Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Военные сцены в романе




Эпилог

Женские образы в романе

 

Л.Н. Толстой любил и ценил в женщине:

§ хранительницу семейного очага, основу семьи;

§ высокие нравственные начала: доброту, простоту, бескорыстие, искренность, естественность, патриотизм, понимание общественных проблем;

§ движение души.

С этих позиций Толстой и подходит к своим героиням, относясь к ним неоднозначно.

 

Наташа Ростова

1. Первое знакомство с Наташей на её именинах. Сущность натуры Наташи – любовь, жизнь чувствами.

2. Поведение Наташи во время возвращения Николая Ростова, непосредственность и простота.

3. Наташа в Отрадном. Лунная ночь. Радостное, восторженное восприятие жизни.

4. Первый бал Наташи Ростовой. Помолвка с Андреем Болконским (высокая любовь).

5. Наташа у дядюшки на охоте. Красота души и народный дух в пляске Наташи.

6. Связь Наташи с Анатолем Курагиным (чувственная страсть) и разрыв с Андреем. Первый духовный кризис. Разочарование в себе – вся жизнь в прошлом.

7. Единение с людьми перед лицом общей беды 1812 года. Возвращение к жизни. Душевная щедрость и благородство Наташи (эпизод с подводами).

8. Встреча Наташи с раненым Андреем Болконским. Высокая любовь к Андрею и ко всем людям.

9. Смерть князя Андрея. Второй духовный кризис. Духовное сближение Наташи с Марьей Болконской.

10. Возрождение к жизни под влиянием необходимости помощи близким (матери после гибели Пети).

11. Семейное счастье Наташи с Пьером Безуховым. Постижение смысла жизни в семье в роли жены и матери.

 

Марья Болконская

1. Внешняя и внутренняя характеристики княжны Марьи (внешняя некрасивость и внутренняя духовность, доброта, ум, великодушие, искренность, умение любить и чувствовать людей, интуиция). Лучистые глаза Марьи.


2. Воспитание княжны Марьи и жизнь с отцом в имении Лысые Горы. Строгий порядок и жёсткое обращение отца.

3. Жизненные принципы Марьи Болконской: самопожертвование, христианская любовь к ближнему, жажда земной любви и добровольное подавление в себе этого желания.

4. Отказ княжны Марьи Анатолю Курагину в попытке жениться на ней из-за материальных побуждений.

5. Прощание Марьи с братом Андреем перед Аустерлицем.

6. Смерть отца и война 1812 года. Бунт мужиков в Богучарове. Марья и Николай Ростов.

7. Любовь и семейное счастье княжны Марьи и Николая Ростова.

 

1. Завершение сюжетных линий и взгляд в будущее.

2. Ростовы и Безуховы – идеальные семьи.

3. Высшее предназначение женщины – в семье и материнстве.

4. Сон Николеньки Болконского. Пьер Безухов и Николенька Болконский – будущие декабристы.

 

 

«Мысль семейная» в романе

 

В романе «Война и мир» Толстой изображает несколько семей: Ростовы, Болконские, Курагины. Ростовы и Болконские – любимые семьи Толстого. Он изображает их с большой симпатией, потому что они являются участниками исторических событий, патриотами, их не привлекает карьеризм и выгода, они близки к русскому народу. Курагины – нелюбимая семья, смысл жизни которой – личная выгода и благополучие.

