Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Шестой семестр

Раздел 7.

Тема 7.1. Радиожурналистика.

7.1.1. Жанровая структура радиожурналистики. Информационные жанры. Общие и отличительные признаки группы жанров (радиозаметки., радиокорреспонденции, комментированной новости, информационного обзора, выпуска "Новости", информационного выпуска (тематического и разнотемного).

7.1.2. Документально-художественные жанры. Общие и отличительные признаки группы жанров (репортажа (событийного и проблемного), очерка (портретного и страноведческого), документальный радиорассказ, документальная радиокомпозиция).

Выразительные средства радиожурналистики составляют две группы, находящиеся в неразрывной связи друг с другом.

К первой группе, стабильной, не подверженной количественным изменениям, относится тот исходный звуковой «материал», которым оперирует радиожурналист: это четыре элемента – слово (речь), музыка, шумы (реальные, жизненные или студийные, т. е. имитированные при помощи различных бытовых приспособлений) и документальные записи, сделанные вне студии. Эти записи в свою очередь также включают в себя речь, музыку и различные звуки (шумы), но в отличие от первых в отдельную передачу они чаще всего могут превратиться или в комплексе, или в сочетании с записанными в студии речевыми комментариями.

Эти четыре элемента системы мы называем природными, или формообразующими. Они неизменны, стабильны, их природа не подвластна субъективному воздействию радиожурналиста.

Вторая группа, напротив, мобильна, ибо находится в полной зависимости от воли и субъективных творческих потребностей автора радиосообщения. Поэтому входящие в нее выразительные средства радиожурналистики мы называем техническими, или стилеобразующими. К ним относятся монтаж, голосовой грим, звуковая мизансцена, ряд технических способов звукообразования (реверберация и т.п.) и др.

По мере развития радиотехники и изменений в технологии производства радиосообщений, а также в зависимости от творческой фантазии авторов радиосообщений число стилеобразующих выразительных средств, безусловно, будет изменяться: увеличиваться (благодаря техническому прогрессу) или уменьшаться (в соответствии с реальными функциональными потребностями вещания конкретной станции или личными вкусами автора).

Предварительная подготовка к эфиру

Выбор редакции – первый и самый важный этап в определении главной темы журналистского творчества. Самое важное в русле этой главной проблемы – процесс накопления знаний, умение оценить новое явление или факт.

Часто случается, что молодой и бесспорно талантливый журналист быстро «выдыхается», и тогда к его передачам, репортажам или комментариям теряют интерес и слушатели, и коллеги. Причина проста: ему не хватило знаний, эрудиции.

Второй этап освоения темы – специализация радиожурналиста.

Заметим, что, не найдя своей оригинальной темы, корреспондент вряд ли сможет стать сколько-нибудь заметной творческой личностью даже при наличии несомненного таланта. Хорошо, если человек, вступивший на журналистскую стезю, сразу находит ту тропку, по которой ему интересно идти.

Досье журналиста – это прежде всего жизненный опыт и, конечно же, знания, накопленные им в период общей предварительной подготовки, о которой говорилось выше; это понятия об основных и наиболее актуальных сторонах избранной тематики и «подходах» к ней, представление об этических рамках данной проблематики; и, наконец, это знание истории, географии, культуры региона, на который работает эфирный канал.

Пример. Известный радиожурналист Ю. Гальперин, ведя из будапештского аэропорта протокольный репортаж (из Венгрии отбывал Н.С. Хрущев), из-за задержки гостя попал в критическую ситуацию. Уже прозвучали принятые тогда торжественно-грозные слова: «Говорит Москва. Работают все радиостанции Советского Союза!», когда он понял, что приезд делегации в аэропорт задерживается. Ему пришлось говорить экспромтом 32 минуты – и он сделал это, потому что знал многое об этом ответственном визите.

Передача приобрела небывалую для подобного «официоза» глубину и цельность, став классикой радиодокументалистики.

Несколько слов о системе хранения. Собираемые материалы обычно предлагается делить на чисто справочные: адреса, фамилии (обязательно имена и отчества!), должности людей, цифровые данные, даты и т.д.; проблемные: вырезки из газет и журналов, материалы по избранной тематике (как свои собственные, так и коллег), расшифровки не прошедших в эфир передач; наконец, творческие заготовки: неиспользованные заголовки, варианты начала передач, интересные наблюдения, фразы, словом, те самые «изюминки», которые определяют стиль передачи.

