Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Кутузов и Наполеон




Война 1812 года

 

1) От Немана до Смоленска;

2) Смоленское сражение;

3) Бородинское сражение.

В Смоленске начинает рождаться единение всех русских людей перед опасностью. Под Бородином русскими была одержана «победа нравственная, та, которая убеждает противника в нравственном превосходстве своего врага и в своём бессилии».

Развитие партизанского движения:

§ войска оставляют Смоленск (жители поджигают дома и уходят);

§ войска оставляют Москву (жители уходят и поджигают Москву);

§ Наполеон входит в пустой город, рождение партизанских отрядов;

§ военные действия партизанских отрядов Денисова и Долохова.

 

Толстой отрицал роль личности в истории, особенно отрицал произвол личности, нежелание считаться с волей народа. Но тем не менее, личность, по мнению писателя, может иметь определённое значение в развитии исторических событий. Основным критерием оценки исторической личности является отношение к народу, понимание его. Только личность, близкая к народу, может влиять на исторические события.

Кутузов и Наполеон – нравственные полюсы романа.

 

Кутузов Наполеон
Полководец народной войны, воплощение народной мудрости и патриотических чувств. Командующий армией грабителей, мародёров и убийц, «ничтожнейшее орудие истории», человек с помрачённой совестью.
Полное подчинение интересам России и народа: § скромность и простота; § искренность и правдивость; § близость к простым людям, знание и понимание их чувств; § проявление мудрости и таланта полководца в поддержке нравственного духа русского войска; § гуманное отношение к побеждённым. Законченное проявление культа личности, мания величия: § самовлюблённость, высокомерие, тщеславие; § лицемерие, фальшь, позёрство; § глубокое равнодушие к судьбам окружающих, эгоцентризм; § война – игра, а люди – пешки, которые следует правильно расставлять и правильно двигать; § жестокость и вероломство Наполеона и его армии.
Верность долгу и армии. Предательство по отношению к своей армии.
«Простота, доброта и правда» во внешнем виде Кутузова: тучность, грузность и даже старческая слабость делают его облик естественным, человечным, близким. Сатирическое описание внешнего облика Наполеона: маленький человек с притворной улыбкой, бесцветными глазами и т.п.

Сопоставляя Кутузова и Наполеона, Толстой показывает, что Кутузов – народный полководец. Близкий к солдатам, несущий в себе естественность, истинную любовь, патриотизм, умение думать об армии, а не о себе. В нём – величие, простота, добро и правда. Наполеона отличает лицемерие, себялюбие, искусственность, театральность, неумение думать о других. Это сближает Наполеона с высшим светом России (вечер в салоне Анны Павловны Шерер – та же театральность и искусственность).

Наполеон – идея зла, разорения, войны. Кутузов – идея добра, объединения, мира. История – непрерывная борьба идей Кутузова и наполеона, добра и зла, войны и мира.

 


ЛЕКЦИЯ № 20.

РАССКАЗЫ А.П. ЧЕХОВА («СТУДЕНТ», «ЧЕЛОВЕК В

ФУТЛЯРЕ», «КРЫЖОВНИК», «О ЛЮБВИ», «ИОНЫЧ»)

 

80-е годы XIX века наложили отпечаток на мировоззрение А.П. Чехова. Это было время разочарований, время переоценки ценностей и поиска новых путей развития России.

Для творчества Чехова характерны два начала: изображение картин пошлой серой жизни и стремление изобразить прекрасное и возвышенное.

Чехов показывал жизнь такой, какая она есть в своём повседневном течении. Его герой – самый обыкновенный человек. Чехова интересует духовный мир человека в обыденной жизни. Писатель как бы со стороны наблюдает за процессом пробуждения сознания или же за процессом постепенной нравственной деградации человека. Для Чехова важны не размышления героя, а его эмоции и переживания.

