Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ГЛОССАРИЙ. Глоссарий построен по разделам пособия и логико-тематическому принципу

Глоссарий построен по разделам пособия и логико-тематическому принципу. Это означает, что основные понятия распределены по разделам, к которым они относятся, а далее развертываются в логике тем.

Понятия к разделу 1.

Человек – сложное природное, социальное и духовное существо, способное вступать во взаимодействие с другими людьми разными сторонами своей природы.

Взаимодействие – смысл этого слова должен быть интуитивно ясен. Означает любой контакт человека с человеком, в результате которого происходят какие-то изменения в участниках взаимодействия.

Тип взаимодействия – разновидность взаимодействия, основанная на какой-то стороне или грани человеческой природы. Следует иметь в виду, что любое взаимодействие, в конечном счете, целостно, т.е. человек вступает в него всеми сторонами своей природы. Но какой-то определенный вид взаимодействия в конкретной ситуации оказывается основным или ведущим. Он определяет смысл взаимодействия и на его основе возникает определенное объединение людей.

Основные типы взаимодействия:

1) природное (биологическое) взаимодействие – обмен генетической информацией между особями, основа популяции,

2) чувственное взаимодействие – обмен (передача и восприятие) чувствами между двумя или несколькими особями, основа общности (первобытной орды, толпы),

3) рече-коммуникационное взаимодействие – обмен информацией с помощью естественного или искусственного языка между участниками, основа сообщества (племя, народ, сообщество специалистов),

4) деятельностное взаимодействие – обмен результатами деятельности между деятелями – продуктами и услугами, основа общества (в узком смысле слова),

5) правовое взаимодействие – обмен решениями (передача, принятие, согласование, отказ) между субъектами права. Основа государства (и прочих правовых учреждений и ассоциаций).

Общество – 1) в узком смысле слова. Объединение людей, основанное на их деятельностном взаимодействии, или, что равнозначно, система субъектного типа, основанная на деятельностном взаимодействии людей;

2) в широком смысле слова. Любое объединение людей, основанное на любых типах взаимодействия, когда участники учитывают субъективный смысл действий друг друга.

Социальное – 1) в узком смысле слова. Явление, возникающее в акте деятельностного взаимодействия. В непрерывном процессе деятельностного взаимодействия становится качеством общества как объединения людей, основанного на этом взаимодействии;

2) в широком смысле слова. Явление, возникающее в акте совместного действия, когда участники взаимно сориентированы на субъективный смысл действий друг друга. В непрерывном процессе подобных взаимодействий становится качеством любого объединения людей.

Личность – 1) в узком смысле слова. Человек, рассматриваемый как участник деятельностного взаимодействия, деятель;

2) в широком смысле слова. Человек, рассматриваемый с учетом одной или нескольких (взятых в комплексе) сторон своей природы. Например, человек как интеллектуальное, психофизиологическое, нравственно-интеллектуальное и т.п. существо.

Деятельность – форма человеческой активности, важнейшим признаком которой является обмен веществом и энергией между человеком и природой, а также между людьми. Обмен включает в себя и свободную трату собственной энергии человеком ради удовольствия.

Специфика человеческой деятельности. Деятельность человека отличается от деятельности животных рядом признаков: 1) наличием идеальной модели (образа) будущего результата деятельности, 2) наличием дополнительного класса регуляторов деятельности, 3) свободой, 4) субъективно заданным смыслом. Последние два отличительных признака связаны с наличием особого класса регуляторов деятельности.

Регуляторы деятельности. Во-первых, регуляторы деятельности разделяются на два класса – природные и социальные. Кроме того, имеются три основные группы регуляторов: ограничители, оформители и стимулы.

1) Природные регуляторы – те, что свойственны и человеку, и животным одновременно

2) Социальные регуляторы – те, что свойственны только человеку.

3) Ограничители – свойства природной среды, ставящие предел человеческой деятельности. Природные ограничители – свойства внешней среды, осваиваемые с помощью органов тела. Социальные ограничители – свойства внешней среды, осваиваемые с помощью технических средств.

4) Оформители – присущие деятелю образцы деятельности, позволяющие упорядочивать ее. Природные оформители – инстинкты, рефлексы. Социальные оформители – нормы.

5) Стимул ы – явления (факторы внешней среды или свойства деятеля), побуждающие его к действию. Природные стимулы – потребности. Социальные стимулы – ценности.

