Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Духовные искания главных героев романа

 

Своих героев в романе Толстой делил на любимых и нелюбимых.

Любимым героям Толстого свойственны духовные искания, идейно-нравственные поиски идеала и смысла жизни. Писатель изображает внутренний мир любимых героев в постоянном развитии («диалектика души»). Любимые герои – герои меняющиеся. развивающиеся (Андрей Болконский, Пьер Безухов. Наташа Ростова, Марья Болконская).

Нелюбимые герои ничего не ищут, кроме личного благополучия. Мир их мыслей и чувств крайне беден. Нелюбимые герои – герои застывшие, остановившиеся в своём развитии (Анатоль и Элен Курагины, Жюли Карагина, Анна Павловна Шерер).

Жизненная позиция любимых героев близка позиции самого автора: «Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие – душевная подлость» (из письма Толстого, 1857).

 

Путь духовных исканий Андрея Болконского

1. Первое знакомство на вечере в салоне Анны Павловны Шерер, его отчуждение от светского общества.

2. Служба в штабе Кутузова. Ориентация на идеи Наполеона. Тайная мечта о подвиге и личной славе.

3. Андрей в отряде Багратиона. Шенграбенгское сражение. Эпизод на батарее Тушина. Военный совет после битвы. Честный поступок князя Андрея.


4. Подвиг князя Андрея в Аустерлицом стражении. Ранение, небо Аустерлица. Встреча с кумиром, Наполеоном, разочарование в Наполеоне и своих честолюбивых мечтах, ощущение ничтожности происходящего. Первый духовный кризис.

5. Возвращение после ранения. Рождение сына и смерть жены. Стремление отойти от общества, решение «жить для себя и своих близких», воспитывать сына.

6. Разговор с Пьером Безуховым на пароме, встреча с Наташей Ростовой в Отрадном – возрождение к новой жизни (образ старого дуба). Решение «жить для других», участие в законодательной деятельности Сперанского и разочарование в ней. Любовь к Наташе и разрыв с нею. Второй духовный кризис.

7. Участие в Бородинском сражении. Сближение с народом, отказ от честолюбивых мечтаний. Кризис в сознании. Смертельное ранение.

8. Последние мгновения жизни Андрея Болконского. Встреча с Анатолем Курагиным в госпитале – прощение. Встреча с Наташей – прощение. Внутреннее состояние Андрея перед смертью, принятие Бога (Евангелие). Борьба любви земной и идеальной. Принятие всеобщей (идеальной) любви – гармония с жизнью.

Путь духовных исканий Пьера Безухова

1. Происхождение Пьера. Первое появление в салоне Анны Павловны Шерер.

2. Кутежи в компании Анатоля Курагина. История с квартальным. Борьба с самим собой, со своими противоречивыми побуждениями. Ориентация на идеи Наполеона и французской революции.

3. Получение наследства. Женитьба на Элен Курагиной и осознание безумия этого шага. Постепенный конфликт со светской средой. Дуэль с Долоховым. Первый духовный кризис.

4. Постепенное пробуждение от кризиса. Стремление к нравственному самосовершенствованию. Вступление в масонство. Попытка реорганизовать деятельность масонских лож. Неудачная попытка облегчить участь крестьян в своих имениях. Разочарование в общественных начинаниях, разрыв с петербургскими масонами. Второй духовный кризис.

5. Пьер на Бородинском поле. Курган Раевского, наблюдение за бойцами.

6. Жизнь Пьера в оставленной Москве. Мысль об убийстве Наполеона. Пьер Безухов в плену, расстрел русских пленных. Знакомство с Платоном Каратаевым. Духовное возрождение – счастье заключено в самом человеке.

7. Любовь Пьера и Наташи Ростовой, их семейное счастье. Участие Пьера в тайных обществах декабристов.

 

Таким образом, любимые герои Толстого ищут истину и находят её в сближении с народом. Путь любимых героев – это путь к народу. Только будучи на Бородинском поле они понимают суть жизни – быть рядом с народом, потому что «нет величия там, где нет простоты, добра и правды».


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Жанр романа | Военные сцены в романе
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 2474; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.