Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Морское плавание

АНТОН ПАВЛОВИЧ ЧЕХОВ

МОЯ «ОНА»

 

Она, как авторитетно утверждают мои родители и начальники, родилась раньше меня. Правы они или нет, но я знаю только, что я не помню ни одного дня в моей жизни, когда бы я не принадлежал ей и не чувствовал над собой её власти. Она не покидает меня день и ночь; я тоже не выказываю поползновения удрать от неё,— связь, стало быть, крепкая, прочная... Но не завидуйте, юная читательница!.. Эта трогательная связь не приносит мне ничего, кроме несчастий. Во-первых, моя «она», не отступая от меня день и ночь, не даёт мне заниматься делом. Она мешает мне читать, писать, гулять, наслаждаться природой... Я пишу эти строки, а она толкает меня под локоть и ежесекундно, как древняя Клеопатра не менее древнего Антония, манит меня к ложу. Во-вторых, она разоряет меня, как французская кокотка. За её привязанность я пожертвовал ей всем: карьерой, славой, комфортом... По её милости я хожу раздет, живу в дешёвом номере, питаюсь ерундой, пишу бледными чернилами. Всё, всё пожирает она, ненасытная! Я ненавижу её, презираю... Давно бы пора развестись с ней, но не развёлся я до сих пор не потому, что московские адвокаты берут за развод четыре тысячи... Детей у нас пока нет... Хотите знать её имя? Извольте... Оно поэтично и напоминает Лилю, Лелю, Нелли...

Её зовут — Лень.

1885


И.С.Тургенев

 

Я плыл из Гамбурга в Лондон на небольшом пароходе. Нас было двое пассажиров: я да маленькая обезьяна, самка из породы уистити, которую один гамбургский купец отправлял в подарок своему английскому компаньону.
Она была привязана тонкой цепочкой к одной из скамеек на палубе и металась и пищала жалобно, по-птичьи.
Всякий раз, когда я проходил мимо, она протягивала мне свою черную, холодную ручку - и взглядывала на меня своими грустными, почти человеческими глазенками. Я брал ее руку - и она переставала пищать и метаться.
Стоял полный штиль. Море растянулось кругом неподвижной скатертью свинцового цвета. Оно казалось невеликим; густой туман лежал на нем, заволакивая самые концы мачт, и слепил и утомлял взор своей мягкой мглою. Солнце висело тускло-красным пятном в этой мгле; а перед вечером она вся загоралась и алела таинственно и странно.
Длинные прямые складки, подобные складкам тяжелых шелковых тканей, бежали одна за другой от носа парохода и, все ширясь, морщась да ширясь, сглаживались наконец, колыхались, исчезали. Взбитая пена клубилась под однообразно топотавшими колесами; молочно белея и слабо шипя, разбивалась она на змеевидные струи,- а там сливалась, исчезала тоже, поглощенная мглою.
Непрестанно и жалобно, не хуже писка обезьяны, звякал небольшой колокол у кормы.
Изредка всплывал тюлень - и, круто кувыркнувшись, уходил под едва возмущенную гладь.
А капитан, молчаливый человек с загорелым сумрачным лицом, курил короткую трубку и сердито плевал в застывшее море.
На все мои вопросы он отвечал отрывистым ворчанием; поневоле приходилось обращаться к моему единственному спутнику - обезьяне.
Я садился возле нее; она переставала пищать - и опять протягивала мне руку.
Снотворной сыростью обдавал нас обоих неподвижный туман; и погруженные в одинаковую, бессознательную думу, мы пребывали друг возле друга, словно родные.
Я улыбаюсь теперь... но тогда во мне было другое чувство.
Все мы дети одной матери - и мне было приятно, что бедный зверок так доверчиво утихал и прислонялся ко мне, словно к родному.

Ноябрь 1879

И.С.Тургенев. Избранное.
Классическая библиотека "Современника".
Москва: Современник, 1979.

 

Алексей Иванович Пантелеев «Буква «ТЫ» Учил я когда-то одну маленькую девочку читать и писать. Девочку звалиИринушка, было ей четыре года пять месяцев, и была она большая умница. Закаких-нибудь десять дней мы одолели с ней всю русскую азбуку, могли ужесвободно читать и "папа", и "мама", и "Саша", и "Маша", и оставалась у насневыученной одна только, самая последняя буква - "я". И тут вот, на этой последней буковке, мы вдруг с Иринушкой испоткнулись. Я, как всегда, показал ей букву, дал ей как следует ее рассмотреть исказал: - А это вот, Иринушка, буква "я". Иринушка с удивлением на меня посмотрела и говорит: - Ты? - Почему "ты"? Что за "ты"? Я же сказал тебе: это буква "я"! - Буква ты? - Да не "ты", а "я"! Она еще больше удивилась и говорит: - Я и говорю: ты. - Да не я, а буква "я"! - Не ты, а буква ты? - Ох, Иринушка, Иринушка! Наверное, мы, голубушка, с тобой немногопереучились. Неужели ты в самом деле не понимаешь, что это не я, а что этобуква так называется: "я"? - Нет, - говорит, - почему не понимаю? Я понимаю. - Что ты понимаешь? - Это не ты, а это буква так называется: "ты". Фу! Ну в самом деле, ну что ты с ней поделаешь? Как же, скажите намилость, ей объяснить, что я - это не я, ты - не ты, она - не она и чтовообще "я" - это только буква. - Ну, вот что, - сказал я наконец, - ну, давай, скажи как будто просебя: я! Понимаешь? Про себя. Как ты про себя говоришь. Она поняла как будто. Кивнула. Потом спрашивает: - Говорить? - Ну, ну... Конечно. Вижу - молчит. Опустила голову. Губами шевелит. Я говорю: - Ну, что же ты? - Я сказала. - А я не слышал, что ты сказала. - Ты же мне велел про себя говорить. Вот я потихоньку и говорю. - Что же ты говоришь? Она оглянулась и шепотом - на ухо мне: - Ты!.. Я не выдержал, вскочил, схватился за голову и забегал по комнате. Внутри у меня уже все кипело, как вода в чайнике. А бедная Иринушкасидела, склонившись над букварем, искоса посматривала на меня и жалобносопела. Ей, наверно, было стыдно, что она такая бестолковая. Но и мне тожебыло стыдно, что я - большой человек - не могу научить маленького человекаправильно читать такую простую букву, как буква "я". Наконец я придумал все-таки. Я быстро подошел к девочке, ткнул еепальцем в нос и спрашиваю: - Это кто? Она говорит: - Это я. - Ну вот... Понимаешь? А это буква "я"! Она говорит: - Понимаю... А у самой уж, вижу, и губы дрожат и носик сморщился - вот-вот заплачет. - Что же ты, - я спрашиваю, - понимаешь? - Понимаю, - говорит, - что это я. - Правильно! Молодец! А это вот буква "я". Ясно? - Ясно, - говорит. - Это буква ты. - Да не ты, а я! - Не я, а ты. - Не я, а буква "я"! - Не ты, а буква "ты". - Не буква "ты", господи боже мой, а буква "я"! - Не буква "я", господи боже мой, а буква "ты"! Я опять вскочил и опять забегал по комнате. - Нет такой буквы! - закричал я. - Пойми ты, бестолковая девчонка! Нети не может быть такой буквы! Есть буква "я". Понимаешь? Я! Буква "я"! Извольповторять за мной: я! я! я!.. - Ты, ты, ты, - пролепетала она, едва разжимая губы. Потом уронилаголову на стол и заплакала. Да так громко и так жалобно, что весь мой гневсразу остыл. Мне стало жалко ее. - Хорошо, - сказал я. - Как видно, мы с тобой и в самом деле немногозаработались. Возьми свои книги и тетрадки и можешь идти гулять. На сегодня- хватит. Она кое-как запихала в сумочку свое барахлишко и, ни слова мне несказав, спотыкаясь и всхлипывая вышла из комнаты. А я, оставшись один, задумался: что же делать? Как же мы в конце концовперешагнем через эту проклятую букву "я"? "Ладно, - решил я. - Забудем о ней. Ну ее. Начнем следующий урок прямос чтения. Может быть, так лучше будет". И на другой день, когда Иринушка, веселая и раскрасневшаяся после игры,пришла на урок, я не стал ей напоминать о вчерашнем, а просто посадил ее забукварь, открыл первую попавшуюся страницу и сказал: - А ну, сударыня, давайте-ка, почитайте мне что-нибудь. Она, как всегда перед чтением, поерзала на стуле, вздохнула, уткнуласьи пальцем и носиком в страницу и, пошевелив губами, бегло и не переводядыхания, прочла: - Тыкову дали тыблоко. От удивления я даже на стуле подскочил: - Что такое? Какому Тыкову? Какое тыблоко? Что еще за тыблоко? Посмотрел в