Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Заметка. Виды заметок

ТРЕТИЙ СЕМЕСТР

Раздел 6.

Тема 6.1. Заметка как жанр.

6.1.1. Событийная информация на страницах ежедневной газеты, еженедельника, в аудиовизуальных СМИ. Понятие новости. Оперативность и актуальность. Сенсация и сенсационность.

В журналистике жанр – это видовое понятие – репортаж, очерк.. В литературе имеет 2-ое понятие. Во-первых в широком смысле как род литературы – драма, эпос, лирика. Во-вторых видовое – повесть, роман, рассказ. Жанр является творческим инструментом писателя, журналиста. Выбор жанра определяет характер взаимоотношений между создателем материала и его «потребителем». Специфика языка, наличие изобразительно-выразительных средств – все это существенно влияет на природу жанра. Жанры возникают в конкретно-исторических условиях, в конкретной общественной ситуации. Развитие, возникновение новых, отмирание старых жанров – процесс исторически неизбежный. Новые технические возможности зачастую приводят к появлению новых для СМИ жанров. Жанр это – исторически определившийся тип отображения реальной действительности, который обладает сложившейся системой относительно устойчивых признаков. Какие они?

1 признак – характер объекта, факта, явления. Жанры различаются по своим рабочим функциям, познавательно-воспитательным задачам. Для газетной, радийной, телевизионной публицистики свойственна диффузия жанров. Каждый жанр имеет свои методы, средства передачи информации. Система средств любого жанра относительно устойчива

Изменения в реальной жизни влекут за собой изменения в журналистской практике, что выражается в постоянном эволюционировании жанровой палитры и появление новых жанровых разновидностей. Примером может послужить появление на страницах прессы нового самостоятельного аналитического жанра – резюме. Это краткое изложение, краткий вывод из сказанного, выжимки из научных исследований.

Жанры печатных и электронных СМИ демонстрируют неустойчивость жанровой системы, ее склонность к постоянной трансформации при взаимодействии с новым материалом обновляющейся действительности. Однако как бы жанр не менялся, ни сталкивался с другими жанровыми образованиями, он помнит себя в этих превращениях.

Для заметки важны и оперативность, и разные грани измерения факта. Новость может быть изложена либо в жестком, либо в мягком варианте. Жесткая новость передается сухим официальным стилем. Мягкий вариант – дополнения, новость в деталях и с впечатлениями.

Заметки дифференцируются по проблемно-тематическому признаку:

- экономические

- политические

- культурные

- экологические

- спортивные

- социально-бытовые

эстетические

- криминальные.

Элементы заметки – оперативность, информационный повод, массовость, столкновение интересов (конфликт). В заметке суть сообщения сконцентрирована в первом абзаце – Лиде. Рекомендуется сразу же давать исчерпывающую информацию о событии. Структура краткого сообщения ответы на главные вопросы: что? Кто? Где? Когда? Как? По какой причине? Все ответы, по возможности, объединяются в 1-2 фразах. Заметка не должна быть перегружена. Одна из ее задач раскрытие смысла факта. Заметка не исключает короткого резюме, где автор, не комментируя факты, может выразить отношение к ним. Благодаря краткости, информативности, злободневности заметка стала наиболее оперативным жанром. Оперативность сообщения выражается ключевыми словами «вчера», «сегодня», «завтра».

Тема 6.2. Интервью.

6.2.1. Особенности и назначение жанра. Виды интер­вью. Интервью как жанр и как метод сбора информации. Процесс подготовки к беседе с интервьюируемым. Литературная работа над материалами в жанре «интервью».

Интервью в газете – это беседа с компетентным человеком на важную актуальную тему. Факт разговора должен быть новостью, подтверждением достоверности сообщаемых сведений.

Жанр интервью – это результат получения сведений о реальной действительности, с помощью метода интервью. Необходимо отметить тот факт, что информация, полученная методом интервью, применяется для получения исходных данных, необходимых для подготовки в газете других жанров – корреспонденции, статьи отчета.

Использование данного метода при сборе информации еще не порождает автоматически жанр интервью. Только лишь проявленность в тексте «хода» применения этого метода и определяет форму публикации как диалогическую, вопросно-ответную. По этому доминирующему признаку текст в газете может быть назван жанром интервью. К какой группе жанров конкретно относится интервью – к информационным или аналитическим – зависит уже от содержания текста, изложенного в форме интервью. Информационное интервью несет в себе сообщение о факте, отвечая на вопросы – кто? Что? Где? Когда?. В жанре интервью журналиста интересует интервьюируемый, как источник новой информации о новом факте. Наиболее распространена в газете диалоговая форма интервью, для которого всегда придумывается заголовок, отбирается заранее информация, формулируются основные вопросы.

Тема 6.3. Репортаж.