Норма (социальная) – императивный, устойчивый, усвоенный субъектом и относительно распространенный образец поведения или деятельности.

Потребность – необходимость или нужда в чем-то для поддержания существования субъекта (следствие несамодостаточности его).

Ценность – любое материальное или идеальное явление, ради которого человек прилагает усилия (чтобы создать, сохранить явление или обладать им).

Свобода – свойство человеческой деятельности, обусловленное наличием двух признаков – 1) идеальной модели будущего результата и 2) ценностями как стимулов деятельности. Человек способен строить разные модели будущего результата, и он свободен в выборе ценностей.

Субъективно заданный смысл – свойство человеческой деятельности, обусловленное наличием ценностей как стимулов деятельности. Смысл деятельности, направленной на удовлетворение потребностей, задан объективно – структурой субъекта деятельности. Смысл деятельности, направленной на достижение ценности, человек задает себе сам, т.е. субъективно.

Основные разновидности деятельности. Они выявляются из рассмотрения двух моментов:. 1) предположения о том, что деятельность всегда совершается ради кого-то или чего-то, и 2) простейшей ситуации деятельности. В этой ситуации имеется: 1) деятель, 2) нечто другое (человек, Бог, природа, общество и т.п.), 3) сама деятельность. Деятельность может совершаться деятелем для себя – это эгодеятельность. Деятельность может совершаться деятелем для другого – это альтердеятельность или служение,служебная деятельность, служба. Деятельность может совершаться ради самой деятельности – это игра.

Эгодеятельность – деятельность, направленная на удовлетворение потребностей. Она обеспечивает существование деятеля.

Служебная деятельность – деятельность, направленная на достижение (сохранение и т.п.) какой либо ценности. Она обеспечивает смысл существования деятеля.

Игра – свободное расходование жизненной энергии деятеля по принятым самим деятелем правилам. Она привносит в существование деятеля радость, веселье.

Существование, смысл и радость – основные определители жизнедеятельности деятеля.

Определители жизнедеятельности – конечные, предельные цели ее.

Основные социальные типы личности – гармоничный (или ритмичный) деятель, эгодеятель, служитель, игрок.

Гармоничный деятель – деятель, способный ритмично чередовать основные разновидности деятельности. Большинство людей относятся к этому типу.

Эгодеятель – деятель, поглощенный обеспечением собственного существования. Оно доставляет ему и смысл, и радость.

Служитель – деятель, всецело преданный служению какой-либо ценности. Вне этого служения он не может существовать и получать радость.

Игрок – деятель, увлеченный процессом какой-либо деятельности. В ней заключается для него само его существование и смысл этого существования.

Социальная значимость – способность человека оказывать влияние на ход событий в обществе. Противоположное понятие – социальное ничтожество. Основной стимул деятельности людей как социальных существ. Люди интуитивно стремятся к социальной значимости, избегая социального ничтожества.

Модусы социальной значимости – формы проявления или существования социальной значимости. Это ценности, доступные обыденному сознанию. Основные модусы: святость (праведность), знание, власть, богатство (капитал, состояние), хозяйство, мастерство, слава (известность). Достигая этих ценностей, люди обретают вместе с ними социальную значимость.

Процедуры социального признания – способы, путем которых общество узаконивает притязания деятеля на тот или иной модус значимости. Имеются две принципиально отличные процедуры социального признания – личная экспертиза и рынок (безличная экспертиза).

Личная экспертиза – утверждение собранием правомочных экспертов притязаний конкретного человека на тот или иной модус значимости. Примеры личной экспертизы – выборы должностного лица, решение суда, присвоение ученой степени, оглашение завещания и пр. Личной эта процедура называется потому, что тот или иной модус присваивается именно данному, конкретному человеку.

Рынок – как процедура социального признания сводится к акту купли- продажи. Если продукт или рабочая сила данного человека приняты рынком, то тем самым признана социальная значимость этого человека, поскольку его усилия на производство продукта компенсированы обществом на законной основе. Безличной эта процедура называется потому, что на рынке человек выступает лишь как носитель социальной функции – товаровладелец или товаропроизводитель. Конкретный человек рынку безразличен.