Распределив таким образом поступающие в личный архив материалы, журналист определяет «места хранения». Для справочного материала это могут быть помимо компьютера особые карточки, хранящиеся как в библиотечном каталоге, так и в специальных ящичках (удобнее всего расположить их в алфавитном порядке).

Важный момент организации и ведения архива – его постоянное обновление. Избавляться при этом от старых материалов, если нет на то крайней необходимости, не стоит – неизвестно, где и когда могут понадобиться пожелтевшие листки, хранящие дыхание времени. Все эти правила следует соблюдать и при хранении звукозаписей. Личный звуковой архив также должен найти отражение в строго оформленном каталоге. Правда, долгое хранение в обычных условиях магнитной пленки – дело рискованное. Поэтому по возможности время от времени надо менять носитель звукозаписи (т.е. переписать с обычной магнитной пленки на кассету или CD, ввести в компьютер)

Завершающий этап предварительной подготовки связан уже с конкретным заданием, полученным журналистом в редакции. К его выполнению можно готовиться исподволь, если тема и конкретная программа запланированы заранее или если журналист является ведущим какой-либо постоянной передачи или цикла. Но очень часто задание бывает связано с необходимостью оперативного освещения события в тот момент, когда оно происходит (это и есть собственно прямой эфир). В этом случае время подготовки сжимается иногда до нескольких часов полета на место события или даже до нескольких минут для участия.

Определив тему и узнав задание, корреспондент «привязывает» все накопленное к данному реально разрабатываемому жизненному событию. На этом этапе радиожурналист независимо от того, выступает ли он в прямом эфире или собирается делать документальные записи, обязан четко представить себе, а при наличии времени и записать план действий. В него войдут:

точное осознание цели задания (если она не очень понятна, следует обязательно переспросить или уточнить ее);

пути получения как можно более полных и точных сведений об объекте;

описание ситуации и обстановки, в которой придется работать;

примерный перечень и формулировка вопросов, на которые необходимо получить ответы;

определение жанра передачи, пусть даже предварительное;

выработка одного-двух запасных вариантов на случай срыва той или иной договоренности, изменения ситуации и т.п.

Наконец, на этом этапе подготовки к эфиру радиожурналист обязан самым тщательным образом проверить технические средства записи. Надо быть уверенным в исправности своего главного инструмента – магнитофона (не сели ли батарейки и достаточен ли их комплект? достаточно ли количество дисков, пленки или кассет? нет ли на них нужных записей, которые могут быть случайно размагничены? в порядке ли микрофоны?).

Если прямой эфир идет из студии, следует проверить (также до начала программы), проходит ли сигнал от вас к режиссеру, работают ли телефоны связи с аудиторией, в наличии ли комплект музыкальных записей, отбивок и т.д. Непременно нужно уточнить, вызваны ли к началу программы или к условленному времени ее участники.

Тема 7.2. Производство радиопрограмм.

7.2.1. Выразительные средства радиовещания. Устная речь на радио и ее особенности: словарные, синтаксические и другие особенности. «Невербальные и речевые средства»: темп речи, сила звука, высота тона, ритм, паузы, ударения, тембр голоса.

7.2.2. Основные стадии производства радиопрограмм. Организационные принципы радиовещания.

Специфические свойства радиожурналистики: всеохватность. сиюминутность, демократичность, документальность, звуковой образ.

Радиожурналистика и радиоискусство: сходство и различия.

Двенадцать требований к создателю журналистского произведения, предназначенного для радио:

прозрачная логика радиотекста, ясность аргументации,

правила устной речи,

повторяемость наиболее значимых положений (слов, фраз),

ритмика фразы, абзаца,

законченность и самостоятельность каждой серии в сериале,

одна передача - одна тема,

дружелюбие к слушателю,

уважение и признание интеллекта слушателя,

доверительность интонации: у журналиста в эфире только один слушатель, а не толпа,

не навязывать слушателю своё мнение, а дать ему весь объем информации и различных точек зрения для самостоятельного суждения,

живость и сюжетность рассказа,

от частного к общему, деталь в рассказе.

Понятие звукового образа. Создание звукового образа события, темы в журналистском радиопроизведении кратчайший путь к радиослушателю.

Общее и особенное в разнообразии документальных жанров трех основных видов СМИ: печатных и электронных - аудио и видео. Жанры как способ отражения действительности. Три способа её отражения: сообщение фактов, интерпретация фактов и событий, образно-публицистическое раскрытие фактов и событий. Соответственно три группы документальных жанров: информационные, аналитические, документально-художественные.