6.3.1. История становления жанра. Виды репортажа. Композиционно-стилистические особенности репортажа. Возможно­сти жанра. Методика работы над репортажем.

6.3.2. Выдающиеся зару­бежные и российские репортеры. Репортаж сегодня.

В основе жанра всегда находится определенный факт, событие в его динамике. Репортаж о событии может дополняться рассуждениями журналиста о поисках решения конкретной проблемы, выхода из создавшегося положения. Автор – непосредственный участник события, приобщающий к нему всех читателей. Репортаж – одушевленная информация, новость о движении. Важнейшая особенность репортажа – динамичность, наглядность в описании происходящего, отражение события через призму личностного восприятия автора, создающего эффект присутствия. С помощью репортажа читатель как бы сам имеет возможность быть на месте события. Он «видит» что происходит, «слышит» участников события, ощущает атмосферу происходящего. Один из приемов, с помощью которых достигается эффект присутствия, - использование изобразительно – выразительных средств для создания визуальной картинки. Главная особенность последней – работа через деталь, которая должна быть зрима, слышима, экспрессивна. Точно подмеченные и переданные наглядные примеры факта – краски, звуки, ритмы – и создают эффект присутствия. Для репортажа должен быть событийный повод. Объектами отражения в данном журналистском произведении могут быть явления, события действительности, непосредственно наблюдаемые. Фиксируя впечатления, реплики, речевые эпизоды, фрагменты портретов, передавая цветовое и световое ощущение увиденного, журналист создает публицистический образ и колорит события. Цепочка подробностей, умело выстроенная автором, подкрепляя достоверность, создает и наглядность, и в этом особенность репортажа.

Тема 6.4. Статья как аналитический жанр периодической печати.

6.4.1. Процесс сбора материала для статьи. Работа над статьей. Виды ста­тьи. Статья на тему о средствах массовой информации и их пробле­мах.

Статья – популярный газетный жанр. Использование этой литературной формы требует высокой степени журналистского мастерства. В статье отдельная ситуация представления как часть широкого явления. Статье присуще масштабность авторского взгляда, глубина обобщения. Ее задача – проследить связь ситуации с социальными проблемами. В статье задействована вся совокупность фактов. Здесь важна четкость позиции автора и его концепции. В качестве новости предлагается авторская концепция того, как автор увидел и оценил состояние проблемы. Статьи требуют широты охвата действительности, анализа множественности систематизируемых факторов, масштабности обобщений и выводов.

Существуют виды статей:

- передовая

- фоновая (предполагает искренний доверительный тон, она построена на монологе)

- редакционная (вводная) – (задача не только подчеркнуть насущное, злободневное, но и дать ориентиры в оценке происходящего).

теоретико-популяризаторская

- проблемно – постановочная – (требует, чтобы была особая система авторской аргументации, были применены логические доказательства)

- теоретическая – (раскрывает связь теоретических явлений и социальной практики, выдвигает и доказывает их правильность).

- критическая

- публицистический комментарий.

Статьи можно классифицировать и по тематическому признаку – об экономике, политике, этике.

Авторская позиция может быть представлена как версия. Чаще всего для этой цели – истолкования события – используют авторскую колонку.

Тема 6.5. Обзор и обозрение.

6.5.1. Публицистическое своеобразие жанров. Виды обозрения. Обозреватель - его статус и качества.

Изменения в реальной жизни влекут за собой изменения в журналистской практике, что выражается в постоянном эволюционировании жанровой палитры и появление новых жанровых разновидностей. Примером может послужить появление на страницах прессы нового самостоятельного аналитического жанра – резюме. Это краткое изложение, краткий вывод из сказанного, выжимки из научных исследований.

Жанры печатных и электронных СМИ демонстрируют неустойчивость жанровой системы, ее склонность к постоянной трансформации при взаимодействии с новым материалом обновляющейся действительности. Однако как бы жанр не менялся, ни сталкивался с другими жанровыми образованиями, он помнит себя в этих превращениях.

Главное значение обозрения как публицистического жанра состоит в том, чтобы на основе определенной совокупности типичных, характерных фактов современности воссоздать обобщенную картину реальной действительности. Воссоздается панорама происшедших событий. В обозрении фиксируется социальное время. Журналист выполняет сверхзадачу – открыть в наблюдаемых событиях внутреннюю закономерность. В обозрении представлена реальная, современная социально-политическая, общественно-политическая и духовная жизнь общества, взятая в ее сущностных проявлениях. Органическая совокупность типичных социальных фактов, явлений, событий. Существует несколько видов обозрения – журнальное, газетное, книжное, кинообозрение, радиообозрение.

По содержательному признаку обозрение классифицируется на общее и тематическое.

По содержательному признаку обозрение классифицируется на общее и тематическое.