Семьи, изображённые в романе:

Семья Представители Характеристика семьи
Болконские Старый князь Николай Андреевич Князь Андрей Княжна Марья Лиза, жена князя Андрея (умерла) Николенька, сын князя Андрея Замкнутость, напряжённая духовная жизнь, абсолютная частность перед собой, ответственность за каждый свой шаг. В семье Болконских прежде всего думают о чести, а потом уж о благополучии. Чувства не принято демонстрировать.
Ростовы Граф Илья Андреевич, отец Графиня Ростова, его жена Николай, старший сын Вера, старшая дочь Наташа, младшая дочь Петя, младший сын Соня, племянница графа Ростова Андрюша, сын Николая Ростова Веселье, радушие, открытость, хлебосольство, гостеприимство. Ростовы живут не умом, а сердцем, открыто радуются и плачут, открыто влюбляются и переживают любовные драмы.
Семья Представители Характеристика семьи
Курагины Князь Василий Ипполит, его старший сын Элен, его дочь Анатоль, его младший сын Презрение к людям, самоуверенность, самовлюблённость, бездушие. Курагины живут для себя, ради своего удовольствия и благополучия, он готовы перешагнуть через честь, совесть и стыд.

 

Сопоставительный анализ двух любимых семей Толстого:

 

  Ростовы Болконские
Старшее поколение Отношения между родителями – взаимоуважение, почтение. Положение матери – положение хозяйки дома. Отношение к гостям – радушие ко всем без почитания чинов (именины) Старый князь Болконский – упрямый и властный старик, не склоняющийся ни перед чем. Генерал-аншеф при Павле I, он был сослан в деревню. Хотя ему при новом царе разрешили въезд в столицы, он не мог простить обиду и продолжал жить в Лысых Горах. Он считал пороками праздность и суеверие, добродетелями – деятельность и ум. Он постоянно был занят делами: писал мемуары, занимался математикой, вытачивал на станке табакерки. Главная нравственная основа для него – честь.
Отношения в семье между взрослыми и детьми Доверие, чистота и естественность (рассказы Наташи своей матери обо всех своих увлечениях). Уважение друг к другу, желание помочь без нудных нотаций (история с проигрышем Николая). Свобода и любовь, отсутствие жёстких норм воспитания (поведение Наташи во время именин, пляска графа Ростова). Верность семейным отношениям (Николай не отказался от долгов отца). Главное – любовь, жизнь по законам сердца. Отношения без сентиментальностей. Почтение к отцу, который сам занимался воспитанием Марьи, отрицая нормы воспитания в придворных кругах. Скрытая, мужская любовь (сцена смерти князя - последние слова о княжне Марье). Главное – жить по законам разума.
Отношения между детьми Искренность, естественность, любовь, уважение друг к другу. Заинтересованность в судьбе друг друга. Занятия – увлечение пением, танцами. Главное в отношениях – душа. Сложность положения княжны Марьи в семье – ей не с кем поделиться своей духовной жизнью. В отношениях с братом Андреем – глубокая привязанность и любовь. В детях Болконских – высокая честность и чувство собственного достоинства (отказ княжны Марьи от брака с Анатолем). Религиозность, доброта княжны Марьи (отношения с божьими людьми, с Лизой).
  Ростовы Болконские
Близость к природе Семья часто живёт в имении Отрадном. Умение тонко чувствовать природу (лунная ночь в Отрадном, сцена охоты, катание на святках). Ощущение гармонии человека и природы. Постижение вечности и величия природы князем Андреем (аустерлицкое небо, описание дуба на пути в Отрадное). Постоянная жизнь в Лысых Горах – естественная связь с природой княжны Марьи и старого князя Болконского.
Отношение к народу Восприятие народности и близость к народу на эмоциональном уровне (сцена охоты, песня дядюшки, пляска Наташи). Разумное восприятие народных проблем: преобразования в Богучарове, направленные на улучшения жизни крестьян. Отношения Андрея с солдатами.
Патриотизм. Отношение к войне Искренний патриотизм, боль за свою Родину. Сражается на войне Николай; Петя, совсем еще мальчик, уходит на войну в 1812 году с согласия родителей и погибает в первом бою. Наташа требует отдать подводы раненым. Ростовы покидают свои дома, как и многие в Москве. Глубокий патриотизм и отца, и детей. Андрей сражается во время войны 1805 – 1807 гг., уходит в отряд Багратиона. В 1812 году уходит из штаба, командует полком (солдаты называют его «наш князь»). Старый князь Болконский сам пытается защищать свою землю. Княжна Марья отказывается от покровительства врагов и уезжает и Лысых Гор, которые должны захватить французы.
Недостатки Доброта иногда носит внешний характер (история Сони). Проявление жёсткости Николая по отношению к крестьянам. Непрактичность, мотовство Отца Ростова. Тяжёлый, иногда самодурный характер старого князя Болконского (история с мадемуазель Бурьен).
Автобиографичность Николай Ростов – черты отца писателя; Наташа – черты родственницы жены писателя. Старый князь Болконский – черты деда по линии матери; Княжна Марья – черты матери (ощущение, что мать была именно такой); Андрей воплощает мысли самого Толстого.