букварь, а там черным по белому написано: "Якову дали яблоко". Вам смешно? Я тоже, конечно, посмеялся. А потом говорю: - Яблоко, Иринушка! Яблоко, а не тыблоко! Она удивилась и говорит: - Яблоко? Так значит, это буква "я"? Я уже хотел сказать: "Ну конечно, "я"! А потом спохватился и думаю:"Нет, голубушка! Знаем мы вас. Если я скажу "я" - значит - опятьпошло-поехало? Нет, уж сейчас мы на эту удочку не попадемся". И я сказал: - Да, правильно. Это буква "ты". Конечно, не очень-то хорошо говорить неправду. Даже очень нехорошоговорить неправду. Но что же поделаешь! Если бы я сказал "я", а не "ты", ктознает, чем бы все это кончилось. И, может быть, бедная Иринушка так всюжизнь и говорила бы - вместо "яблоко" - тыблоко, вместо "ярмарка" -тырмарка, вместо "якорь" - тыкорь и вместо "язык" - тызык. А Иринушка, славабогу, выросла уже большая, выговаривает все буквы правильно, как полагается,и пишет мне письма без одной ошибки.
Методика изучения орфографии 1. История обучения орфографии.2. Содержание работы по орфографии в школе.3. Система орфографических упражнений.4. Виды диктантов и методика их проведения.5. Работа над орфографическими ошибками учащихся. 6. Фиксация учителем орфографических ошибок в письменных работах.7. Учёт слов орфографическими ошибками.8. Критерии оценок диктантов. 1. Орфографические традиции относят к числу факторов, которые определяют культуру человека. Перед школой стоит задача формирования орфографической грамотности. Под орфографической грамотностью понимается умение писать слова, соблюдая орфографические нормы, т.е. выдерживая традиции единообразного письма. Орфографическая грамотность была всегда заботой школы, но за всю историю русской школы орфографическая грамотность учащихся не достигала идеала. О трудностях формирования грамотности в России 19 в. свидетельствуют различные документы, книги, воспоминания. О невысокой грамотности говорят отчеты инспекторов русских гимназий. Например, из отчета следует, что в конце 19 века ученики гимназии допускали по 6-7 орф. ош. Когда в 1852 году были опубликованы письма Пушкина, выпускника самого престижного учебного заведения (Царскосельского лицея), эти письма показали, что в каждом письме было допущено по 3-5 ош.Почему же нельзя сформировать абсолютную грамотность? Причина орфографических ошибок заключена в сложности русской орфографии: многочисленные исключения из правил. В настоящее время существует 358 основных правил + 63 правила-исключения. Поэтому различают 2 вид орфографической грамотности – абсолютная и относительная. Писать абсолютно грамотно без ошибок невозможно. Можно выработать только относительную грамотность. Школьники не в состоянии овладеть всеми нормами русской орфографии, об этом говорил на съезде учителей Щерба: «Полтораста миллионов, рассеянные по колоссальной территории, не могут говорить одинаково и писать одинаково, но писать должны одинаково».Лингвисты и методисты в разное время говорили об упрощении русской орфографии.Так, в 19 в. первым поставил вопрос об упрощении русской орфографии академик Яков Карлович Грот. В 1903 году при участии лингвистов и методистов была подготовлена реформа орфографии, но она не прошла в связи с протестом общественности. Противником новой орфографии был Л.Н.Толстой. В 1918 году орфографическая реформа прошла (отменены ъ (ер) и ѣ (ять). В середине ХХ века был создан свод правил русской орфографии и пунктуации. Этим сводом мы пользуемся до сих пор. В последние годы вопрос о реформировании русской орфографии является спорным. 2. В школе, считают многие методисты, нужно обучать орфографии в течение всего времени обучения. Мы же заканчиваем изучение орфографии в 7 классе. Целью обучения орфографии в школе является выработка у учащихся навыков грамотного письма. В школьную программу включены следующие орфографические понятия:· Орфограмма;· Тип орфограммы;· Вариант орфограммы;· Актуальная орфограмма;· Условия выбора орфограммы;· Орфографическое правило;· Опознавательный признак орфограммы;· Орфографическая ошибка.Данные понятия делятся на 2 группы: одна группа сообщается ученикам (меньшая часть): орфографическое правило, условие выбора орфограмм, опознавательный признак орфограммы и орфографическая ошибка. Остальное должен осознавать только учитель.