Типология и форматы радиопередач. Информационный выпуск, информационная панорама, информационное обозрение. Радиоперекличка. Радиожурнал. Авторская программа. Радиокомпозиция. Круглый стол. Радиоочерк (жанр и передача). Радиотрансляция. Серия и серийность на радио. Ток-шоу. Ток-шоу как диалог со слушателями.

Правила для радиожурналистов: умение говорить у микрофона, владение разговорным русским языком, отличное знание репортажной звукозаписывающей техники, бережное хранение её и исключительно индивидуальное использование, владение навыками работы с репортажной техникой в любых условиях, знание студийной техники и возможностей различных марок микрофонов, владение принципами радиомонтажа и компьютерными программами монтажа аудиофайлов, ведение личного архива звкозаписей, архива документальных шумов, набора музыкальных фрагментов.

Определение темы, планирование радиопередачи. Сбор материала, определение объектов аудиозаписей.

Сценарный план передачи и определение объемов звучания её фрагментов.

Особенности работы журналиста в студийных или внестудийных условиях. Лимит записи. Лимит эфирного времени.

Сценарная обработка собранного материала, верстка радиопередачи. Работа на монтаже. Журналист и эфирный выпуск программной службы радиоорганизации.

Специфика работы журналиста в прямом эфире с места события.

Студийный прямой эфир. Типология прямого эфира. Особенности работы журналиста в прямом эфире в различных типах передач.

Тема 7.3. Телевизионная журналистика.

7.3.1. Производство телепрограмм. Редакция. Место телевидения в системе СМИ. Функции телевидения.

7.3.2. Особенности влияния телевидения на аудиторию. Телевидение – как механизм социального контроля.

Телевидение как разновидность СМИ. Телевидение, как одно из средств массовой информации, является наиболее массовым из СМИ, охватывая и те слои населения, которые остаются за рамками влияния других СМИ. Эта способность телевидения объясняется его спецификой как средства создания, передачи и восприятия информации.

Во-первых, эта специфика заключается в способности электромагнитных колебаний, несущих телевизионный сигнал, проникать в любую точку пространства в зоне действия передатчика. С появлением спутникового телевидения последнее ограничение отпало, еще более усилив позиции ТВ.

Во-вторых, специфика ТВ (в отличие от радио) в его экранности, то есть, в передаче информации посредством движущегося изображения, сопровождаемого звуком. Именно экранность обеспечивает непосредственно-чувственное восприятие телевизионных образов, а значит и их доступность для самой широкой аудитории. В отличие, например, от радио, телевизионная информация доносится до зрителя в двух плоскостях: вербальной (словесной) и невербальной, зрительной. Звукозрительный характер телевизионной коммуникации усиливается персонификацией информации, телевидение в большом числе случаев подразумевает личностные контакты автора или ведущего и участников передачи с аудиторией. Персонификация телеинформации уже давно утвердилась во всем мире как принцип вещания, как сущностное отличие телевизионной журналистики от других ее родов.

В-третьих, телевидение способно сообщить в звукозрительной форме о действии в момент его свершения. Одновременность события и его отображения на телевизионном экране (симультантность) является едва ли не самым уникальным свойством телевидения. Симультантность присутствует в телевизионных передачах не постоянно, однако, имеет большое значение для психологии зрительского восприятия, как бы напоминая о достоверности действия, происходящего на экране. Симультантность, создающая эффект присутствия зрителя на месте событий, придает, как уже отмечалось выше, телевизионному сообщению особую достоверность, документальность, реалистичность, что обеспечивает исключительность в решении информационных задач телевидением как одной из разновидностей СМИ.

Именно от этих специфических свойств телевидения зависят, в свою очередь, многие функциональные, структурные, выразительные, эстетические особенности и возможности телевидения, занявшего по мере развития и совершенствования своей технической базы особое место в системе средств массовой коммуникации. Наличие возможностей определяет и те функции, которые выполняет телевидение в современном мире.

Тема 7.4. Жанровая структура телевизионной публицистики.

7.4.1. Информационный повод. Приемы привлечения внимания к передаче, приемы «интриги», ключевые фактурные элементы - видеоряд и звуковой фон, способы преодоления порогов (кризисов) внимания телезрителя, использование «программной шпильки», анонсы, «заход» в начале программы - характерные шумы, музыка, зрительные эпизоды, яркие детали и т.п.