Чехов не даёт советов, ничему не учит, а только воспроизводит состояние своих героев. Такой приём получил название скрытого психологизма. Читатель, проникаясь настроением героя, ставит себя на его место и чувствует вместе с ним. Писатель-психолог ставит перед читателем вопросы, на которые каждый должен ответить сам.

Но творчество Чехова от раннего периода к зрелому претерпевает изменения. В 90-е годы XIX века Чехов переходит от изображения мелкого человека с лакейской душой к изображению души живой, ставит проблемы выбора пути, изображает конфликт между живым чувством и устоявшейся системой ценностей. Весёлый смех ранних юмористических рассказов уступает дорогу драматическим интонациям. В своих произведениях Чехов призывает к духовному освобождению и раскрепощению человека, к внутренней свободе.

 

Рассказ «Студент» (1894)

 

Чехов считал этот рассказ одним из самых удачных. Композиционно рассказ делится на 3 части.

Часть 1. Студент духовной академии Иван Великопольский в страстную пятницу вместо церковной службы возвращается с охоты. Автор описывает его настроение и мировосприятие. Кругом темно, холодно, студентом овладевает грех уныния, неверия в высокий смысл жизни; ему кажется, что всё в этом мире – суета сует, и бессильное добро тонет в море зла, и жизнь, двигаясь по кругу, не изменится в будущем. Мир постоянно обречён на такое же существование, бедное, голодное, неуютное. Впереди виден огонь, но он где-то так далеко.

Часть 2. На вдовьих огородах студент видит огонь костра и встречает двух женщин. Студент рассказывает им то, что сам понял и осознал, он рассказывает им о последних днях Христа и о том, как Пётр трижды отрёкся от своего учителя, и о том, что чувствовал потом Пётр. Студент увидел, что его рассказ произвёл большое впечатление на женщин, и они заплакали, и вдруг он понял что-то важное. Его мироощущение изменилось. Природа та же, быт так же убог, но ощущение безысходности мира пропало. И костёр рядом. Образ огня имеет несколько значений:

§ это костёр, у которого можно погреться;

§ это костёр, у которого грелся апостол Пётр;

§ это костёр-свет, открывающий что-то скрытое;

§ костёр – это символ света, озаривший студенту тьму ночи и мысли.


Часть 3. Дальнейший путь студента домой. Теперь у него совсем другое настроение и мировосприятие. Люди поняли друг друга, испытали похожие чувства, значит, будет то, что поможет подняться над дисгармонией природы, повседневности и человека. Правда и красота направляет человеческую жизнь, и она становится полной высокого смысла.

В рассказе «Студент» Чехов говорит о необходимости осмысления своего места не только в бытовом, но и в бытийном масштабе. Что-то изменить в мире можно, только разобравшись в себе самом.

 

 

«Маленькая трилогия» (1898):

«Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»

 

Рассказы, входящие в «Маленькую трилогию» символизируют 3института общественной жизни: власть («Человек в футляре»), собственность («Крыжовник»), семью («О любви»).

Рассказы имеют общую проблематику – «футлярность» жизни, уход от настоящей жизни в «футляр».

В трилогии есть и автор, и рассказчик. Повествователь является то рассказчиком, то слушателем. Учитель гимназии Буркин рассказывает о сослуживце, учителе Беликове («Человек в футляре»). Ветеринарный врач Иван Иванович Чимша-Гималайский – о своём брате Николае («Крыжовник»). Помещик Алёхин – о себе, о своей любви («О любви»). В рассказах даётся обобщённая картина жизни.

Рассказы рисуют разные проявления «футлярной жизни». «Футлярностью» заражены не только герои, но и рассказчики. Главная мысль автора в том, что человек в дисгармоничной жизни остаётся невоплощённым, не реализованы его душевные силы и возможности: учёный становится хозяином (Алёхин), художник – учителем (Буркин), общественный деятель – ветеринарным врачом (Чимша-Гималайский).

Чехов показывает исчерпанность и несостоятельность старых устоев жизни, а также трудности, которые подстерегают Россию на пути её духовного раскрепощения.