По форме выделяют информационно-публицистическое, публицистическое, художественно-публицистическое обозрение. Наиболее популярен тематический вид обозрения: экономическое обозрение, коммерческой, научное, международное, спортивное и т.д.

Тема 6.6. Корреспонденция.

6.6.1. Виды, особенности. Специфика применения.

Корреспонденция структурно представляет собой анализ фактов, связанных единством темы, и их комментарий. Ее задача – изучение причин и следствий явлений – определяет организационно-практическую направленность жанра. Адресат корреспонденции характеризуется двуединством – это и личность, и социальный институт. Структура корреспонденции обычно жесткая: постановка проблемы – система доказательств – аргументация. Детали и комментарий создают сопоставительный фон. Корреспонденция сообщает существо и характер происходящего события, которое имеет, как правило, конфликтный характер, дает анализ и обобщение фактов. Журналист аналитически разрабатывает тему, делая это на конкретном материале и в нешироком масштабе.

Для описания (например в корреспонденции) того или иного конфликта необходимо знать:

- характеристики конфликтующих сторон (их ценности и мотивации, устремления и цели)

- предысторию взаимодействий конфликтующих сторон (отношение друг к другу, взаимные стереотипы, степень полярности их взглядов по системе хорошо-плохо)

- природу того, что привело к конфликту.

- социальную среду в которой возник конфликт

- заинтересованные стороны (их заинтересованность в тех или иных результатах конфликта, их отношение к сторонам и друг к другу)

- применяемые конфликтующими сторонами стратегию и тактику

- результаты конфликта для его участников и заинтересованных сторон (выгоды или потери)

Существует несколько видов корреспонденции:

1. Информационная – ближе к заметке

2. Аналитическая – включает не одно, а несколько типичных событий, происшедших за определенное время

3. В постановочной корреспонденции выдвигается на обсуждение общественности важная проблема, выясняются ее истоки, круг лиц, заинтересованных в ее решении.

4. Корреспонденция – раздумье – представляет размышление автора над фактами, содержит комментарии к ним.

Основой корреспонденции служит одна стержневая мысль, одно соотношение – человек и его дело. Анализ ситуации предполагает беседу с людьми – источниками информации, сопоставление их мнений, знакомство с документами, справочной лит-рой, работу с цифрами и формулирование выводов на основе анализа.

Тема 6.7. Заголовочный комплекс.

6.7.1. Рубрики, анонсы, «лиды» и другие составляющие. Типы заголовков. Особенности применения и восприятия.

Заглавие текста — его ключевая позиция. Функции этого важного элемента любого произведения наиболее корректно рассматривать в аспекте восприятия адресата. Именно подход к дискурсу с позиций его восприятия помогает вскрыть механизмы создания заглавия, понять его особенности. Учет позиции реципиента важен, поскольку это личность, которая в процессе познавательной деятельности воспринимает содержание через его словесное оформление.

Заголовки и вводки — это специальные средства, помогающие построить тематическую структуру текста, они представляют собой опорные точки, показывающие наиболее важную текстовую информацию. Именно эти выдвинутые элементы текста служат опорой для читателя в понимании содержания, при беглом восприятии они дают достаточно полные знания о целом тексте.

Части заголовочного комплекса, выполняя информативно-ориентирующую роль, обращаются и к рекламно-экспрессивной функции. Кроме того, заголовок играет графически-выделительную роль, отделяя текст от других текстов в составе комплексного произведения и определяя его границы. В этом смысле название служит своеобразным пограничным знаком, сигнализирующим о существовании текста на определенном месте в целом пространстве. Являясь знаками текстов, они помогают составить первый, самый общий, прогноз о содержании. Именно после восприятия рубрик, заголовков и определяется общая конфигурация составного произведения, которая составится в восприятии реципиента. Авторы, естественно, стремятся обратить внимание своей аудитории на заголовки и побудить ее приступить к восприятию всего текста. При этом вступает в силу вторая роль заголовков — рекламно-экспрессивная. Название материала должно быть интересным, привлекательным, в меру интригующим, тогда есть шанс рассчитывать на то, что возникнет этап внимательного чтения текста.

Обзор функций заголовочного комплекса показывает, что заголовочная подсистема произведения имеет универсальный характер, она выполняет названные роли в различных дискурсах. Именно это, как нам представляется, и определяет необходимость расширить поле действия общей теории заголовка, распространить ее на все дискурсивные объекты, которые ориентированы на восприятие реципиента, и придать ей статус общей теории заголовка. Заголовок — универсальный компонент текстов разных коммуникативных сфер, например, СМИ (газетно-публицистических, электронных), научных, рекламных, Интернета. Функция заголовка одна, независимо от принадлежности текста — ориентировать реципиента в содержании, побудить его к восприятию, облегчить ориентацию в произведении.

