Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Практическая работа

4.

3.

2.

1.

В школе морфология изучается в терминах структурно-семантической грамматики, т.е. в школе рассматриваются грамматические формы, структура и семантика каждой формы. При делении слов на ч.р. учитываются лексико-грамматические категории, т.е. 1) лексическое значение слова; 2) грамматические значения; 3) рассматривается синтаксическая функция слова.

Понятие об основных частях речи дети получают, начиная с 1 класса. Школьный курс «Морфология» изучается в 5-9 классах, где изучаются традиционные части речи, т.е. категория состояния, модальные слова в школьном курсе самостоятельно не изучаются, но рассматриваются при изучении вводных слов и при изучении наречий. Но учебники под ред. Бабайцевой дают понятие слов состояния и чем он отличаются от наречий (они не зависят от др. слов в предложении). Бабайцева по-новому излагает материал о местоимении, выделяя местоимения-существительные (я, ты и др.), местоимения-прилагательные (мой, твой и др.), местоимения-числительные (сколько и др.), местоимения-наречия (где, когда, куда и т.п.); в отличие от традиционного школьного подхода к определению причастий и деепричастий как особых форм глагола. Бабайцева даёт определение причастия как самостоятельной части речи, которая обозначает признак предмета по действию, объединяет в себе свойства прилагательного и глагола, а деепричастие - самостоятельная часть речи, которая обозначает добавочное действие, объединяет признаки глагола и наречия.

При изучении морфологии учителя и дети сталкиваются с рядом проблем, часть из которых могла быть решена, если бы изменить структуру, последовательность изложения. Нецелесообразно изучать сложные для учащихся ч.р., таки как наречия, причастия только в 7 классе. Их нужно изучать в соответствии с принципом расширяющего знания.

Методисты считают, что целью изучения морфологии являются:

1) общее образование учащихся;

2) подготовка к усвоению иностранного языка;

3) развитие логического мышления;

4) совершенствование устной и письменной речи.

Общее образование содержит сведения о частях речи, об образовании форм слов, о системах форм слов, о грамматических категориях. Ученики получают представления о грамматике, и иностранный язык должен осваиваться легче. Морфология способствует логическому мышлению детей, т.к. она обобщает и типизирует явления языка, отталкиваясь от частного и конкретного, поэтому процесс усвоения морфологии возможен через анализ, синтез и абстрагирование.

Морфология воздействует и на речь учащихся путём отработки языковых норм, устранения морфологических ошибок и недочетов (сколько время, пишу о зимнем саду и т.п.)

В последние годы большое внимание уделяется обору дидактического материала при изучении морфологии. Это связано с тем, что учителя, отбирая дидактический материал, старались подобрать, на их взгляд, воспитательные тексты.

Во-вторых, многие учителя, сознавая, что урок русского языка не вызывает познавательного интереса, старались использовать интересные тексты, но они уводили от сути.

Отсюда следует, что при отборе дидактического материала учитель должен помнить, что дидактический материал должен не отвлекать от грамматики. Например, при изучении местоимения тексты, которые способны привлечь внимание детей к грамматике, могут быть следующие:

- рассказы Чехова «Он и она» (о любви), «Моя «она»» (о лени)

Тургенев «Морское плаванье»:

«Всякий раз, когда я проходил мимо, она протягивала мне свою черную, холодную ручку - и взглядывала на меня своими грустными, почти человеческими глазенками. Я брал её руку - и она переставала пищать и метаться.»
Пантелеев «Буква «ты»»

При изучении наречия, рассматривая трудные вопросы о переходе др. частей речи в наречие, можно использовать произведение Сладкова «Кто как спит?» (сидя, лёжа, стоя)

При изучении морфологии в школе используются методы и приёмы, классифицирующиеся профессором Федоренко, как

· теоретические (сообщение, лекция, беседа, приём опорного повторения, чтение учебника);

· теоретико-практические методы – это морфологический разбор, приём диктанта (выборочный, распределительный в 2 колонки: глаголы 1 спр. гл. 2 спр., творческий диктант, цифровой).

Кроме этого подхода приёмы, упражнения по морфологии могут классифицироваться по-другому. Так, в соответствии с особенностями дидактического материала и предлагаемых заданий Подгаецкая в книге «Воспитание у учащихся интереса к изучению русского языка» даёт проблемные задания, здания с опознавательной функцией, задания с объяснительной функцией, задания с элементами занимательности, игры, практические методы (рассказы и диалоги).

Задания с опознавательной функцией

1. Определить часть речи, которой не свойственно изменение по родам (сущ.)

2. Одно или несколько частей речи? (1)

Задания с объяснительной функцией

1. Почему дети допускают следующие ошибки: много местов, в лесе, мой полотенец, моя шампунь и др.)

2. Объясните, почему не склоняются краткие прилагательные?

Задания с элементами занимательности

Игры «Шарада»

«Местоимение, предлог меж них фамилия поэта, а целое – известный плод, что зреет на исходе лета» (яблоко)

«Первый слог мой каждый знает – в классах он всегда бывает, мы к нему союз прибавим, сзади дерево поставим, чтобы целое узнать, город следует назвать» (Мелитополь).

Среди игр по морфологии предлагаются кроссворды, ребусы. Можно предложить учащимся сочинить лингвистические сказки, нарисовать портрет изученной части речи.

 

1. Обсуждение конспекта урока и презентации по теме: «Личные местоимения» учителя из интерент ресурсов.

2. Создание собственных заданий по теме «Местоимение», используя произведения А.П.Чехова «Он и она», «Моя «она»», Тургенева «Морское плавание», Пантелеева «Буква «ты» и др.

3. Написание своего конспекта урока по изучению морфологии.


  1. Образовательный портал «Мой университет» – www.moi-universitet.ru

Факультет «Реформа образования» – www.edu-reforma.ru»

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Методика изучения морфологии | Подробный конспект урока
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 308; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.