 

Таким образом, отношения отцов и детей в семьях Ростовых и Болконских, основанные на любви, взаимопонимании и доверии, - образец для подражания.

 

 

«Мысль народная» в романе

 

«Мысль народная» составляет главную идею романа «Война и мир».

Народ, в понимании Толстого, - главная, решающая сила истории. А история – «бессознательная, общая, роевая жизнь человечества», которой управляет фатализм (судьба). Полностью доверить свою жизнь высшей разумной воле способен только народ.

Толстой выбирает самые сложные моменты истории, чтобы показать силу народа. Его облик в годину испытаний, в эпоху военных событий.


Главная мысль романа состоит в том, что народ является носителем нравственности, движущей силой истории.

Любимым народным образом Толстого в романе является образ Платона Каратаева. Платон Каратаев – воплощение «всего русского, доброго», в нём – незыблемая вера в жизнь, дух правдоискательства, любовь к труду, бескорыстная любовь ко всем людям, терпение и служение, отсутствие личных интересов. Смысл жизни Платон Каратаев видит в единении людей, жизнь отдельного человека – частица целого.

 

 

Отношение Толстого к войне было двоякое:

1) война – чудовищное преступление, ужасное и противоестественное событие;

2) война – дело героическое и благородное, война является проверкой глубины патриотизма – истинный он или ложный, проверкой силы духа народа и отдельного человека; истинный герой тот, кто защищает родную землю.

 

I II III
Война 1805–1807 гг. Австрийские походы 1812 год Бородино Партизанская война
Завязка Кульминация Развязка
Со стороны России это захватническая война, её цели непонятны солдатам, поэтому Толстой показывает двойственность этой войны: Это освободительная война, цель которой – защита своей земли, поэтому здесь – единение всего народа, вылившееся в партизанскую войну («дубина народной войны»). Отсюда высокий дух патриотизма, героизм (курган Раевского, полк Андрея).
героический дух русских солдат, способность к самоотверженности и подвигу тяжёлое положение армии, неразбериха среди командования, лицемерие штабных офицеров, военные амбиции
       

Сопоставительный анализ двух сражений 1805-1807 гг.

 

Шенграбенское сражение Аустерлицкое сражение
Решающее сражение кампании 1805-1807 гг. Шенграбен – это судьба русской армии, а значит проверка нравственной силы русских солдат. Путь Багратиона с четырёхтысячной армией через Богемские горы имел цель – задержать армию Наполеона и дать русской армии возможность собрать силы, т.е., по сути, сохранить армию.   Аустерлиц – «сражение трёх императоров». Цель его – закрепить достигнутый успех. Но на самом деле Аустерлицкое сражение стало эпохой «срама и разочарования для всей России и отдельных людей и торжеством Наполеона-победителя».
Цель сражения благородна и понятна солдатам.   Цель сражения не понятна солдатам.
Поведение бойцов – героизм, подвиги. Поведение бойцов – неразбериха среди солдат; бессмысленный подвиг князя Андрея.
Итог сражения – победа.   Итог сражения – поражение.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1002; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.