В центре заголовочного ансамбля находится заголовок отдель­ного текста. Это наиболее независимый, самостоятельный элемент, передающий определенное текстовое содержание. Значение текстово­го заголовка индивидуально, оригинально, оно обусловлено непо­средственными содержательными соотношениями с называемым им тек­стом. «Заголовок — текст» — первый вид семантических соотношений.

Дискурсивная характеристика журналистского телепроизведения
Визуальный канал Аудиальный канал Вербальный канал
Вербальная информация (титры — телетекст). Иконическая информация (герой, журналист, пейзаж, здания, предметы и др.) Вербальная (речь журналиста и героя). Звуки, музыка, шумы Устная речь (журналист, герой) Письменная речь (титры)

 

Заголовочный комплекс этого типа построен на обыгрывании архитектоники текста, установлении структурно-синтаксических или семантических связей между частями заголовочного ансамбля. Как известно из общей теории текста, в зависимости от прагматической установки автора весь объем произведения делится на отдельные, более мелкие, чем целое, отрезки. Такое членение И. Р. Гальперин назвал объемно-прагматическим, или архитектоникой текста. Единицы объемно-прагматического членения — часть, глава, отбивка, абзац, сверхфразовое единство, в обсуждаемом материале это отдельные статьи. Заголовок может быть связан с этими единицами и в этом случае выполняет композиционную (или архитектоническую) функцию.

Тема 6.8. Виды рецензии.

6.8.1. Рецензия как жанр. Оценка и анализ событий научной и культурной жизни, произведений науки и искусства.

Самостоятельно аналитический жанр, основа которого составляет всесторонне объективный анализ, оценка, сообщение, просмотр, отзыв (прежде всего критический) о произведении художественной литературы, искусство, науки, журналистики. Рецензент разбирает тему, мастерство автора, работу режиссера, иногда им рассматриваются проблемы, связанные с отзывами обсуждаемого произведения другими критиками. В любом случае его основная задача увидеть в произведении то, что не заметно непосвященному, направить внимание читателей на то новое в произведении, спектакле, программе, вокруг которого он строит свои суждения, центральные идеи, выводы, обобщения.

Рецензии объединены в типологические группы.

По объему –

-мини-рецензия – это сжатый насыщенный анализ определенного произведеня;

- грнт-рецензия – это большая, развернутая рецензия, глубоко и всесторонне охватывающая исследуемую тему.

По числу анализируемых произведений

- монорецензии – анализ одного произведения;

- полирецензии – разбор и анализ двух и более произведений;

По теме – рецензии подразделяются на литературные, театральные, кинорецензии, рецензии на мультипликационные и неигровые фильмы, телерецензии.

Тема 6.9. Основы современного полиграфического производства.

6.9.1. Компьютерное макетирование и верстка периодических изданий. Выразительные и изобразительные средства фотографии.

«Дизайн» - с англ. обозначает художественное конструирование предметов, интерьеров. У человека при виде органически сочетающихся предметов, цветов на плоскости и в пространстве возникает эстетическая рефлексия. Относительно дизайна печатных изданий, титульных листов, заставок (теле\ Интернет) существует ряд закономерностей зрительного восприятия, которые следует учитывать для более эффективной подачи текстового материала.

Хороший дизайн является более функциональным, чем украшающим. Дизайн обеспечивает разумную и полезную подачу информации. Процесс создания полосы начинается с оформительского замысла: 1 – это средство выражения, создание непосредственной связи формы и содержания; 2 – это графическое выражение редакционного замысла.

Макет – графический план верстки полосы номера, который дает наглядное представление о распределении материала на полосах разворота, всех деталях оформления. Существует 2 вида макета: общий макет всего номера, дающий наглядное представление о композиции, распределении материала по полосам и их расположении; макет - отдельных полос – основа технической полосной верстки издания. Макетирование осуществляется по полосам и разворотам. Обычно составляют макет внутренних полос, где меньше оперативного материала и внешних первой и последней.

Верстка - размещение текстового, иллюстрационного материала, заголовков и других элементов оформления в заданном месте. Верстка связана с композицией номера, определяющей его особенности. Разрабатывая композицию номера, редактор работает со всем поступившим материалом, распределяя его по полосам, компонуя его в разделы, рубрики, определяя место каждого из них в номере, размещает каждую статью и заметку в отдельности и определяет ее конфигурацию, качество колонок.

В процессе верстки решается основная задача – расположить материал таким образом, чтобы помочь читателю разобраться в его содержании, быстро найти интересующий материал, обратить внимание на главное. Верстка зависит от типа печатного издания, формата и объема.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Функции средств массовой коммуникации | Шестой семестр
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 6959; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.