их бедственном положении, но это не мешает им сохранять внутреннее достоинство, честность, чувство юмора и своей внутренней правоты. Авторское отношение к образам крестьян не вызывает у читателя жалости, поэт восхищается своими героями и считает, что они способны участвовать в крестьянской революции.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 7813; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |