КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лабораторно-практическое занятие № 2
Анализ программ и учебников для 5-9 классов
Лабораторно-практическое занятие № 1 Тема: Анализ программ по русскому языку для средних общеобразовательных учебных заведений 1. Программы по русскому языку для общеобразовательных учебных заведений как основной документ, определяющий цели, задачи и содержание обучения. 2. Типология современных программ по русскому языку. 3. Структура программ и принципы их построения (расположение в них учебного материала). 4. Анализ и характеристика программ, соответствующих стабильным и параллельным учебным комплексам по русскому языку для 5-9 классов. 5. Практическая направленность преподавания русского языка в школе. Формирование умений и навыков. 6. Вопросы развития речи учащихся (формирование их коммуникативной компетенции) в современных программах по русскому языку.
Практическое задание: Подготовить аннотацию одной из программ по русскому языку, отметив сформулированные составителями цель, задачи преподавания русского языка, указав особенности структуры программы, принцип ее построения.
Тема: Анализ учебных и учебно-методических комплексов, учебников по русскому языку для средних общеобразовательных учебных заведений (2 часа) 1. Учебник как ведущее средство обучения. Его основные функции и значение. Понятие об учебном и учебно-методическом комплексах (УК и УМК) и федеральном комплекте учебников. 2. Характеристика стабильного УК по русскому языку для 5-9 классов. 3. Анализ и характеристика параллельных УК по русскому языку: под ред. В.В. Бабайцевой; под ред. М.М. Разумовской и П.А. Леканта.. 4. Учебники по русскому языку нового поколения: под ред. П.А. Леканта; под ред. А.А. Леонтьева.
Практическое задание: Подготовить письменный анализ одного из учебных комплексов (учебников) по русскому языку, включающий описание: его структуры; принципов подачи теоретического материала в учебниках для разных классов и его соотношения с практическим материалом; видов упражнений и практических заданий; системы работы по развитию речи; системы повторения; характера дидактического (текстового) материала, его образовательной (информационной) и воспитательной ценности; наглядности, принятых условных и графических обозначений.
Программа по русскому языку 5–9-й классы Допущено Министерством образования и науки РФ Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, * Программа подготовлена под научной редакцией академика РАО А.А.Леонтьева. Пояснительная записка Русский язык является одним из ведущих предметов гуманитарного цикла в системе школьного образования, поскольку имеет огромное значение в жизни нашего общества, в становлении и развитии личности ребенка. Вместе с тем очевидно, что положение с обучением предмету «Русский язык» в общей средней школе требует к себе самого серьезного внимания. Анализ состояния преподавания русского языка* показывает, что школа не вполне обеспечивает функциональную грамотность учащихся, их орфографическую и пунктуационную грамотность; недостаточно формируются навыки и умения специализированной устной и письменной речи. Теоретические сведения о русском языке изучаются изолированно и не используются для формирования практической речевой деятельности на родном языке. Это означает, что проблема соотношения знания о языке и практического владения языком все еще не решена. Кроме того, курс родного языка оторван от параллельно изучаемого иностранного языка, практически никак не связан с «неязыковыми» школьными предметами, а с курсом литературы учитель вынужден искусственно устанавливать так называемые межпредметные связи. * Леонтьев А.А. и др. Методические основы согласования стандартов по русскому языку для общего среднего и высшего образования. – М., 1998 (рукопись). А. Личностно ориентированные принципы: принцип адаптивности; принцип развития; принцип комфортности. * Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Программа по русскому языку для начальной школы. – В кн.: «Образовательная система "Школа 2100". Сборник программ. Дошкольная подготовка. Начальная школа. Основная и старшая школа». – М., Баласс, 2004, с. 189. Языковая компетенция (т.е. осведомленность школьников в системе родного языка) реализуется в процессе осуществления следующих направлений. * См.: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Моя любимая Азбука. – М., Баласс, 1996–2003; Русский язык (первые уроки). – М., Баласс, 1997–2003; Русский язык, 2, 3, 4-й кл. – М., Баласс, 1997–2003. Психологической основой данного курса является «теория обобщения» В.