Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учебно-методические комплекты

4.

3.

2.

1.

Основу русского языка как школьного учебного предмета составляет наука о русском языке. Она многопрофильна: в неё входит современный руский язык, его история и диалектология, смежные науки – география, орфография и пунктуация.

В современной школе русский язык изучается с 1 по 11 классы. В 10-11 классах в течении многих лет он преподавался факультативно. В настоящее время он обязателен и в старших классах.

Выделяют 3 основные познавательные цели обучения русскому языку:

- формирование у школьников лингвистического мировоззрения на язык (лингвистическая компетенция);

- вооружение учащихся основами знаний о языке и речи (языковая компетенция);

- эстетическое воспитание детей средствами русского языка как учебного предмета.

Лингвистическое мировоззрение

Учащиеся должны знать о роли языка в жизни общества и причинах его появления, о постоянном развитии языка и факторах, вызывающих изменения в нём, о системном характере языка, о функциях русского языка в современном мире.

В самом начале учебного года в каждом классе включены темы о языке, а в 9 классе – обобщающий раздел «Общие сведения языке».

Для закрепления полученных знаний используются упражнения следующих типов:

а) анализ высказываний о роли зыка в жизни общества выдающихся ученых и писателей;

б) подбор доказательств, определяющих преимущество языка перед другими средствами общения;

в) определение основной мысли текста на тему о языке;

г) подбор пословиц о языке;

д) написание сочинений-рассуждений о языке.

Отдельные сведения о развитии языка включены в тему «Лексика»: устаревшие и новые слова, заимствованные слова.

Для закрепления полученных знаний о развитии языка используются упражнения следующих видов:

1) сравнение древних и современных текстов;

2) анализ научно-популярных текстов по истории языковых явлений;

3) работа с этимологическим словарём и словарём иностранных слов.

Языковая компетенция

В программу по русскому языку включено большое количество языковых и речевых умений и навыков, формирование которых теснейшим образом связано со знаниями о языке. Большое место среди умений и навыков, формируемых в школе, занимают орфографические и пунктуационные умения и навыки.

Эстетическое воспитание

Эстетическое воспитание на уроках русского языка – формирование у школьников представления о прекрасном в языке и речи. Прекрасное русский язык передаёт в дидактическом материале – в текстах использованных отрывков из художественных произведений.

Перед учителем русского языка стоят следующие задачи, направленные на эстетическое воспитание школьников:

- познакомить детей с прекрасным в языке и речи (эстетическое познание языка и речи);

- развить все стороны, входящие в структуру языкового эстетического чувства;

- воспитать языковой эстетический вкус (сформировать языковой эстетический идеал);

- развить у учащихся потребность в эстетическом совершенствовании своей речи.

Выделяются следующие группы практических целей обучения русскому языку:

- формирование орфографических и пунктуационных умений и навыков;

- вооружение учащихся нормами литературного языка;

Развитие умения связно излагать свои мысли.

Орфографическая и пунктуационная грамотность – важнейший элемент культуры письменной речи, поэтому задача её достижения является одной из важнейших в средней школе.

Все учащиеся должны овладевать нормами литературного языка: фонетическими, лексическими, грамматическими и стилистическими. Содержание работы над нормами (т.е. над правильностью речи) сформировано в программах, а в учениках помещено в виде слов в рамках на полях, в приложении - в виде словариков: орфографического, орфоэпического и толкового.

Уроки русского языка должны быть направлены на обучение детей монологической речи. Содержание работы по обучению монологической речи заключается в специальном разделе программы каждого класса: «Развитие связной (устной и письменной) речи учащихся».

На всех учебных предметах, в том числе на уроках русского языка, реализуются следующие общедидактические (или общепредметные) цели:

- воспитание учащихся;

- развитие логического мышления;

- обучение школьников самостоятельному пополнению знаний о русском языке.

В процессе воспитания учащиеся на уроках русского языка используют следующие методы:

- попутные разъяснения учителя, раскрывающие воспитательный смысл содержания текстов упражнений учебника или текстов изложений;

- фронтальная беседа, направленная на разъяснение воспитательного смысла темы, по которой учащиеся будут составлять предложения или писать сочинения;

- словесное поощрение учащихся, преодолевающих учебные трудности, собравших интересный материал для уроков русского языка и т.п.;

- эмоциональное чтение текстов, используемых на уроках;

- написание сочинений на патриотические, морально-этические, трудовые и др. Воспитательные темы.

В процессе овладения знаниями о русском языке проявляется логическое мышление в следующих умениях:

- выделение главного, существенного в языковом явлении;

- установление сходства или различия между языковыми явлениями;

- группировка, классификация языковых явлений по определенному основанию;

- формирование обобщающих выводов;

-установление истинности или ложности тех или иных утверждений.

Школьники должны стремиться к самостоятельному пополнению знаний. Для учащихся опубликованы специальные школьные словари: толковый, иностранных слов, антонимов, фразеологизмов, словообразовательный, морфемный.

Надо стремиться к тому, чтобы школьники по своей инициативе читали научно-популярные книги о русском языке и использовали на уроке знания, полученные самостоятельно.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Русский язык как учебный предмет | Для обучения русскому языку в средней школе
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 255; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.