 

«Человек в футляре»

 

Образ учителя гимназии Беликова, человека в футляре, стал нарицательным. Его «футлярное» существование и «футлярный тип мышления» наглухо отгородили его от живой жизни. Но Беликов далеко не безобиден, он давил, угнетал всех, его боялись. Беликов - олицетворение русской государственности с её ненавистью к свободомыслию и страхом перед ним («как бы чего не вышло!»), с её полицейскими замашками.

С приходом в гимназию новых людей (Коваленко) как будто бы заканчивается век Беликова. Он умирает, но «беликовщина» продолжает жить, она осталась в душах людей.

 

«Крыжовник»

 

Иван Иванович Чимша-Гималайский рассказывает о судьбе брата Николая. Это новый вариант «футлярного существования», когда все помыслы человека сосредоточиваются на собственности, вся жизнь уходит на приобретение усадьбы с огородом и крыжовником.


Новоявленный барин говорит теперь одни только прописные истины и таким тоном, точно он – министр. И при этом ест кислый, но зато свой собственный крыжовник.

Чехов говорит, что нельзя успокаиваться, что со всяким счастливым может случиться беда, которую никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других; что смысл жизни не в нашем счастье, а в чём-то более разумном и великом – в умении делать добро другим.

 

«О любви»

 

В рассказе влюблённые друг в друга люди (Алёхин и Анна Алексеевна) губят своё чувство привычкой к «футлярному существованию». Героиня боится нарушить покой своей безлюбовной семьи, «футляром» которой она дорожит. Герой не может порвать с привычной и скучной жизнью помещика. В мире усечённого существования нет места великой любви.

 

 

«Ионыч» (1898)

 

Рассказ связан с проблемами развития капитализма в России, когда главным приоритетом становится материальный интерес. Человек как личность становится ненужным и уходит на второй план. Проблемы нищеты и унизительной бедности сочетаются с необходимостью накопления денег, что нередко порождает зависимость от них и, как следствие, ведёт к бездуховности, душевной деградации и опустошению.

В рассказе поставлены и вопросы взаимодействия человека и окружающей его социальной среды, показана история превращения молодого энергичного врача Старцева в любящего только деньги Ионыча.

Деградацию души Ионыча Чехов показывает через подтекст, через художественные детали и интонации.

Пять глав рассказа – это пять этапов жизненного пути Старцева.

Старцев терпит крах и в общественном плане, и в личном. Он утрачивает идеалы молодости и не умеет сохранить свою любовь. Старцев – интеллигентный человек, но в городе С. эталон интеллигентности – Туркины. Вначале Старцев выше их: он видит бездарность и матери, и дочери, его коробят плоские шутки хозяина дома. Старцев – приятный человек. Но деньги, заработанные им. Становятся единственным идеалом его жизни. Это привело к тому, что «жадность одолела». Старцев состоялся как хороший, популярный врач, но именно деньги привели его к опустошению и раздражительности. В городе С. он приходит к полной духовной деградации, становится своим среди «мёртвых душ». И теперь, с глубокого жизненного дна, куда опустился Ионыч, автор вновь бросает взгляд на семейство Туркиных. Их семья действительно выделяется на фоне города С., но если они вершина, то как же низко пала эта нескладная жизнь!

При последнем свидании Кати и Старцева её можно назвать «повзрослевшей», а его «постаревшим». Развитие Кати Туркиной шло по восходящей, а Старцева – по нисходящей линии.

Рассказ «Ионыч» - это предупреждение о том, что очень легко потерять себя, свою душу. Проблема духовного оскудения – вечная проблема, не связанная с определённым временем. Страшно, когда духовному оскудению подвергаются люди гуманных профессий, особенно врачи. В судьбе Ионыча, по мнению Чехова, виновато общество обывателей и он сам, его молчание и «включение» себя в среду города С.


ЛЕКЦИЯ № 21.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1012; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.036 сек.