Основные группы социальных ценностей: группы ценностей, в конкретных сочетаниях составляющих ценностную основу любого общества. В курсе «Социология личности» предлагается пять основных групп ценностей:

1) целевые ценности субъекта, модусы социальной значимости,

2) инструментальные ценности, имеющие социальную природу: свобода, право, равенство, братство, дисциплина, долг и др.,

3) инструментальные ценности; состояния или свойства человека: красота, сила, ум, здоровье, жизнь и др.,

4) целевые ценности субъекта, характеристики природной среды. В обобщенном виде: вещество, энергия, пространство,

5) высшие общечеловеческие ценности: мыслящий или животворящий дух (Бог), общество, личность, человек, человечество, природа.

Идеальный тип (модель) – логическое средство познания. Представляет собой понятие предмета или явления, построенное особым образом, т.е. с максимально четким указанием признаков явления и их взаимосвязи между собой. Применяется для исследования свойств явления, взятого в «чистом» виде, например, свойств идеальной жидкости или идеального газа. В настоящем курсе для исследования социальной эволюции строятся идеальные типы дикости, варварства и цивилизации.

Подход к периодизации социальной эволюции – точка зрения, исходя из которой выявляются признаки конкретных этапов эволюции.

Основные подходы к периодизации социальной эволюции:

1) основанный на представлении об успехах человеческой экспансии в природу за счет открытий, изобретений и т.п. Например, историки говорят о «каменном, бронзовом и железном веках» в истории человечества;

2) основанный на представлении о прогрессе в сфере коммуникационных связей между людьми. Например, изобретение письменности некоторые исследователи считают признаком отличия цивилизации от варварства. Сейчас пользуются выражением «информационное общество» и т.п.;

3) основанный на представлении о корреляции периодов развития общества с эволюционными этапами человеческого мышления. Примером этого подхода служат взгляды О.Конта, основателя социологии;

4) основанный на представлении об изменении положения человека в обществе. В данном курсе считается наиболее адекватным для изучения общественной эволюции. Например, бывший СССР и США были весьма похожи с точки зрения развития техники и технологии, но по положению человека в обществе это были принципиально иные системы;

5) эклектический подход. Основан на признаках, произвольно взятых из разных подходов. Наименее пригоден для построения идеальных типов этапов общественной эволюции.

Хозяйство – форма сочетания природных и социальных ресурсов для производства продуктов потребления.

Домашнее хозяйство – хозяйство, целью которого является непосредственное удовлетворения потребностей самих производителей.

Рыночное хозяйство – хозяйство, целью которого является получение прибыли путем продажи продуктов на рынке.

Дикость – первый этап общественной эволюции. Характерные признаки этого этапа: 1) доминирование ценности «общество», 2) преобладание служебной деятельности, 3) власть, святость и мастерство – основных модусов социальной значимости, 4) эти модусы доступны на основе служебной деятельности, 5) инструментальными ценностями при их достижении выступают, в основном, природные качества человека 6) главенствующая роль личной экспертизы, 7) домашнее хозяйство. Общество на этом этапе консервативно, развивается медленно.

Варварство – второй этап общественной эволюции. Характерные признаки этого этапа на высшей ступени его развития: 1) общество и личность введены в качестве ценностей в ценностное основание общества, 2) общество функционирует на основе двух разновидностей объективно-необходимой деятельности – служебной и эгодеятельности, 3) в нем имеются все модусы социальной значимости, 4) модусы доступны как на основе службы, так и на основе эгодеятельности, 5) оба способа социального признания – экспертиза и рынок – сформированы и сосуществуют одновременно, 6) присутствуют два типа хозяйства – домашнее и рыночное; 7) помимо природных свойств человека, в качестве инструментальных ценностей выступают ценности, связанные с обществом – свобода, право, дисциплина, долг и др. Однако эти признаки не упорядочены между собой, поэтому средством поддержания минимального порядка в обществе оказывается насилие.

Переходные состояния: цивилизованное сообщество и напряженная цивилизация.

Цивилизованное сообщество – объединение людей, для которого характерны признаки: 1) наличие общего культурного или священного языка, 2) общий религиозный культ, 3) реальная или мифическая фигура учителя нравственности (Будда, Христос и т.п.). Применение силы внутри подобного сообщества заметно уменьшается.

Напряженная цивилизация – объединение людей, в котором меньшинство узурпировало право применения силы. По отношению к большинству оно выступает с позиций эгодеятельности, большинство по отношению к нему выступает с позиции служебной деятельности. Общество в этом состоянии неустойчиво, возможны рецидивы варварства.