Телевидение на выходе к аудитории, как и любое средство массовой информации (как печать — площадью газетного номера, объемом журнала, кино — продолжительностью сеанса и т.д.) ограничено пространственно-временними рамками. Опыт программирования показал, что сколько-нибудь четкое структурирование (композиционная организация) программ невозможно без некоего «типового проекта». Такой предварительный контур общей структуры телевидения и был нами назван «архитектурным проектом» программы. Аналогия представляется уместной не только на «инструментально-технологическом» уровне. Создание «контурной модели», смыкающей тематический план с реальной программой, оформляющей содержание, вообще присуще человеческой мыслительной деятельности.

Такой «архитектурный проект» получил, как и на радио, в практике телевидения название «сетка вещания». Анализ программных сеток может дать весьма обширную информацию, способствующую, в итоге, определению также и пропагандистского потенциала студии. Иначе говоря, выявлению (чаще скрытой, нежели явной) программной политики.

Здесь важно особо отметить, что сетка отражает уровень организационной деятельности студии: с одной стороны — степень владения принципами и процедурой планирования, с другой—возможность согласованной деятельности всех звеньев творческого производства. Показателями в данном случае могут служить:

— жанрово-тематические соотношения — пропорции в рамках общей структуры программ.

— общая адресная направленность, степень отражения социально-демографической структуры аудитории («групповой модели»);

— конкретизация по месту и времени — учет преобладающих контингентов зрителей, «движение» аудитории на протяжении программного дня;

— соотношение спорадических (разовых) и периодических (серийных, цикличных) компонентов программ;

— характер координации и конкретные формы кооперации с другими телевизионными студиями;

— временная ритмичность: отражение в сетке последовательно повторяющейся структуры недельной, двухнедельной либо месячной программы на основе чередования основных ее элементов.

Так тематический план, конкретизированный (организованный, оформленный) в соответствии с сеткой, становится ведущим фактором организационно-творческой деятельности студии.

Но программа, будучи формой (структурой) не только пространственной, но и временной организации содержательного материала, требует — на следующем этапе — четкого выражения в календарном планировании. Календарные планы студий — квартальные, месячные, недельные — это уже плановое оформление конкретных телевизионных произведений в жанрах, то есть именно той продукции, которой экран обращается к своей аудитории. Но если квартальное и месячное планирование остается этапом внутристудийной организации производства, так сказать «закрытой структурой», то телевизионная неделя — структура открытая. Именно недельная программа — содержательная форма «публичного бытия» телевидения, предметная реализация его функций в обществе.

Представляется неслучайным, что как раз недельная программа — та форма (и тот этап планирования), о которой, как о завершенном результате деятельности студии, предварительно осведомляется массовая аудитория. Внешне, может быть, это выглядит как стихийно сложившаяся традиция. Но за ней обнаруживается несомненная закономерность. Предварительное обнародование недельной программы (публикация в массовой прессе, специальных изданиях, радио- и телеанонс и т.д.) создает ситуацию выбора. То есть именно на данном этапе пропагандистская деятельность канала вступает в принципиально новую фазу: осуществляется переход от скрытой (внутренней) стадии производства (программа уже готова и предлагается зрителю) — к планированию субъективному, зрительскому. И здесь уже следует говорить о социально-психологической фазе программирования (и шире — о социально-психологическом уровне экранной пропаганды в целом).

Несмотря на то, что отбор телевизионной информации зрителем существенно отличается от аналогичного процесса в печати, весьма существенны отличия и в сравнении с выбором радиопередач (различны отношение к каналам, психология контакта, бюджеты временных затрат и т.д.) — все же и телезритель вносит свои субъективные коррективы в предлагаемую студией структуру просмотра.

Проблема планирования и структурного оформления программы сводится (в социально-психологическом аспекте) к возможно более тесному сближению генеральных целей и задач (основной предмет воздействия) с групповыми установками аудитории (центральный объект). Нетрудно согласиться, что этот процесс органичен в обществе экономически благополучном, политически устойчивом, где принципиально совпадают цели общества и индивида, коммуникатора и реципиента. Столь же очевидна — отсюда — и природа манипуляции как необходимой методики и техники преодоления антагонизма в сфере целей и интересов между информационными монополиями и массовой аудиторией в политически нестабильном, экономически поляризованном обществе.

Тема 7.5. Основные стадии производства телевизионных программ.

7.5.1. Структура редакции на телевидении. Разработка литературного и режиссерского сценариев или сценарного плана. Специфика функций творческого и технического персонала.

Для наглядности логику интересующего процесса можно сравнить с возведением здания, которое — помимо строительного материала — требует с самого начала осознания идеи, определения цели (функционального назначения), выбора места и оформления этих предпосылок в архитектурный проект (реальный план). И лишь затем—технических средств: строительного материала и оптимальной технологии производства. Ясно, что если свести проблему только к технологии и «строительному материалу», то из одних и тех же кирпичей можно построить казармы и дом культуры, склад или театр. Поговорим поэтому об «архитектурном» проекте и самом «здании» — программе.