В школьную программу как термин включается только одно понятие, это понятие – орфограмма. Орфограмма в переводе на рус. яз. – «правильное письмо». Орфограмма появляется там, где есть трудность, где звуки стоят в слабой позиции. Впервые термин «орфограмма» употребил методист Николай Константинович Кульман в 1913 году. В советский период орфограмма сначала употреблялась в начальной школе и была равнозначна слову «буква». В 1967 г. экспериментальный учебник впервые ввёл понятие орфограммы. Но понадобилось 13 лет, чтобы оно закрепилось в методике. В стабильный учебник русского языка орфограмма вошла в 1980 году.Все орфограммы делятся на 5 типов:1) орфограммы-буквы;2) орфограммы-дефисы;3) орфограммы-пробелы;4) орфограмма-контакт (нулевой знак), т.е. слитное написание, например, невесёлый;5) орфограмма-черточка, т.е. для переноса.Каждый тип орфограммы объединяет целый ряд орфограмм, которые регулируются разными орфографическими правилами, их называют видами орфограмм. 3. При помощи орфографических упражнений разработана ещё в 19 веке и дополненная в 20 в. методика М.В.Ушакова «Изучение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами» (см. книгу Ушакова «Методика правописания» Выделяются несколько типов упражнений по орфографии:1) по месту оформления работы (классная и домашняя);2) по цели проведения работы:- подготовительные;- обучающие;- контрольные.3) по форме (устные и письменные).4) по методам и приёмам:- списывание;- изложение;-сочинение;-диктанты.5) по мыслительным операциям:- аналитические упражнения;- синтетические (от синтез);- аналитико-синтетические.Существует и др. классификации упражнений (например, классификация И.Р.Палей – методы формирования знаний, умений, навыков, методы контроля и др.). Единой классификации упражнений в методике не существует до настоящего времени.Продуктивной (разработанной) оказалась классификация упражнений по орфографии по поставленной цели обучения. По этой классификации выделяются 3 группы упражнений. 1 группу составляют такие, которые подготавливают лингвистическую основу работы над орфограммой. Эти упражнения активизируют физические, лексические, словообразовательные или грамматические навыки, необходимые для работы над данной орфограммой. Например, работая над орфограммой «Буквы е и и в личных окончаниях глаголов». Учитель даёт задания:1 – словообразовательные – по определению состава слова;2 –по грамматике – задания по образованию неопред. ф. глаг. - определение типа спряжения.3 – фонетические задания – подобрать глагол с опорным написанием, т.е. ударное написание глаголов 1 и 2 спряж.4 – лексич. задания – запоминание глаголов-исключения. 2 группа содержит задания, целью которых является работа над отдельными умениями и навыками работы над орфограммой, а, во-вторых, это работа над последовательностью применения орфографического правила, т.е. обучение последовательности мыслительных операций. Эти упражнения способствуют выработке совершенствования орфографических навыков (например – отработка умения видеть орфограмму в слове). Учитель просит подчеркнуть все орфограммы в слове, выделить орфограммы по опознавательным признакам. Учит детей соотносить конкретные случаи написания с формулировкой правила: например, найти и подчеркнуть в слове орфограмму, сделать графическую запись-объяснение данной орфограммы. 3 группу составляют тренировочные упражнения (обучающие и контрольные), которые способствуют автоматизации орфографического навыка, т.е.1. орфографический разбор по образцу.2. списывание с грамматическим и орфографическим заданиями, дописывание.3. диктанты.При обучении орфографии большое значение имеет наглядность, использование таблиц на орфографическое правило, алгоритмов, схем, плакатов, компьютерных презентаций и др. 4. Диктанты – наиболее распространенный вид упражнений по орфографии и пунктуации, формирующий орфографическую и пунктуационную зоркость, активизирующий словарь учащихся. С помощью диктантов определяется уровень владения учащихся практическими умениями и навыками.