Цивилизация – этап эволюции общества, котором сложились естественные комплексы всех признаков, описывающих положение человека. По этой причине применение силы на этапе цивилизации минимизировано и упорядочено. Две основные цивилизации – служебно-домашняя и рыночная.

Служебно- домашняя цивилизация. Она называется так потому, что ее ведущая разновидность деятельности – служебная, а хозяйство – домашнее. Другие признаки этой цивилизации: 1) общество – главная из высших общечеловеческих ценностей, 2) модусы социальной значимости доступны на основе служебной деятельности, 3) доминирующие модусы – власть, святость, «священное» знание, слава, 4) личная экспертиза является преобладающей процедурой социального признания, 5) ведущие инструментальные ценности – дисциплина и долг. Она консервативна и может существовать неопределенно долго.

Рыночная цивилизация. Называется так потому, что ведущая разновидность деятельности в ней – эгодеятельность в обличье рыночной, рынок – доминирующая процедура социального признания, а хозяйство – рыночное. Другие признаки этой цивилизации: 1) личность – главная из высших общечеловеческих ценностей, 2) модусы социальной значимости доступны на основе эгодеятельности, в соответствии со свободным выбором личности, 3) доминирующие модусы – богатство, хозяйство, мастерство в сфере материальной деятельности, 5) ведущие инструментальные ценности – свобода и право. Развивается быстро, но длительное существование сомнительно.

Духовно- игровая цивилизация – гипотетический этап эволюции общества, позволяющий решить две основные проблемы человечества: 1) самореализации человека в мире без ущерба для окружающей среды, 2) свободного времени. Основные признаки этой цивилизации: 1) животворящий (мыслящий) дух – высшая общечеловеческая ценность, 2) доминирующая деятельность – служебная, с элементами или в форме игровой, 3) игра близка по своему месту в жизни общества к служебной деятельности, 4) ведущие модусы – святость, знание, мастерство в духовной сфере, 5) достаточно доступны слава и власть. В своем окончательно воплощении она едва ли достижима, двигаться к ней можно неопределенно долго.

 

Понятия к разделу 2.

Вотчинное государство – монархическое государство, в котором смешаны и нераздельны права государя как собственника и как носителя публичной власти.

Национальный характер – устойчивая совокупность норм поведения и деятельности, свойственная определенной нации. Имеет две составляющие: природную и социальную. Проявляется в двух видах: 1) в виде широко распространенных норм, свойственных большинству, 2) в виде определенных личностных типов – носителей устойчивых комплексов норм. Комплексы норм у разных носителей могут быть прямо противоположны. Значительную часть норм, вошедших в национальный характер, составляют нормы, усвоенные бессознательно.

Природная составляющая национального характера – совокупность норм поведения и деятельности, определяемая психофизиологическими особенностями нации, в конечном счете, ее генофондом. Проявляется в темпераменте, эмоциональных реакциях и т.п. Меняется медленно, по мере изменения генофонда.

Социальная составляющая национального характера – совокупность норм поведения и деятельности, определяемая, в первую очередь, типом социального устройства, в котором длительное время живет нация. Кроме того, на этой составляющей сказывается влияние культуры, в частности, языка и религии, носителями которых оказалась нации. Может меняться относительно быстро, по мере изменения типа общественного устройства, но непременно с запаздыванием. Через социальную составляющую национальный характер может оказывать влияние на ход событий в обществе.

Служебно-общинный русский национальный характер. Это название русского характера обусловлено тем, что русский народ длительное время жил в двух соподчиненных социальных организмах: служебно-домашней цивилизации и русской сельской общины. Русский характер отличается по многим признакам от западноевропейского рыночного характера.

Служебный соблазн – ситуация выбора, в которой постоянно находится служащий. С одной стороны, служебный долг требует своего неукоснительного исполнения, что в пределе означает самопожертвование деятеля. С другой, служебные полномочия можно использовать в личных целях. В зависимости от выбора линии поведения возникают три личностных типа: служитель, карьерист и ситуативный тип.

Служитель – тип личности, всегда выбирающий служебный долг в качестве цели деятельности.

Карьерист – тип личности, всегда использующий служебные полномочия в личных целях. Это эгодеятель в мундире служителя.

Ситуативный тип – тип личности, выбирающий ту или иную линию поведения в зависимости от ситуации. Составляет большинство.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Проблема гармоничного развития личности | Социальная психология
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 305; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.043 сек.