Здесь и далее будем исходить из того, чтопрограмма — экономически, идеологически и политически детерминированная содержательная форма экранной периодики, планомерно и целенаправленно организующая в пространстве и времени разнотемные и разножанровые материалы, обусловленные спецификой канала, материально-техническими возможностями, уровнем организации творческого производства и адресованная дифференцированной аудитории.

Данное определение, как нам представляется, не только соединяет разноуровневый подход к исследуемому явлению, но также выявляет пропагандистский характер программы.
Программирование—последовательный поэтапный процесс создания телевизионной программы.

Характеристике этапов создания программы уделялось немало внимания в специальной литературе (Э. Багиров, Р. Борецкий, В. Вильчек, В. Егоров), а также преимущественно на профессионально-техническом уровне — в литературе, изданной за рубежом (Сташев и Бретс, Миллерсон, Скорния и др.). И тем не менее до сих пор этот процесс не выстроен в единый ряд логически взаимосвязанных периодов, где бы была обоснована не только их последовательность, но и вылен причинный характер связей, их взаимообусловленность.

В настоящее время можно считать устойчивой тенденцией в организации телевизионного производства большинства ТВ студий мира, предложенный еще в 1965 г.[1] принцип годичного двухсезонного программирования. Следовательно, программа вписывается в контекст естественного темпо-ритма времени.

В телевидении практически непрерывно обнаруживается двуединый процесс: подготовки и выпуска (разумеется, на разных этапах) программы. И, поскольку процесс устремлен в будущее, логично начальный этап программирования и определить как прогнозирование.

Сегодня уже можно считать практически завершившимся процесс проблемной, тематической специализации творчества в средствах массовой информации. На смену журналисту-универсалу пришла пора журналистов-экспертов. То есть если в относительно недавнем прошлом один и тот же журналист выступал с репортажем о театральной премьере, затем — интервьюировал хирурга, потом приступал к очерку о чемпионе по боксу, то за последние четверть века ситуация изменилась. Наряду с наметившейся ранее специализацией жанровой (репортер, очеркист, фельетонист и т.д.) еще более очевидно произошел раздел влияния в сфере проблемно-тематической: скажем, комментатор по экономическим вопросам сейчас уже вряд ли согласится провести интервью с режиссером, а спортивный обозреватель — с депутатом парламента.

Именно экспертный уровень современной публицистики позволяет поставить на серьезную основу процесс прогнозирования и перспективного планирования снизу — по конкретным частным направлениям, которые потом будут материализованы в реальных, в данном случае экранных, формах.

Генеральные направления, в которых должны найти целостное отражение проблемы экономики, внутренней и внешней политики, культуры и т.д. — разрабатываются «наверху» — либо в централизованной программной редакции, либо в отраслевых «штабах». Но там «предложения снизу», естественно, не закрывают проблему в целом. Дело здесь в том, что в современных условиях — и высокого уровня развития системы средств массовой информации, и особенно потребностей аудитории — журналистского уровня знаний, степени компетентности и связи с живой практикой недостаточно для всестороннего прогноза и последующего планирования реальной программы. Он, этот уровень, должен быть дополнен, обогащен, так сказать, первичными знаниями, — информацией, непосредственно исходящей от специалистов.

Сюжетный/повествовательный анализ конкретных медиатекстов.

Сюжетные компоненты медиатекста N. конкретное описание сюжетных компонентов медиатекста N.
вид медиатекста  
жанр медиатекста  
пролог (если присутствует)  
завязка действия  
фабула (сюжетная схема – цепь основных событий)  
кульминации, конфликты  
второстепенные сюжетные линии  
развязка действия  
эпилог (если присутствует)  

Раздел 8.

Тема 8.1. Электронные СМИ.

8.1.1. Роль Интернета в современных информационных потоках.

Работа с информацией в Интернете. Поиск, классификация, отбор и сохранение. Операционные возможности Интернета для массовой информации.

В понятие электронные СМИ входят радио, телевидение, глобальная сеть Интернет и периодические Интернет - издания, рекламные щиты и панели. Электронные СМИ буквально окружили человека, заменив ему общение с живыми людьми. Естественно, что в данном случае огромное количество информации из телевизора или Интернета оказывает значительное воздействие на умы граждан.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Заметка. Виды заметок | Построение электронных средств массовой информации
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 514; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.