Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Для обучения русскому языку в средней школе




Учебный предмет «Русский язык» является основой школьного образования, поскольку владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения выпускника школы практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира, успешности в овладении будущей профессией.

В соответствие с целями обучения, сформулированными в образовательном стандарте по русскому языку, учебный процесс должен отражать компетентностный подход, который предполагает овладение системой знаний, умений, навыков и личностных качеств, которые позволяют человеку совершать различные действия, в том числе и речевые. В соответствии с этим развиваются и совершенствуются лингвистическая (языковедческая), языковая, коммуникативная и культуроведческая компетенции.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции - освоение знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке и ученых-русистах; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Коммуникативная компетенция - овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы.

Культуроведческая компетенция - осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Состав УМК по русскому языку и соответственно содержание и структура разрабатываемых учебно-методических материалов должен обеспечить решение разнообразных практических задач школьного курса русского языка. Оптимальная подача учебного материала требует, чтобы он был представлен в форме, наиболее удобной для усвоения в конкретных условиях, в том числе и в виде разнообразных традиционных средств обучения.

Учебно-методические материалы, разрабатываемые в традиционном ключе, включают печатные пособия (учебники, учебные пособия и др.). Кратко охарактеризуем основные виды учебно-методические материалы традиционного характера и укажем, какие специфические функции они выполняют и каким требованиям должны удовлетворять.

Компонент УМК Приоритетные функции компонентов УМК Требования и методические рекомендации
  Программа по русскому языку для школ с русским языком обучения Информационно-методическая функция Определяет цели, общую стратегию обучения, конкретизирует содержание и структуру стандарта по русскому (родному) языку. Требования: Соответствие образовательному стандарту и примерной программе по русскому (родному) языку. Определение целей, общей стратегии обучения, структурирование содержания курса. Перечень основных умений и навыков, которыми должен овладеть учащийся на каждой ступени обучения. Рекомендации: Разрешается менять очередность изучения отдельных тем, сокращать или увеличивать количество часов на изучение той или иной темы в зависимости от подготовленности класса; дополнительно предлагать иные темы письменных работ
  Учебник Информационная функция. Системно излагает основное содержание курса Обеспечивает доступность и наглядность обучения, развитие и поддержание познавательного интереса к родному языку, интеллектуальных и творческих способностей школьников. Создает условия для систематического совершенствования изученного и формирования навыков самоконтроля и самообразования Требования: Соответствие образовательному стандарту и примерной программе по русскому (родному) языку. Системное изложение основного содержания курса. Доступность и наглядность обучения, развитие и поддержание познавательного интереса к изучению родного языка, интеллектуальных и творческих способностей школьников. Создание условий для формирования навыков самоконтроля и самообразования. Формирование общеучебных, интеллектуальных умений. Совершенствование познавательной деятельности учащихся, развитие их творческих способностей, рефлексивной деятельности, способности к самоанализу. Рекомендации: Целесообразность включения фрагментов разнообразных лингвистических словарей, информации о выдающихся ученых-лингвистах. По возможности увлекательная подача материала. Использование для анализа фрагментов из классической и современной литературы, а также текстов разных функциональных разновидностей. Дифференциация заданий по степени сложности
  Тематическое и поурочное планирование Организующая функция. Распределяет время на изучение разделов и тем курса Требования: Соответствие программе и базисному учебному плану. Раскрытие основного содержания и концептуальных идей курса через поурочное планирование. Распределение времени на изучение разделом и тем курса Включение в модель урока целей обучения, основного оборудования, структуры урока, методических рекомендаций по проведению каждой части. Рекомендации: Предлагать варианты сценариев одного и того же урока (или его фрагментов). Давать краткие советы учителю общедидактического характера
  Методические рекомендации Просветительно-ориентирующая функция. Раскрывает концепцию курса и его основное содержание. Реализует разнообразные приемы и методы обучения, адекватные содержанию обучения. Предлагает новые технологии обучения. Демонстрирует обучающие возможности каждого компонента УМК, в том числе и аудиовизуальных и технических средств обучения Требования: Характеристика концепции курса и учебника. Соответствие содержанию и структуре учебника. Научность и системность подачи материала. Реализация разнообразных приемов и методов обучения, адекватных содержанию обучения. Знакомство с новыми технологиями обучения. Демонстрация обучающих возможностей каждого компонента УМК, в том числе и аудиовизуальных и технических средств обучения. Рекомендации: Демонстрация межпредметных связей и возможностей практического приложения умений, формируемых на уроках русского языка. Методическое пособие может охватывать все разделы учебника или его отдельные темы, наиболее сложные для усвоения учащимися. Демонстрация приемов, стимулирующих творческую, самостоятельную работу сильных учащихся. Описание особенностей организации работы со слабыми учениками
  Дидактический материал Дифференцирующая функция. Дополняет практический материал учебника и дает возможность учителю реализовать заложенные методические идеи в полном объеме с учетом задач уровневой дифференциации Требования: Дополнение практического материала учебника и реализация заложенных методических идей в полном объеме с учетом задач уровневой дифференциации Рекомендации: Могут охватывать весь курс в целом (по годам обучения) или отдельные его разделы. в усвоении которых учащиеся испытывают наибольшие затруднения
  Книги для чтения Функция самообразования и развития. Содержит дополнительный теоретический материал, расширяющий содержание учебника по наиболее трудным разделам и темам курса Требования: Развитие и поддержание познавательного интереса к русскому языку, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельного приобретения информации, переработка учебной и научно-популярной информации. Включение дополнительного теоретического материала, расширяющего содержание учебника по наиболее трудным разделам и темам курса Рекомендации: Книги могут охватывать весь курс в целом или отдельные его разделы
  Контрольно-измерительные материалы по русскому языку Диагностирующая функция. Предлагает контрольно-измерительные материалы по всем разделам школьного курса Требования: Соответствие стандарту и содержанию программы и учебника. Включение контрольно-измерительных материалов по всем разделам школьного курса Рекомендации: Материалы могут быть представлены в виде заданий, текстов с соответствующими вопросами к ним, в виде тестов разнообразных видов
  Справочные материалы (энциклопедии, словари, справочники по русскому языку) Функция информационно-систематизирующая. Предлагает краткое изложение теоретического материала курса, предъявляя его в виде системных блоков Функция самообразования и развития. Популярно излагает основы современной лингвистики, углубляет и совершенствует знания в области предмета Требования: Предъявление материалов следующих типов лингвистических словарей русского языка: толковый, иностранных слов, синонимов, антонимов фразеологический, орфоэпический, морфемный, словообразовательный, этимологический, словари трудностей русского языка и др. Рекомендации: Энциклопедии целесообразно использовать в классах с углубленным изучением русского языка
  Практикум по русскому языку Функция самообразования и развития. Отрабатывает важнейшие умения и навыки с помощью системы практических задач и упражнений по русскому языку Требования: Организация самостоятельной работы с привлечением практических задач и упражнений по русскому языку. Поддержка познавательного интереса к русскому языку, интеллектуальных и творческих способностей школьников. Рекомендации: Материалы должны учитывать индивидуализацию и дифференциацию в обучении
  Сборник упражнений повышенной трудности Функция формирования лингвистической компетентности. Отрабатывает умения и навыки эвристической деятельности высокого уровня, развивает лингвистическую компетенцию Требования: Отработка у учащихся умений и навыков эвристической деятельности высокого уровня. Развитие лингвистической компетенции Рекомендации: Наличие олимпиадных задач различного уровня

Разнообразные мультимедийные приложения к традиционным средствам обучения выполняют инновационно-технологическую функцию, формируют у учащихся навыки работы с информацией, предъявленной посредством информационных коммуникационных технологий. Эти средства обучения могут представлять собой мультимедийные обучающие программы, электронные учебники по основным разделам курса русского языка, гипертекстовые электронные справочники и т.п. Основные требования к таким средствам обучения: связь с программой, учебником и другими компонентами УМК, соответствие стандартному техническому оснащению школ, доступность для рядового пользователя. Мультимедийные обучающие программы и электронные учебники могут быть ориентированы на систему дистанционного обучения или носить проблемно-тематический характер и обеспечивать дополнительные условия для изучения отдельных тем курса (при объяснении нового материала, на практических занятиях, для закрепления и проверки знаний). В обоих случаях эти пособия должны предоставлять техническую возможность построения системы текущего и итогового контроля уровня подготовки учащихся.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 633; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.