Диктанты классифицируются1. По цели поведения:· Обучающий;· Контрольно-обучающий («Проверь себя»);· Контрольный.2. По структуре текстов:а) словарный:· диктант по вариантам трудностей одной орфограммы;· диктант на сопоставление нескольких орфографических правил;· диктант на основе тематической группы слов, на основе лексико-грамматической группы слов;б) по связному тексту.3. По характеру записи диктуемого:· без изменения диктуемого;· с изменением диктуемого:- выборочный;- распределительный;- восстановительный;· с графическим изображением диктуемого:- в виде схемы;- в виде условных изображений;- цифровой. 4. По времени объяснения диктуемого:· предупредительный;· комментируемый во время письма;· объяснительный.5. По осложнённости дополнительным заданием:1. творческий;2. с грамматическим заданием.9. По степени изменения текста:· творческий;· свободный;· с продолжением. 10. По восприятию текста:· зрительный;· слуховой;· по памяти (по выученному наизусть тексту). Словарный диктант Этот вид диктантов проводится с целью формирования умений и навыков правописания. Продуктивными являются словарные диктанты, составленные с учётом вариантов трудностей одной орфограммы или составленные на основе сопоставления нескольких орфограмм. Установление вариантов орфограммы – это лингвометодический анализ слов, проводимый с целью выделения типичных трудностей, с которыми сталкиваются учащиеся при изучении орфографического правила. Например, варианты орфограммы «З и С на конце приставок»:- слова с приставкой, которая оканчивается на с, и которые могут употреблятся с приставкой с: расписать – списать; раскинуть – скинуть и др.- слова с приставкой бес-, соотносимые с однокоренными словами, имеющими предлог без (бессердечный – без сердца; бессловесный – без слов);- слова, трудные с т.з. определения их морфемного состава (расчёт, рассчитывать, рассказывать и т.п.). Выборочный диктант Учащемуся необходимо выбрать из текста, воспринимаемого на слух или зрительно, изучаемое языковое явление. С помощью условных обозначений и сокращений ученик обязательно поясняет свой выбор. Например, выбрать из текста словосочетание с типом связи «управление» и обосновать свой выбор или выписать слова с проверяемыми согласными в корне слова, объяснить написание. Распределительный диктант Сопоставляя отдельные слова, словосочетания или предложения, учащиеся распределяют их по заранее условленным группам на основе общих признаков. Например, распределить слова на 3 группы с безударными гласными 1) в корне; 2) в приставке4 3) в окончаниях. Графически обосновать выбор написания. Восстановительный диктант После прослушивания текста диктанта и его подробного анализа учащиеся воспроизводят по памяти текст по основе опорных слов, словосочетаний, оборотов, грамматических основ. Текст читается 3 раза. Графический диктант После прослушивания текста диктанта учащиеся графически обозначают структуру данных слов, словосочетаний или предложений. Например. Прослушайте предложения, составьте и запишите схемы предложений. Цифровой диктант После прослушивания текста диктанта учащиеся записывают номер заданных языковых явлений. Например, определите на слух и запишите номера предложений с обособленными приложениями. Предупредительный диктант Предполагает устное объяснение орфограмм и пунктограмм до записи текста. Комментированный диктант Предполагает построение доказательства на основе орфографического или пунктуационного материала. Объяснение при комментированном диктанте опережает написание. Объяснительный диктант Предполагает объяснение орфограмм или пунктограмм с помощью условных обозначений или сокращений после написания текста диктанта. Диктант по памяти Предполагает предварительную подготовку и запоминание текста. Творческий диктант Предполагает изменения в исходном тексте, обусловленные заданиями. Творческий диктант проводится без предварительного разбора задания. Например, преобразовать 2 простых предложения в одно, осложнённое обособленными оборотами. Диктант с продолжением Предполагает самостоятельную работу учащихся в направлении, указанном учителем. Этот вид диктанта проверяет не только правописание, но и речевые навыки: определить основную мысль высказывании, разворачивать сюжет высказывания, умение вводить в тест микротекст другого типа, умение делать вывод, давать оценку событий и героев. Свободный диктант Является средством подготовки к написанию изложения. Этот вид диктанта даёт возможность проверить умение учащихся правильно использовать лексические и грамматические средства связи предложений и частей текста. Свободный диктант даёт образец правильной речи. Учитель диктует текст по абзацам, а ученики свободно воспроизводят прослушанное. 5. Работа над орфографическими ошибками, допускаемыми учащимися, - важный этап в формировании у них орфографических умений. Она должна проводится учителем регулярно в определенной системе.В методике орфографии имеется 2 понимания сущности предупреждения ошибок:1) предупреждение их появления – вся система работы по орфографии (методика проф. Надежды Николаевны Алгазиной и Л.К. Назаровой);2) непосредственное предупреждение ошибок в отдельных словах перед выполнением тех или иных письменных упражнений (методика М.Т.Баранова).Специальная работа по предупреждению орфографических ошибок имеет 2 формы:1) самоконтроль учащихся за выполнением работы;2) организуемая учителем словарно-орфографическая работа. Самоконтроль ученика – намеренное перечитывание учеником написанного с целью нахождения всевозможных ошибок и их исправления. Специальная работа по предупреждению орфографических ошибок организуется учителем перед выполнением как обучающих, так и контрольных работ. В обоих случаях проводятся различные виды словарно-орфографической работы (предупредительные диктанты, работа с орфографическим словарём и др.) 6. В методике орфографии существует несколько способов фиксации ошибок в тетрадях учащихся:1) ошибка подчеркивается одной чертой, зачеркивается и исправляется, способ показывает, как нужно обозначать, как зачеркивать и как исправлять ошибки,2) обозначается часть слова, в которой есть ошибка (корень, суффикс), это учит нахождению ошибки учащихся в той или иной морфеме;3) подчеркивается всё слово, в котором есть ошибка, он учит нахождению и исправлению ошибки;4) ошибка подчеркивается, учит обдумыванию правильного написания;5) никаких подчеркиваний не делается, на полях ставится условный знак орфографической ошибки - /. Учит поиску ошибки в ряде слов в строке.В предыдущих случаях на полях тоже ставится знак орфографической ошибки.Способ фиксации орфографических ошибок избирается учителем в зависимости от цели работы (обучающая она или контрольная).При проверке контрольной работы, а также изложений и сочинений используются 2 первых способа. При выполнении обучающих упражнений используются все перечисленные выше способы фиксации ошибок. Последовательность их применения определяется целями обучения детей умению находить и исправлять ошибки. Не все учащиеся одновременно овладевают перечисленными умениями, поэтому в одной работе у разных учащихся учитель может использовать разные способы фиксации ошибок, но в течение учебного года необходимо всех детей провести через все способы фиксации. 7. В методике орфографии имеется 2 подхода к регистрации ошибок:1) в специальной тетради учитель записывает общеклассные и индивидуальные ошибки;2) общеклассные ошибки учитывает учитель, а индивидуальные – сами учащиеся.Продуктивным является 2-й подход, он экономнее и эффективнее.Техника учёта заключается в следующем: берется проверенная учителем тетрадь слабого ученика, из неё столбиком записываются слова, где допущены ошибки; после проверки очередных работ учитель, во-первых, отмечает каким-либо знаком (например - /), количество учащихся, допустивших данную ошибку.В конце страницы желательно записать фамилии учащихся, допустивших большое количество ошибок.В результате такого анализа учитель получает ясную картину текущих орфографических затруднений школьников.Для регистрации слов с ошибками в контрольном диктанте требуются 2 стр. (разворот тетрадного листа). Вверху надписывается число, когда проводилась работа, её вид и название, количество писавших, из них – на «5», «4», «3», «2», сколько человек допустило ошибки в корнях слов и т.д.Например, в 5 классе обе страницы делятся на 5 граф:
Ошибки в приставках Ошибки в корне Ошибки в окончании Ошибки в употреблении ъ и ь Ошибки в употреблении большой буквы
         
В 6 классе добавляется ещё несколько граф – ошибки в суффиксах, в употреблении дефиса, на слитные и раздельные написанияБолее сложная форма фиксации ошибок используется на орфографических срезах, диагностических диктантах, расписываются все виды орфограмм, где допущены ошибки.Получив проверенную учителем работу, каждый учащийся выписывает в исправленном виде слова либо в тетради, где писал диктант, либо в особой тетради «Мои ошибки».Организация работы над орфографическими ошибками в контрольном диктанте проводится на специальном уроке. Можно выписанные учителем слова, где сделали ошибки большинство учащихся, разобрать вместе со всеми у доски. Дальше ведётся самостоятельная работа по допщенным ошибкам каждого учащегося индивидуально в свое тетради, где в словах выделяются орфограммы и обозначаются части слов, в которых они находятся.Из общеклассных словников, собранных учителем при проверке тетрадей, готовятся словарные диктанты – обобщающие и контрольные. Регулярное обращение к трудным словам невольно заставляет учащихся систематически заглядывать в свои записи для заучивания написания этих слов 8.

Диктант оценивается одной отметкой.

Оценка "5" выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней 1-й негрубой орфографической или 1-й негрубой пунктуационной ошибки.

Оценка "4" выставляется при наличии в диктанте 2-х орфографических и 2-х пунктуационных ошибок, или 4-х пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок. Оценка "4" может выставляться при 3-х орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.

Оценка "3" выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. Оценка "3" может быть поставлена также при наличии 6-ти орфографических и 6-ти пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.

Оценка "2" выставляется за диктант, в котором допущено до 7-ми орфографических и 7-ми пунктуационных ошибок, или 6-ти орфографических и 8-ми пунктуационных ошибок, 5-ти орфографических и 9-та пунктуационных ошибок, 8-ми орфографических и 6-ти пунктуационных ошибок.

При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом "1"

Объем диктанта устанавливается: для 5 класса – 90-100 слов, для 6 класса – 100-110, для 7 – 110-120, для 8 – 120-150, для 9 – 150-170 слов. (При подсчете слов учитываются как самостоятельные так и служебные слова.)

Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Он может состоять из следующего количества слов: для 5 класса – 15-20, для 6 класса – 20-25 слов, для 7 класса -25-30, для 8 класса – 30-35, для 9 класса – 35-40 слов.

Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретенных навыков. Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам.

Для контрольных диктантов следует подбирать такие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограммы были бы представлены не менее 2-3 случаями. Из изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные: они должны быть представлены 1-3 случаями. В целом количество проверяемых орфограмм не должно превышать в 5 классе -12 различных орфограмм и 2-3 пунктограммы, в 6 классе -16 различных орфограмм и 3-4 пунктограммы, в 7 классе -20 различных орфограмм и 4-5 пунктограмм, в 8 классе -24 различных орфограмм и 10 пунктограмм, в 9 классе -24 различных орфограмм и 15 пунктограмм.

В текст контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые в достаточной мере закреплялись (не менее чем на 2-3 предыдущих уроках).

В диктантах должно быть в 5 классе – не более 5 слов, в 6-7 классах – не более 7 слов, в 8-9 классах – не более 10 различных слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями, правописанию которых ученики специально обучались.

До конца первой четверти (а в 5 классе – до конца первого полугодия) сохраняется объем текста, рекомендованный для предыдущего класса.

При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:

1) В переносе слов;

2) На правила, которые не включены в школьную программу;

3) На еще не изученные правила;

4) В словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;

5) В передаче авторской пунктуации.

Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля).

При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, то есть не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну. К негрубым относятся ошибки:

1) В исключениях из правил;

2) В написании большой буквы в составных собственных наименованиях;

3) В случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;

4) В случаях раздельного и слитного написания «не» с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;

5) В написании ы и и после приставок;

6) В случаях трудного различия не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не …; не кто иной как; ничто иное не…; не что иное как и др.);

7) В собственных именах нерусского происхождения;

8) В случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;

9) В пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.

Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.

Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) в фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.

Не считаются однотипными ошибками на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода – воды, рот – ротик, грустный – грустить, резкий – резок).

Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная.

Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибок, то все они считаются за одну ошибку.

При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на 1 балл. Отличная оценка не выставляется при наличии 3-х и более исправлений.


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Подробный конспект урока | Методические рекомендации
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 875; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.046 сек.