В. Давыдова. В соответствии с этой теорией, знания общего и абстрактного характера представлены в начале изучения русского языка в 5-м классе; все остальные, частные и конкретные, знания выводятся из этих общих знаний как из своей единой основы. По мнению психологов этого направления и методистов, разделяющих эту точку зрения (см. труды Л.А. Тростенцовой и др.), при таком расположении грамматического, орфографического и пунктуационного материала усиливается практическая направленность курса, активизируется практическое использование получаемых знаний, ускоряется формирование соответствующих умений и навыков на теоретической основе*. В раздел «Повторение и углубление курса начальной школы» (5-й класс) вынесены такие обобщенные понятия, как слово, морфема, часть речи, предложение, текст, орфограмма, пунктуационно-смысловой отрезок. В течение всего последующего времени (5–9-й классы) эти понятия конкретизируются, представление о них обогащается новым знанием. * См.: Тростенцова Л.А. Обучение русскому языку в школе как целенаправленный процесс. – М., Педагогика, 1990. На этапе введения знаний используется технология проблемно-диалогического обучения, которая позволяет заменить урок объяснения нового материала уроком открытия знаний. Данная технология разработана на основе исследований в двух самостоятельных областях – проблемном обучении (И.А. Ильницкая, В.Т. Кудрявцев, М.И. Махмутов и др.) и психологии творчества (А.В. Брушлинский, А.М. Матюшкин, А.Т. Шумилин и др.). Как в настоящем научном творчестве постановка проблемы идет через проблемную ситуацию, так и на уроке открытия новых знаний постановка проблемы заключается в создании учителем проблемной ситуации и организации выхода из нее одним из трех способов: 1) учитель сам заостряет противоречие проблемной ситуации и сообщает проблему; 2) ученики осознают противоречие и формулируют проблему; 3) учитель диалогом побуждает учеников выдвигать и проверять гипотезы*. * См. Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или как открывать знания вместе с детьми. – М., 2002. Структура курса русского языка в 5–9-м классах «Программа по русскому языку к учебникам для 5-9 классов» ( Баранов, Ладыженская, Шанский) В «Объяснительной записке» к программе выделяются специальные цели преподавания русского языка, такие как формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся. Программа построена с учётом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. В конце программы каждого класса в специальном разделе перечислены основные умения и навыки, которые формируются в процессе изучения сведений о языке и речи. В программе указан годовой объем учебного времени по каждому классу, а также дается распределение количества часов по темам программы. «Программа по русскому языку к учебному комплексу для 5-9 классов» (под ред. Бабайцевой). Программа реализуется в адресованном учащимся учебном комплексе: «Русский язык. Теория», «Русский язык. Практика», «Русская речь». Все компоненты учебного комплекса тесно связаны между собой (представляют единый учебник в 3-х частях). В основе программы линейный принцип подачи материала. Уже в 5 классе в полном объеме изучаются разделы «Фонетика», «Графика», «Лексика», «Морфемика» и начинается основной курс морфологии. В программе нетрадиционна последовательность изучения некоторых тем, особенно морфологии. После имени сущ. Изучается глагол (создание грамм. основы). В качестве особой группы выделяются слова состояния. Большое внимание уделено повторению пунктуационного и орфографического материала. «Программа по русскому языку к учебникам для 5-9 классов» (Разумовская, Капинос, Львова, Богданова, Львов) В программе усилена речевая направленность курса, что способствует, по мнению авторов, воспитанию у учащихся чуткости к красоте и выразительности родной речи, гордости за русский язык, интереса к его изучению. 5-7 классы имеют морфолого-орфографическую направленность; 8-9 классы нацелены на освоение системного курса синтаксиса и соответствующих правил пунктуации. Каждый год обучения строится на основе двухступенчатой структуры: закрепительно-углубляющий этап относительно предыдущего года обучения и основной этап, реализующий программный материал в логике его развития.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 822; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |